Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
05.02.2021 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №9 (2406) от 05.02.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что осталось от инвестиционного климата

Алесь Герасименко

Приток инвестиций в белорусскую экономику рискует не просто сократиться. Существует большая вероятность, что он будет держаться на низком уровне в течение длительного времени и вызовет такие негативные последствия, как устойчивый износ основных фондов и снижение конкурентоспособности предприятий.  

В последние годы Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН) неоднократно обращал внимание на проблему угасания инвестиционной активности. В числе основных причин эксперты делового объединения называли высокую фискальную нагрузку и перманентно растущие долги корпоративного сектора.

К сожалению, большинство предложений БСПН по поводу снижения фискальной нагрузки на предприятия, адресованных правительству, не получили развития. Да, определенным достижением можно считать некоторое упрощение налогового администрирования в последние годы, но этого было недостаточно, чтобы оздоровить финансы. Попытки же латать дыры за счет кредитования лишь усугубили проблему.

В июле 2020 г. участники очередного заседания правления БСПН констатировали, что в некоторых секторах экономики на погашение кредитов и займов направляется больше средств, чем генерируется валовой добавленной стоимости (ВДС). Так, по итогам января-апреля 2020 г. в промышленности соотношение таких расходов к ВДС составило 148,8%, в секторе оптовой и розничной торговли – 144,9%. (За 11 месяцев 2020 г. показатели сложились на уровне 144,1% и 118,5% соответственно.)

По мнению экспертов союза, подобные цифры свидетельствуют, что не просто отдельные предприятия, а уже целые секторы белорусской экономики оказались некредитоспособны и в целом не могут устойчиво обслуживать свои долги.

 

Одни не могут, другие не хотят

Еще одним очевидным индикатором плачевного финансового состояния корпоративного сектора является доминирование убыточных и низкорентабельных (рентабельность продаж от 0 до 5%) предприятий. По итогам 11 месяцев прошлого года их совокупная доля составила 59,1%.

Если учесть, что на собственные средства организаций приходится более 40% инвестиций в основной капитал, становится очевидным, что плохое финансовое положение корпоративного сектора Беларуси напрямую влияет на снижение инвестиционной активности. При этом в 2020 г. к нашим привычным институциональным проблемам добавились новые вызовы: сперва пандемия COVID-19, а затем и дестабилизация политической ситуации.

Обвал инвестиций в основной капитал в IV квартале 2020 г. на 12,7% к аналогичному периоду 2019 г. указывает на то, что под конец года сила негативных факторов превысила порог прочности системы. К тем, кто объективно не может инвестировать, добавились те, кто усомнился в целесообразности вложений, ведь бизнесу нужны стабильность, правовая защищенность и четкие перспективы.

Но сегодня он работает в условиях высокой неопределенности. И состояние многих предпринимателей (а мне приходится общаться не только с членами БСПН) можно охарактеризовать как апатию, потерю интереса к ведению бизнеса в принципе. Некоторые рассуждают примерно так: «Зачем инвестировать свободные средства в какие-то проекты, брать на себя риски, связанные с неопределенностью? Не лучше ли придержать деньги или вложиться в более-менее доходные финансовые инструменты, например, корпоративные облигации?» И это еще не самый плохой для экономики сценарий. Деньги хотя бы останутся в финансовой системе, на счетах белорусских компаний, и, возможно, будут инвестированы эмитентами бумаг в их проекты.

Гораздо хуже то, что среди белорусского бизнеса растут эмигрантские настроения. Первая волна оттока активов, преимущественно IT-компаний, уже пошла. Необремененные основными фондами в виде зданий, сооружений и какого-то громоздкого оборудования, они легко меняют юрисдикцию.

Поднять и увезти из Беларуси станки и производственные цеха куда сложнее, чем ноутбуки. Поэтому вторая волна оттока активов (производственных) может быть не столь заметной, но не менее, а может быть, и более болезненной для белорусской экономики. Выражаться она будет не столько в физическом переносе машин, оборудования и прочих основных средств, сколько в постепенном износе фондов ввиду нежелания или неспособности предприятий инвестировать в поддержание действующих проектов и создание новых.

Обоснованность таких тревог подтверждает опережающее снижение расходов предприятий на основные средства, зафиксированное по итогам 2020 г.: при общем падении инвестиций в основной капитал на 6,8% затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств сократились на 16,4%.

Вероятно, в краткосрочном периоде снижение инвестиционной активности, вызванное апатичным настроением бизнеса, будет сглаживаться реализацией ранее начатых проектов. Однако очевидно, что данный фактор достаточно быстро исчерпает себя – в течение одного-трех лет. В таком случае мы рискуем увидеть не одномоментное снижение инвестиций (как импульсивную реакцию на кризисные явления) с последующим динамичным восстановлением, а долгосрочную фиксацию показателя на его низких значениях.

 

Возможен ли рост без частника?

В последнее время некоторые чиновники заговорили о необходимости усилить директивное управление экономикой, сделать ставку на госсектор, свернуть тренд на либерализацию условий хозяйствования. По мнению БСПН, подобная смена экономической политики чревата долгосрочными негативными последствиями.

Нужно учитывать, что в 2020 г. в госсобственности находилось только 44,5% основных средств, еще 21,4% принадлежали частным предприятиям с долей государства, остальное – собственность исключительно частного бизнеса, включая иностранный. Закручивание гаек неминуемо будет подавлять инвестиционную активность негосударственного сектора экономики, что с учетом его масштабов окажет существенное влияние на макроэкономическую статистику.

Компенсировать эти потери за счет госсектора просто невозможно. Нет ресурсов! С одной стороны, именно госкомпании, в т.ч. наши промышленные гиганты, сегодня в наибольшей степени закредитованы и едва справляются с обслуживанием долгов. С другой стороны, не стоит переоценивать возможности госказны, из средств которой в последние годы поддерживались преимущественно компании с государственным капиталом. Да, по итогам прошлого года республиканский бю­джет, а также местные бюджеты остались ключевыми «инвесторами» в белорусской экономике – на их долю совокупно пришлось 20,3% инвестиций в основной капитал. Однако перспектив роста инвестиций из этих источников не просматривается. Скорее наоборот, с учетом перехода в дефицитный формат финансовая поддержка может уменьшиться.

Не будем забывать и о социальном аспекте. В последние годы количество занятых на предприятиях госсобственности неуклонно падало. В 2019 г. здесь трудились 1706,7 тыс. человек, или 39,4% от всего занятого населения. Таким образом, более половины рабочих мест приходится на негосударственный сектор, и от положения дел там во многом будет зависеть благосостояние всего белорусского общества.

 

Необходим реальный диалог

В БСПН убеждены, что восстановление деловой активности в стране, в т.ч. рост инвестиций в экономику, возможно только при дальнейшем проведении рыночных реформ, либерализации и выравнивании условий хозяйствования для всех форм собственности, а также перераспределении бюджетной поддержки в пользу наиболее эффективных предприятий.

Кроме того, как бы мы ни пытались отделить бизнес от политики, в нынешних условиях критически важной становится стабилизация ситуации в обществе. Без этого условия, без надежной правовой защиты (бизнес не приемлет правового дефолта) страна не сможет полноценно воспользоваться даже теми рыночными преобразованиями, которые в последние годы удалось провести совместными стараниями делового сообщества и институтов власти. Дальнейшее «техническое» упрощение отдельных аспектов хозяйственной деятельности с целью, например, подрасти в рейтинге Doing Business вряд ли серьезно скажется на интересе инвесторов.

Мы призываем власти обеспечить эффективную работу диалоговых площадок – общественно-консультативных советов, рабочих групп и комиссий при органах госуправления с обязательным участием бизнес-союзов и отраслевых ассоциаций, представляющих интересы негосударственного сектора экономики.

Глубоко убеждены, что только реальный диалог по широкому кругу вопросов позволит преодолеть кризис доверия и восстановить деловую активность в стране.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by