Что следует учесть организациям торговли и общественного питания при формировании учетной политики на 2019 год
Одной из самых главных задач бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах. Основные аспекты ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемые организацией, регламентируются в учетной политике.
Учетная политика в целях бухгалтерского учета
№ п/п |
Разделы учетной политики |
Основные возможные аспекты учетной политики, применяемые организацией |
1 |
Общее положение |
Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. 1. Основной задачей бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах.2. Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляется в соответствии с законодательством РБ:– Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);– Типовым планом счетов бухгалтерского учета, установленным постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, (далее – Типовой план счетов, постановление № 50);– Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением № 50;– Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. Минфином от 30.09.2011 № 102, и другими нормативно-правовыми актами.3. Изменения и дополнения в учетную политику вносятся в установленном порядке в случаях изменения законодательства РБ, изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации. |
2 |
Принципы формирования учетной политики |
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности. |
3 |
Организация бухгалтерского и налогового учета |
1. Обязанность руководителя в организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.2. Ответственность должностных лиц в части нарушения требований законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. |
4 |
Руководство бухгалтерским и налоговым учетом |
Обязанность главного бухгалтера в организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. |
5 |
Форма и регистры бухгалтерского учета |
Форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона № 57-З).Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной, с ручной обработкой данных и др.Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:– наименование регистра;– наименование организации;– даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;– хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций;– оценка хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;– должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи (ст. 11 Закона № 57-З). |
6 |
Применяемые организацией виды учетной оценки |
Учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона № 57-З)Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:– первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;– приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;– переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;– другие виды учетной оценки, установленные законодательством РБ (ст. 12 Закона № 57-З). |
7 |
Внесение изменений и дополнений в учетную политику |
Учетная политика организации не изменяется, за исключением следующих случаев:– изменения законодательства РБ;– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации (п. 7 ст. 9 Закона № 57-З).Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации и утверждены руководителем организации (п. 8 ст. 9 Закона № 57-З). |
8 |
Перечень разработанных организацией самостоятельно для применения формы первичных учетных документов |
1. Перечень разработанных организацией самостоятельно для применения формы первичных учетных документов.В качестве таких форм можно использовать приведенные в приложениях к Методическим рекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. постановлением Минторга от 09.04.2007 № 74 (далее – Методические рекомендации № 74).2. Сроки оформления и представления согласно графику документооборота. Пример. У организации, осуществляющей розничную торговлю и общественное питание, происходит внутреннее перемещение товаров со склада в производство без выезда на автомобильные дороги общего пользования. Законодательно определено, что оформлять ТН, ТТН необязательно. Поэтому организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов внутреннего перемещения. |
9 |
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации |
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:– при реорганизации или ликвидации организации;– перед составлением годовой отчетности;– при смене материально ответственных лиц;– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;– при возникновении чрезвычайных ситуаций;– в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ (ст. 13 Закона № 57-З) Следует обратить внимание! В учетной политике необходимо закрепить количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения, перечень активов и обязательств и др.Пример. В учетной политике можно определить следующий порядок проведения инвентаризации:– инвентаризация обязательств проводится по состоянию на начало каждого квартала путем подписания актов сверок;– инвентаризация остатков горюче-смазочных материалов в резервуарах, баках транспортных средств проводится ежемесячно в каждый последний день месяца путем замера остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств; машин и механизмов на конец отчетного месяца по показаниям приборов;– инвентаризация медикаментов проводится ежемесячно на последний день месяца, одновременно осуществляется проверка сроков годности медикаментов и т.д. |
10 |
План счетов бухгалтерского учета |
1. На основе Типового плана счетов организация разрабатывает рабочий план счетов, а также аналитические статьи учета, исходя из функций управления, включая анализ, контроль и отчетность.2. Организации предоставляется право вводить, уточнять субсчета второго, третьего порядка.Справочно: рабочий план счетов утверждается руководителем организации и является приложением к учетной политике организации. |
11 |
График документооборота |
1. Регламентация движения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета приводится в графике документооборота.2. Ответственность за нарушение сроков представления отчетности. |
12 |
Учет долгосрочных активов.Учет основных средств |
1. Организация ведения бухгалтерского учета основных средств.2. Учет поступления и движения основных средств.3. Критерии отнесения активов к основным средствам.Инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления согласно:– Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина 30.04.2012 № 26, могут быть отнесены к основным средствам; – Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), могут быть отнесены к запасам.Обратите внимание! Критерии отнесения активов к основным средствам или к запасам следует закрепить в учетной политике, так как законодательно не закреплена величина критерия. Пример. Организация может оговорить стоимостной критерий отнесения указанных активов к основным средствам, к примеру, 20 или 30 базовых величин. |
|
|
Также вне зависимости от стоимости и срока службы к основным средствам организация вправе отнести объекты оргтехники (сканеры, принтеры, системные блоки, мониторы, серверы, проекторы, копировальные аппараты, многофункциональные устройства).4. Определение шифра основного средства, нормативного срока службы и срока полезного использования.При классификации основных средств следует руководствоваться нормативными сроками службы основных средств, установленными постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161.5. Определение первоначальной стоимости основных средств при принятии к бухгалтерскому учету при их вводе в эксплуатацию.6. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств.Комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика (п. 24 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6).7. Способы начисления амортизации.В учетной политике следует прописать способ начисления амортизации: линейным способом, методом суммы чисел лет; методом уменьшаемого остатка, производительным способом.8. Организация ведения бухгалтерского учета лома драгоценных металлов, полученных при демонтаже объектов основных средств. |
