Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
05.03.2019 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №17 (2218) от 05.03.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что сказал Президент об экономике

Фото: пресс-служба президента Беларуси

Анализируя «Большой разговор», состоявшийся в конце прош­лой недели, остановимся лишь на рассмотрении экономических вопросов, напрямую затрагивающих интересы белорусских граждан и субъектов хозяйствования.

Развитие предпринимательства и приватизация

Глава государства считает, что в Беларуси очень много сделано, чтобы обычный человек мог зарабатывать для себя и семьи. Другое дело, что гражданам страны надо самим «шевелиться».

«Мы создали все условия, начиная от мелкого предпринимательства до ИT... В частности, в сфере предпринимательства, создания новых предприятий, особенно на селе, созданы беспрецедентные условия», – уверен Президент.

Похожее мнение у руководителя государства и о ситуации с приватизацией. Президент считает, никто никому в Беларуси не мешает приватизировать предприятия, нужно лишь соблюсти определенные процедуры. Это сигнал к распродаже промышленных объектов или такой взгляд на существующее положение дел?

Зато однозначно ясно, что Алек­сандр Лукашенко не готов к реформам в аграрной сфере: «бросать в омут приватизации» все еще не окрепшее сельское хозяйство, передав его в руки частного бизнеса и лишив дотаций, он не станет.

Что касается прозвучавшего в ходе беседы мнения о том, что, возможно, в Беларуси пора перестать «кошмарить» бизнес, Александр Лукашенко считает, что единственной причиной, по которой сегодня это происходит, является неуплата налогов.

Возможно, главе государства про­сто неизвестны многочисленные случаи никак не связанного с налогами давления на частный бизнес и руководство госпредприятий со стороны многочисленных контролирующих структур. Между тем, до полного воплощения в жизнь формулы «уплати налоги – и спи спокойно» нам еще очень далеко.

Поставки белорусской продукции

Беларусь, по словам Президента, поставляет в Россию свое самое лучшее продовольствие. В то же время там велико давление отраслевых лоббистов, и поставки блокируются.

«Надо прекратить правительству России лоббировать эти кланы, эти группы, в которых крупный бизнес сросся с властью и проталкивает свои вопросы», – считает Александр Лукашенко.

В качестве примера он привел бывшего министра сельского хозяйства России Александра Ткачева, одного из крупнейших российских сельскохозяйственных «баронов». «И вы думаете, что он пропустит наш сахар, по качеству лучший, на территорию России, если за последний год он 7 или 10 заводов дополнительно скупил и производил этот сахар?» – задал риторический вопрос Президент. По его словам, всем известно, что белорусский сахар хороший, качественный, пред­приятия модернизированы, сертифицированы, в т.ч. для поставок в Россию, но сильные конкуренты никому не нужны.

И такая ситуация складывается и в некоторых других отраслях. В част­ности, сейчас полностью запрещены поставки в Россию продукции 11 молочных предприятий и 7 государственных мясокомбинатов, 13 молочных предприятий – «закрыты» частично.

«Зачем вы это делаете, зная, что белорусская продукция абсолютно чистая? Мы, понимая, что вы к нам на границе относитесь так принципиально, вообще на российский рынок поставляем самое луч­шее, что производим, чтоб нам не предъявляли претензий», – заявил Александр Лукашенко.

Вопрос о поставках в Россию санк­ционной продукции других стран под маркой белорусской он упоминать не стал.

Разрешения на грузоперевозки

Один из важных вопросов в отношениях двух стран, который давно требует решения, – это «дозволы» – разрешения на грузоперевозки в/из третьих стран. И Президент не мог его обойти. Напомним, что в свое время Беларусь в одностороннем порядке отменила разрешительную систему для российских перевозчиков, однако Россия не стала принимать аналогичных мер. При этом для нашей страны были введены разрешения нескольких категорий (по каждой есть запреты на перевозки в несколько европейских стран), и все они в настоящее время квотируются.

Мало того, как заявил Александр Лукашенко, Российская Федерация, выдавая разрешения, в три раза за последние три года увеличила квоту для перевозчиков Польши, Литвы и Латвии, в то же время снизив их для белорусских перевозчиков со 120 до 75 тыс. Здесь уже речь может идти не только о правилах ЕАЭС, при создании которого провозглашалась в т.ч. и свобода перемещения товаров и услуг, но и о прямой дискриминации Беларуси в тран­спортной сфере.

