Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что следует учесть организациям торговли и общественного питания при формировании учетной политики на 2019 год

Одной из самых главных задач бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах. Основные аспекты ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемые организацией, регламентируются в учетной политике.

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

№ п/п

Разделы учетной политики

Основные возможные аспекты учетной политики, применяемые организацией

1

Общее положение

Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. 1. Основной задачей бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах.2. Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляется в соответствии с законодательством РБ:– Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);– Типовым планом счетов бухгалтерского учета, установленным постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, (далее – Типовой план счетов, постановление № 50);– Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением № 50;– Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. Минфином от 30.09.2011 № 102, и другими нормативно-правовыми актами.3. Изменения и дополнения в учетную политику вносятся в установленном порядке в случаях изменения законодательства РБ, изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации.

2

Принципы формирования учетной политики

Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

3

Организация бухгалтерского и налогового учета

1. Обязанность руководителя в организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.2. Ответственность должностных лиц в части нарушения требований законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.

4

Руководство бухгалтерским и налоговым учетом

Обязанность главного бухгалтера в организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

5

Форма и регистры бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона № 57-З).Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной, с ручной обработкой данных и др.Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:– наименование регистра;– наименование организации;– даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен

регистр;– хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций;– оценка хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;– должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи (ст. 11 Закона № 57-З).

6

Применяемые организацией виды учетной оценки

Учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона № 57-З)Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:– первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;– приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;– переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;– другие виды учетной оценки, установленные законодательством РБ (ст. 12 Закона № 57-З).

7

Внесение изменений и дополнений в учетную политику

Учетная политика организации не изменяется, за исключением следующих случаев:– изменения законодательства РБ;– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации (п. 7 ст. 9 Закона № 57-З).Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации и утверждены руководителем организации (п. 8 ст. 9 Закона № 57-З).

8

Перечень разработанных организацией самостоятельно для применения формы первичных учетных документов

1. Перечень разработанных организацией самостоятельно для применения формы первичных учетных документов.В качестве таких форм можно использовать приведенные в приложениях к Методическим рекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. постановлением Минторга от 09.04.2007 № 74 (далее – Методические рекомендации № 74).2. Сроки оформления и представления согласно графику документооборота. Пример. У организации, осуществляющей розничную торговлю и общественное питание, происходит внутреннее перемещение товаров со склада в производство без выезда на автомобильные дороги общего пользования. Законодательно определено, что оформлять ТН, ТТН необязательно. Поэтому организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов внутреннего перемещения.

9

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:– при реорганизации или ликвидации организации;– перед составлением годовой отчетности;– при смене материально ответственных лиц;– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;– при возникновении чрезвычайных ситуаций;– в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ (ст. 13 Закона № 57-З) Следует обратить внимание! В учетной политике необходимо закрепить количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения, перечень активов и обязательств и др.Пример. В учетной политике можно определить следующий порядок проведения инвентаризации:– инвентаризация обязательств проводится по состоянию на начало каждого квартала путем подписания актов сверок;– инвентаризация остатков горюче-смазочных материалов в резервуарах, баках транспортных средств проводится ежемесячно в каждый последний день месяца путем замера остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств; машин и механизмов на конец отчетного месяца по показаниям приборов;– инвентаризация медикаментов проводится ежемесячно на последний день месяца, одновременно осуществляется проверка сроков годности медикаментов и т.д.

10

План счетов бухгалтерского учета

1. На основе Типового плана счетов организация разрабатывает рабочий план счетов, а также аналитические статьи учета, исходя из функций управления, включая анализ, контроль и отчетность.2. Организации предоставляется право вводить, уточнять субсчета второго, третьего порядка.Справочно: рабочий план счетов утверждается руководителем организации и является приложением к учетной политике организации.

11

График документооборота

1. Регламентация движения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета приводится в графике документооборота.2. Ответственность за нарушение сроков представления отчетности.

12

Учет долгосрочных активов.Учет основных средств

1. Организация ведения бухгалтерского учета основных средств.2. Учет поступления и движения основных средств.3. Критерии отнесения активов к основным средствам.Инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления согласно:– Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина 30.04.2012 № 26, могут быть отнесены к основным средствам; – Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), могут быть отнесены к запасам.Обратите внимание! Критерии отнесения активов к основным средствам или к запасам следует закрепить в учетной политике, так как законодательно не закреплена величина критерия. Пример. Организация может оговорить стоимостной критерий отнесения указанных активов к основным средствам, к примеру, 20 или 30 базовых величин.

 

 

Также вне зависимости от стоимости и срока службы к основным средствам организация вправе отнести объекты оргтехники (сканеры, принтеры, системные блоки, мониторы, серверы, проекторы, копировальные аппараты, многофункциональные устройства).4. Определение шифра основного средства, нормативного срока службы и срока полезного использования.При классификации основных средств следует руководствоваться нормативными сроками службы основных средств, установленными постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161.5. Определение первоначальной стоимости основных средств при принятии к бухгалтерскому учету при их вводе в эксплуатацию.6. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств.Комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика (п. 24 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6).7. Способы начисления амортизации.В учетной политике следует прописать способ начисления амортизации: линейным способом, методом суммы чисел лет; методом уменьшаемого остатка, производительным способом.8. Организация ведения бухгалтерского учета лома драгоценных металлов, полученных при демонтаже объектов основных средств.

13

Учет нематериальных активов

1. Организация ведения бухгалтерского учета нематериальных активов.2. Оценка нематериальных активов при их приобретении.