13 |
Учет нематериальных активов |
1. Организация ведения бухгалтерского учета нематериальных активов.2. Оценка нематериальных активов при их приобретении. |
14 |
Учет и списание запасов |
1. Организация учета материальных запасов.2. Погашение стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте.Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в соответствии с учетной политикой организации (п. 107 Инструкции № 133).Пример. Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, организация, прописав в учетной политике, может:– переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со складов в эксплуатацию, и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) – при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;– по предметам до одной базовой величины – списывать единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию.3. Методический аспект бухгалтерского учета:– оценка производственных запасов;– отпуск запасов в производство (по учетным ценам с учетом отклонений);– применение способа средних оценок фактической себестоимости использования материалов. |
15 |
Учет кассовых операций |
1. Проведение, учет и оформление кассовых операций.2. Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет.3. Отражение поступления и выдачи наличных денежных средств в регистре бухгалтерского учета «Кассовая книга» (Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 № 107;Постановление Минфина от 29.03.2010 № 38 «Об установлении форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»).Справочно: ведение регистра бухгалтерского учета «Кассовая книга» допускается в электронном виде при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов. При этом листы кассовой книги должны формироваться в виде выходной формы «Вкладной лист кассовой книги» с одновременным формированием выходной формы «Отчет кассира». |
16 |
Учет издержек обращения |
Издержки обращения – это затраты торговых организаций, связанные с продвижением товаров до конечного потребителя. Торговые организации учитывают на сч. 44 «Расходы на реализацию» как затраты, связанные с реализацией товаров (издержки обращения), так и затраты, связанные с управлением организацией.Аналитический учет издержек обращения ведется по статьям установленной номенклатуры, согласно Методическим указаниям по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утв. постановлением Минторга от 20.09.2002 № 86 (далее – Методические указания № 86). |
17 |
Затраты, связанные с приобретением товаров |
Согласно законодательству, для учета затрат, связанных с приобретением товара, предусмотрено два варианта ведения учета. Затраты, непосредственно связанные с приобретением товара:первый вариант – включаются в состав расходов на реализацию;второй вариант – относятся на увеличение стоимости товаров.Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляется в учетной политике организации (п.п. 7, 8 Инструкции № 133, Письмо Минфина от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1 «О порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров»). |
18 |
Оценка запасов |
Товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары:первый вариант – по стоимости их приобретения.Учетная оценка товара на сч. 41 «Товары»;второй вариант – по розничным ценам с использованием сч. 42 «Торговая наценка», на котором отражаются суммы торговых наценок и налогов (п. 8 Инструкции № 133). |
19 |
Учет и оценка товаров |
Учет движения товаров:– на складах ведется в количественно-стоимостном измерении;– в розничной торговле – в стоимостном.Обратите внимание! Количественно-стоимостной учет движения товаров в розничной торговле может быть введен при использовании системного кассового терминала.Учет движения сырья, готовых изделий на производстве (кухне) организаций общественного питания ведется в стоимостном выражении (п. 1.3.1 Методических рекомендаций № 74).В случаях, если есть возможность ведения обоих вариантов учета движения товара, в учетной политике указывают используемый вариант. |
20 |
Учет реализованных торговых надбавок |
В конце месяца производится расчет торговых надбавок на остаток товара:– первый способ – метод прямого счета (возможен при ведении количественно-стоимостного учета)– второй способ – метод среднего процента;– иные способы.Способы расчета торговых надбавок, определяемые организацией, закрепляют в учетной политике. |
21 |
Учет транспортных затрат |
Законодательство не определяет обязательный порядок расчета транспортных затрат, относящихся к нереализованным товарам. Организациям рекомендовано использовать способ, предложенный в п. 5.3 Методических указаний № 86, и закрепить данный способ в учетной политике. |
22 |
Нормы потерь столовой посуды, столовых приборов, столовогобелья и производственного инвентаря |
Законодательно не определены нормы потерь столовой посуды, столовых приборов, столового белья и производственного инвентаря в торговых объектах общественного питания. Следовательно, данные нормы организации вправе самостоятельно определить и прописать в учетной политике. |
23 |
Учет потерь товаров в связи с «забывчивостью покупателей» |
Данный резерв применяется в магазинах (отделах) самообслуживания с открытой выкладкой товара. Списание потерь на самообслуживание производится в сумме фактических потерь в пределах рекомендуемых норм Приказа Минторга от 27.10.1999 № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров».Данный процент следует закрепить в учетной политике организации. |
24 |
Финансовый результат |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг отражается по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. сч.Чтобы по дебету сч. 90 стоимость реализованных товаров довести до покупной стоимости, в конце месяца определяются торговые надбавки (скидки) по расчету среднего процента и отражаются сторнировочной записью:Д-т субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции» – К-т сч. 42–1. Начисленный по расчету за отчетный период НДС от реализации товаров отражается:Д-т субсч. 90–2 «НДС, начисленный из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» – К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» и одновременно составляется сторнировочная запись:Д-т субсч. 90–2 – К-т субсч. 42–3 «НДС в цене товара».Затраты, связанные с управлением организации, отражаются:Д-т сч. 90 (субсч. 90-5 «Управленческие расходы») – К-т сч.сч. 25 «Общепроизводственные затраты» (в части условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат), 26 «Общехозяйственные затраты», 44.Перечень затрат, относящихся к каждой группе, можно отразить в учетной политике организации.Расходы на реализацию отражаются:Д-т сч. 90 (субсч. 90-6 «Расходы на реализацию») – К-т сч. 44.В конце месяца при закрытии сч. 90 выявляется финансовый результат:– по дебету отражается стоимость товара по покупной стоимости и налоги с их реализации;– по кредиту отражается выручка от реализации по продажным ценам. |
25 |
Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности |
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность хранятся в течение сроков, установленных Перечнем типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 140.При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений (ст. 18 Закона № 57-З). |