$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЧТО РЕШАЕТ ТРЕТЕЙСКИЙ СУД

07.10.2011

В Беларуси создается система третейских судов, альтернативных общим и хозяйственным судам. Обращение к новому институту должно быть выгодным с финансовой точки зрения, судьи — высококвалифицированными, дела должны рассматриваться быстро, решения — быть законными и окончательными, а их исполнение — безоговорочным. К такому выводу пришли участники круглого стола «Перспективы развития третейского правосудия в Республике Беларусь», организованного Высшим Хозяйственным Судом совместно с Белорусским республиканским союзом юристов.

Рассмотрение дел третейскими судами широко распространено в мировой практике. Например, в России таких судов насчитывается около 600, в Латвии — 430, Украине — 100. В США почти 60% экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90% всех договоров с участием немецких предприятий содержит третейскую оговорку или соглашение. Польша и Литва также привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с модельным законом Международного торгового арбитража 1985 г.

К сожалению, нынешняя отечественная правовая база, регулирующая деятельность третейских судов, не привела к их широкому распространению. Сегодня в республике существуют всего три арбитражных суда: Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской торгово-промышленной палате, Арбитражная комиссия при Белорусской универсальной товарной бирже и Палата арбитров при Союзе юристов Беларуси. Для такой страны, как Беларусь, этого явно недостаточно. У субъектов хозяйствования и граждан должно быть больше свободы выбора. Поэтому несколько лет назад с инициативой создания третейских судов выступил ВХС, а в Национальном центре законодательства и правовых исследований РБ разработали соответствующий законопроект. С 26 января следующего года вступит в силу Закон от 16.07.2011 № 301-З «О третейских судах» (далее — Закон № 301-З), регулирующий деятельность самостоятельной системы таких судов, не входящих в судебную систему республики.

По словам заместителя председателя ВХС Виктора Рябцева, основной целью нового вида судов является необходимость разгрузить государственные хозяйственные суды. В настоящее время в них рассматривается огромное количество дел, но увеличить количество судей не представляется возможным. Между тем они вынуждены работать при большой нагрузке, что сказывается на качестве экономического правосудия. По словам В.Рябцева, в 2011 г. количество обращений в хозяйственные суды несколько снизилось, однако остается достаточно высоким, и решение этой проблемы является весьма актуальным.

Третейские суды не заменяют государственные, они призваны обеспечить более широкое использование альтернативных способов разрешения споров между любыми субъектами права. В своей работе третейские суды будут тесно связаны с общими и хозяйственными судами и им гарантируется поддержка со стороны государства, подчеркнул В.Рябцев. Так, например, решения третейских судов будут обжаловаться по подведомственности в ВХС, а исполнением решений будут заниматься исполнители хозяйственных судов в рамках своей компетенции в соответствии с нормами ХПК.

В числе явных преимуществ третейских судов В.Рябцев назвал конфиденциальность, проведение разбирательства в соответствии с правилами, согласованными самими сторонами, более привлекательную стоимость обращения в суд, сокращенные сроки рассмотрения, возможность избирать арбитра-эксперта в соответствующих областях, окончательность решения суда. Третейский суд может рассматривать любые вопросы и споры: от вытекающих из брачно-семейных отношений до экономических. Единственное условие — рассматривать вопросы, касающиеся лишь сторон по делу, и не затрагивать права и законные интересы третьих лиц.

Поскольку одна из основных задач при создании третейских судов — обеспечение доверия граждан и их уверенности в законности решения, необходимо очень тщательно отбирать кандидатуры судей. Это должны быть наиболее квалифицированные юристы, получившие признание со стороны коллег и широко известные в профессиональном сообществе. Третейскими судьями смогут стать только высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции: известные юристы, ученые и практики. Это должно придать изначально высокий статус и авторитет решениям третейских судов в Беларуси за счет тщательного отбора кандидатов в третейские судьи. Поэтому уже сейчас стоит задуматься о формировании для этого кадрового резерва.

Третейские судьи имеют право получить вознаграждение за свою работу, размер которого будет определятся с учетом цены иска, сложности спора, затраченного времени. Но эта деятельность не является предпринимательской.

Обращение в третейские суды должно быть экономически выгодным, в противном случае обращаться в них никто не будет. Поэтому следует очень взвешенно подойти к финансированию таких судов, в т.ч. в части определения размера гонораров судей и ставок госпошлины за рассмотрение обращений.

Чтобы обеспечить независимость третейских судов, ВХС предлагает предусмотреть общественные формы контроля за их работой. Одной из них может стать объединение третейских судов в рамках единой ассоциации. Например, Белорусский республиканский союз юристов планирует не только создавать третейские суды и обеспечивать их качественный состав, но и проводить общественную сертификацию судей. Выдаваемый при этом сертификат будет удостоверять наличие опыта, образования и знаний, признаваемых в профессиональном сообществе в качестве существенно необходимых для принадлежности к данной профессии, отметил заместитель председателя ВХС.

Гарантией контроля со стороны государства является и тот факт, что согласно ч. 7 ст. 3 Закона № 301-З постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве некоммерческих организаций, подлежат госрегистрации, которая будет осуществляться Министерством юстиции. Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, подлежат постановке на учет. В Минске эту процедуру осуществляет главное управление юстиции Мингорисполкома.

В Законе № 301-З предусматривается возможность рассмотрения частно-правовых споров постоянно действующим третейским судом или третейским судом «ad hoc», специально образованным по соглашению сторон для разрешения конкретного спора и прекращающим свою деятельность с окончанием разбирательства. Это позволит создавать третейские суды по ведомственному признаку, например, при банках и иных организациях. Целесообразно также внедрение в практику заключения хозяйственных договоров соглашений о передаче споров на рассмотрение третейских судов.

Что касается местонахождения таких судов, то тут есть несколько вариантов. Один из них — создать постоянно действующие третейские суды на базе первичных организаций Белорусского республиканского союза юристов или юридических консультаций, в т.ч. специализированных, а также при региональных отделениях предпринимательских союзов.

Впрочем, некоторые специалисты сомневаются в эффективности третейских судов из-за малоизвестности этого вида судопроизводства. Однако, по мнению В. Рябцева, со временем они найдут достойное применение, займут свою нишу и будут востребованы бизнес-сообществом.

Татьяна АБРАМОВИЧ