Проценты по кредитам

Вопрос определенной дискриминации нашей страны всплыл и во время обсуждения полученных нами у России кредитов. В частности, глава государства поинтересовался, почему она выдала Беларуси кредит на строительство БелАЭС под 4,8%, а для Вьетнама и для Армении ставка аналогичного кредита меньше 3%.

Иначе говоря, для братской Беларуси у России почему-то условия финансирования намного хуже, чем для других, совсем «не братских» стран, той же Турции или Вьетнама. При этом проблем с выплатами нашей страной процентов по кредитам нет. Во всем мире это учитывается при определении условий выдачи новых заимствований, однако кредит на строительство БелАЭС мы опять получили по ставкам, превышающим среднемировые в данной сфере.

Налоговый маневр, газ и рефинансирование

Похоже, Президент Беларуси по итогам последних встреч с Владимиром Путиным в Сочи смирился с мыслью, что компенсацию за налоговый маневр в российской нефтянке нам получить не удастся. Отвечая на вопрос об этой важной для нашей страны проблеме, Александр Лукашенко заявил, что Минск больше не будет ставить перед Москвой вопрос о компенсации за налоговый маневр в нефтяной сфере, если «это трудно для России».

По его словам, в Сочи налоговый маневр упоминался «только в кон­тексте, когда обсуждали вопросы, что мы ни в коем случае не должны сегодня делать, потому что это нарушит баланс наших отношений». При этом глава государства уверен, что влияние негативных последствий налогового маневра в России на белорусскую экономику завышено. «Слишком мы преувеличиваем дав­ление налоговых маневров в России на экономику Беларуси. В 400 млн USD нам обойдется этот маневр в этом году. При ВВП более 50 млрд USD мы это переживем», – заявил Президент. Хотя и напомнил, что дополнительные издержки белорусской экономики от российского «маневрирования» уже составили для нас 3,4 млрд USD.

Конечно, Беларусь это не может радовать, но, как сказал Александр Лукашенко: «Если в России есть проблемы, сложности с денежными средствами – хорошо, мы не ставим вопрос о налоговом маневре».

В том же несколько резком тоне прозвучали его слова про выделение нового российского кредита размером 600 млн USD на рефинансирование старых долгов перед правительством России и ЕФСР, с решением вопроса о котором до сих пор нет ясности. «...Если уж очень тяжело и невозможно (для российской стороны. – Прим. авт.) – на коленях ползать не будем, как-нибудь разберемся. Я не думаю, что это будет для нас огромная проблема. Тем более что как-то налаживаются отношения с западными государствами, они кредитуют нас в приличных объемах», – заявил Президент Беларуси.

Что касается переговоров по цене на газ для Беларуси с 2020 г., то Александр Лукашенко считает, что Россия их сознательно затягивает, а это неправильно: «На этот год мы по природному газу договорились, следующий год – это еще одна баталия аналогично налоговому маневру. Пока никаких телодвижений со стороны России, сколько мы ни предлагаем в рамках наших договоренностей, не идут даже на переговоры».

Амнистия капитала

Затронул Президент Беларуси и вопрос так называемой амнистии капитала, которая неоднократно проводилась в России и других странах. При этом результаты таких амнистий были очень разными. В одних случаях при легализации зарубежных капиталов и бюджет получил немалые средства, и бизнесмены освободились от ответственности за со­крытие объектов налогообложения. В других, и в частности, в России, люди просто не поверили властям: в 2015–2016 гг. возможностями ам­нистии капитала воспользовались чуть более 7 тыс. человек, что для страны с населением в 147 млн – «капля в море».

Александр Лукашенко отметил, что он изучал данную проблему, она у него, образно говоря, «на столе». Однако он уверен, что торопиться с решением столь серьезного вопроса не следует. Президент настроен посоветоваться по этому вопросу с представителями предпринимательского сообщества, чтобы не «выстрелить вхолостую». И только если его убедят, что от подобной процедуры будет положительный для экономики страны эффект, последуют реальные шаги в этом направлении.

Что касается конкретных условий проведения амнистии капитала, то об этом пока ничего сказать нельзя, за исключением того, что они будут не хуже, чем в России, т.е. планируется возврат денежных средств без уплаты налогов или с их «символической» уплатой. Так что бизнес-сообществу придется еще подождать, пока этот вопрос решится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений