ЧТО СТОИТ ЗА ТРЕМЯ МИЛЛИОНАМИ©
В конце мая парламентом в первом чтении был принят Закон «Об аудиторской деятельности». Одно из главных его новшеств, от которого во многом зависят перспективы развития аудита на ближайшие годы, — увеличение порога выручки проверяемых субъектов для обязательного аудита с 600 тысяч евро до 3 млн. евро выручки хозяйствующих субъектов. Пятикратное увеличение этого критерия в белорусских рублях в условиях инфляции было бы не столь болезненно, но в евро — это слишком много. К каким последствиям это приведет?В конце мая парламентом в первом чтении был принят Закон «Об аудиторской деятельности». Одно из главных его новшеств, от которого во многом зависят перспективы развития аудита на ближайшие годы, — увеличение порога выручки проверяемых субъектов для обязательного аудита с 600 тысяч евро до 3 млн. евро выручки хозяйствующих субъектов. Пятикратное увеличение этого критерия в белорусских рублях в условиях инфляции было бы не столь болезненно, но в евро — это слишком много. К каким последствиям это приведет?
Вероятно, такое новшество, продиктованное, казалось бы, благими намерениями сближения с мировой практикой, развития инициативного аудита и т.д., отрицательно скажется на аудиторской деятельности в республике и на экономике в целом. Прежде всего значительно упадут объемы аудиторских услуг, в структуре которых обязательный аудит занимает сегодня более 40%. Соответственно, сократится количество аудиторов и аудиторских организаций. Чтобы не быть голословным, выполним нехитрые расчеты.
По данным Минфина, в 2011 г. 146 аудиторскими организациями было проверено 5628 предприятий, а объем оказанных услуг составил 86,6 млрд. Br. В этой сумме, помимо аудиторских проверок, имеются и другие — сопутствующие услуги. Поскольку статистики по их структуре нет, воспользуемся данными рейтинга 26 ведущих аудиторских компаний за 2011 г., опубликованного Минфином. На эти компании приходится более 35% объема аудиторских услуг, так что исследуемая нами выборка вполне репрезентативна.
Итак, из выручки в 30,85 млрд. Br, полученной 26 компаниями, 23,39 млрд., или 75,8% приходится на аудиторские проверки. Экстраполируя этот показатель на общий объем выручки всех 146 фирм, получаем, что их выручка от аудиторских проверок в целом по республике составила 65,64 млрд. Br (86, 6 млрд. х 0,758). Какая часть этой суммы приходится на обязательный аудит?
Анализ, проведенных рядом аудиторских компаний, показывает, что обязательный аудит в общем объеме аудиторских проверок составляет у них в настоящее время от 70% до 90%. Таким образом, выручка от обязательного аудита составила в 2011 г. не менее 45,95 млрд. Br (65,64 млрд. х 0,7), т.е. более 50% объемов аудиторских услуг.
Как заявил заместитель Министра финансов Иван Шунько, в результате принятия новой редакции Закона количество организаций, подлежащих обязательному аудиту, сократится примерно в 5 раз: с 7,1 тыс. до 1,4 тыс. субъектов. Надо полагать, что «недостающие» 1,5 тысячи проверявшихся субъектов — клиенты аудиторов — индивидуальных предпринимателей, которые статистические данные о своей деятельности не представляют.
Ожидаемое Минфином пятикратное сокращение количества организаций, подлежащих обязательному аудиту, приведет к соответствующему снижению выручки от его проведения. С учетом приведенных расчетов, если бы в 2011 г. действовал 3-миллионный критерий проведения обязательного аудита, то выручка от его проведения составила бы менее 10 млрд. Br. Таким образом, потери выручки аудиторских организаций в ценах прошлого года составили бы примерно 35 млрд. Br — 40% общего объема!
В будущем повышение данного критерия приведет к весьма печальным последствиям. В первую очередь сокращение объема заказов отразится на аудиторах — ИП: к ним вряд ли станут обращаться предприятия с выручкой, превышающей 3 млн. EUR (более 30 млрд. Br в эквиваленте). Предприниматели, потерявшие клиентуру, будут стараться «прибиться» к аудиторским организациям. Однако те, частично потеряв в объемах, вряд ли смогут принять в штат новых сотрудников, даже с учетом требований об увеличении числа аттестованных аудиторов с 3 до 5 и запрета на оказание услуг внештатными работниками.
Сокращение рынка заставит не только аудиторов — ИП, но и аудиторов, ныне работающих в аудиторских компаниях, искать свое новое место «под солнцем», скорее всего — в качестве бухгалтеров. По нашей оценке, возможные потери аудиторского корпуса могут составить в ближайшие 2–3 года около 500 специалистов.
Представляется, что в такой ситуации существенно усилят свое влияние на отечественном рынке международные аудиторские организации и их представители. Они традиционно проверяют банки и крупные предприятия, у которых уже сегодня объем выручки значительно превышает 3 млн. EUR. Так что их изменение критериев обязательного аудита не затронет.
Зато оно повлияет на состояние бухучета и налогообложения в республике. В частности, существенно ослабнет независимая система контроля хозяйственной деятельности, осуществляемая сегодня аудиторскими компаниями. В результате резко возрастет количество ошибок в бухучете и исчислении налогов. Это особенно некстати в то время, когда идет кардинальная перестройка национальной системы бухгалтерского учета и произошли серьезные изменения в налоговом законодательстве. Появление новых понятий, элементов и методов бухучета, механизмов налогового стимулирования (амортизационная премия, перенос убытков прошлых лет на будущее и т.д.), как показывает опыт работы в I полугодии 2012 г., непросты для понимания и требуют времени для освоения. Очевидно, что в переходный период бухгалтеры будут допускать немало ошибок в бухучете и в исчислении налогов. Учитывая, что в последние 2–3 года существенно сократилось количество проверок налоговыми и иными контрольными органами, вывод более 5000 организаций из-под системы аудиторского контроля может привести к многочисленным учетным и налоговым нарушениям. Вряд ли в этом заинтересованы государство и бизнес-сообщество. Между тем именно аудит является одной из наиболее эффективных профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Безусловно, в перспективе — по мере развития частной собственности — надо идти от обязательного аудита к инициативному. Но такое движение должно быть пошаговым, а не столь радикальным и не с такими отрицательными последствиями, которые мы можем получить уже в ближайшие несколько лет.