14

Учет и списание запасов

1. Организация учета материальных запасов.2. Погашение стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте.Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в соответствии с учетной политикой организации (п. 107 Инструкции № 133).Пример. Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, организация, прописав в учетной политике, может:– переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со складов в эксплуатацию, и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) – при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;– по предметам до одной базовой величины – списывать единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию.3. Методический аспект бухгалтерского учета:– оценка производственных запасов;– отпуск запасов в производство (по учетным ценам с учетом отклонений);– применение способа средних оценок фактической себестоимости использования материалов.

15

Учет кассовых операций

1. Проведение, учет и оформление кассовых операций.2. Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет.3. Отражение поступления и выдачи наличных денежных средств в регистре бухгалтерского учета «Кассовая книга» (Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 № 107;Постановление Минфина от 29.03.2010 № 38 «Об установлении форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»).Справочно: ведение регистра бухгалтерского учета «Кассовая книга» допускается в электронном виде при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов. При этом листы кассовой книги должны формироваться в виде выходной формы «Вкладной лист кассовой книги» с одновременным формированием выходной формы «Отчет кассира».

16

Учет издержек обращения

Издержки обращения – это затраты торговых организаций, связанные с продвижением товаров до конечного потребителя. Торговые организации учитывают на сч. 44 «Расходы на реализацию» как затраты, связанные с реализацией товаров (издержки обращения), так и затраты, связанные с управлением организацией.Аналитический учет издержек обращения ведется по статьям установленной номенклатуры, согласно Методическим указаниям по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утв. постановлением Минторга от 20.09.2002 № 86 (далее – Методические указания № 86).

17

Затраты, связанные с приобретением товаров

Согласно законодательству, для учета затрат, связанных с приобретением товара, предусмотрено два варианта ведения учета. Затраты, непосредственно связанные с приобретением товара:первый вариант – включаются в состав расходов на реализацию;второй вариант – относятся на увеличение стоимости товаров.Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляется в учетной политике организации (п.п. 7, 8 Инструкции № 133, Письмо Минфина от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1 «О порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров»).

18

Оценка запасов

Товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары:первый вариант – по стоимости их приобретения.Учетная оценка товара на сч. 41 «Товары»;второй вариант – по розничным ценам с использованием сч. 42 «Торговая наценка», на котором отражаются суммы торговых наценок и налогов (п. 8 Инструкции № 133).

19

Учет и оценка

товаров

Учет движения товаров:– на складах ведется в количественно-стоимостном измерении;– в розничной торговле – в стоимостном.Обратите внимание! Количественно-стоимостной учет движения товаров в розничной торговле может быть введен при использовании системного кассового терминала.Учет движения сырья, готовых изделий на производстве (кухне) организаций общественного питания ведется в стоимостном выражении (п. 1.3.1 Методических рекомендаций № 74).В случаях, если есть возможность ведения обоих вариантов учета движения товара, в учетной политике указывают используемый вариант.

20

Учет реализованных торговых надбавок

В конце месяца производится расчет торговых надбавок на остаток товара:– первый способ – метод прямого счета (возможен при ведении количественно-стоимостного учета)– второй способ – метод среднего процента;– иные способы.Способы расчета торговых надбавок, определяемые организацией, закрепляют в учетной политике.

21

Учет транспортных затрат

Законодательство не определяет обязательный порядок расчета транспортных затрат, относящихся к нереализованным товарам. Организациям рекомендовано использовать способ, предложенный в п. 5.3 Методических указаний № 86, и закрепить данный способ в учетной политике.

22

Нормы потерь столовой посуды, столовых приборов, столовогобелья и производственного инвентаря

Законодательно не определены нормы потерь столовой посуды, столовых приборов, столового белья и производственного инвентаря в торговых объектах общественного питания. Следовательно, данные нормы организации вправе самостоятельно определить и прописать в учетной политике.

23

Учет потерь товаров в связи

с «забывчивостью

покупателей»

Данный резерв применяется в магазинах (отделах) самообслуживания с открытой выкладкой товара. Списание потерь на самообслуживание производится в сумме фактических потерь в пределах рекомендуемых норм Приказа Минторга от 27.10.1999 № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров».Данный процент следует закрепить в учетной политике организации.

24

Финансовый

результат

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг отражается по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. сч.Чтобы по дебету сч. 90 стоимость реализованных товаров довести до покупной стоимости, в конце месяца определяются торговые надбавки (скидки) по расчету среднего процента и отражаются сторнировочной записью:Д-т субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции» – К-т сч. 42–1. Начисленный по расчету за отчетный период НДС от реализации товаров отражается:Д-т субсч. 90–2 «НДС, начисленный из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» – К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» и одновременно составляется сторнировочная запись:Д-т субсч. 90–2 – К-т субсч. 42–3 «НДС в цене товара».Затраты, связанные с управлением организации, отражаются:Д-т сч. 90 (субсч. 90-5 «Управленческие расходы») – К-т сч.сч. 25 «Общепроизводственные затраты» (в части условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат), 26 «Общехозяйственные затраты», 44.Перечень затрат, относящихся к каждой группе, можно отразить в учетной политике организации.Расходы на реализацию отражаются:Д-т сч. 90 (субсч. 90-6 «Расходы на реализацию») – К-т сч. 44.В конце месяца при закрытии сч. 90 выявляется финансовый результат:– по дебету отражается стоимость товара по покупной стоимости и налоги с их реализации;– по кредиту отражается выручка от реализации по продажным ценам.

25

Хранение документов бухгалтерского учета

и отчетности

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность хранятся в течение сроков, установленных Перечнем типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 140.При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений (ст. 18 Закона № 57-З).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by