Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что надо усовершенствовать в «упрощенке» и имущественных налогах

Итоги опроса, проведенного Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН), выявили основные направления совершенствования упрощенной сис­темы налогообложения, имущественных налогов и экологического налога.

Как показал опрос, упрощенную сис­тему налогообложения (УСН), с НДС или без НДС, считают привлекательной 37,8% респондентов, не привлекательна она для 8% опрошенных. Интересно, что более половины участвовавших в опросе организаций (54,2%) затруднились с оценкой этого режима налогообложения. При этом ее привлекательность для 65,6% респондентов обусловлена именно простотой, что уменьшает вероятность штрафных санкций, для 41,6% – более низкими по сравнению с общей системой ставками налогов, для 39,2% – более низкими затратами на администрирование, для 2,4% – с иными качествами.

Причинами непривлекательности УСН для более половины опрошенных (55%), как и можно было предположить, являются низкие критерии выручки и численности работников, для 28,3% – жесткие критерии по видам деятельности, для 26,7% – высокие налоговые ставки, а для четверти участников опроса (25%) – запрет на применение УСН при условии, что больше 25% уставного капитала принадлежит юридическим лицам, для 1,7% – иные причины.

А теперь посмотрим, до каких пределов предлагают повысить критерии выручки участники опроса. Так, 37,6% организаций предлагают увеличить критерий выручки для применения УСН с НДС до суммы, превышающей 4000 тыс. BYN, 9,4% – до 3000 тыс. BYN, 8,1% – до 4000 тыс. BYN, 5,4% – до 2500 тыс. BYN. По мнению 39,6% организаций, увеличивать критерий выручки нет необходимости.

Для применения УСН без НДС 25,5% организаций предлагают увеличить критерий выручки до свыше 4000 тыс. BYN, 2,8% – до 3000 тыс. BYN, 15,2% – до 4000 тыс. BYN, 10,3% – до суммы, превышающей 2500 тыс. BYN, 4,8% – до 2000 тыс. BYN. По мнению 41,4% организаций, увеличивать критерий выручки не надо. Получается, что большинство участников опроса считают, что критерии выручки для применения УСН надо повышать, но и доля тех, которых эти критерии устраивают, тоже довольно значительна.

А вот увеличение критерия численности до 100 человек предлагают 71,6% организаций, всего 28,4% – не поддерживают это предложение. Исключить норму, ограничивающую применение УСН ком­мерческими организациями, где более 25% принадлежит одному или не­скольким юридическим лицам, предлагают 60,3% участников опроса, а считает, что надо этот запрет надо оставить, – 39,7%.

Расширение применения УСН при одновременном увеличении налоговой ставки не поддерживают свыше половины  (51,5%) респондентов, а считают возможным рост этой ставки на 1–2 процентных пункта (п.п.) – 14,4% респондентов, на 3–4 п.п. – 0,6% опрошенных. Затруднились ответить на этот вопрос 33,7% респондентов.

При этом с российской «упрощенкой» с уплатой налога по ставке 15% от разницы между выручкой и затратами знакомы только 11,7%, а не знают о ней абсолютное большинство – 88,3% опрошенных. Такую систему считают привлекательной 13,7% организаций, а непривлекательной – 4,2%, и вполне закономерно, что абсолютное большинство (82,1%) организаций – участников опроса затруднились с ответом, поскольку вообще не знали о таком варианте УСН.

Порядок ежегодных переоценок и пересчетов стоимости основных фондов устраивает 53,2% организаций, 15,1% считают, что затраты не существенны и пересчеты необходимы для точности налоговых платежей, 8,5% дали иную оценку (нецелесообразны, часто некорректны, трудоемки), затруднились с ответом 23,2% организаций.

А вот предложение исчислять налог на недвижимость в зависимости от рыночной стоимости оценивают отрицательно 70,9%, положительно – всего лишь 10,7% респондентов, нейтрально – 18,4%. Средние ориентировочные расходы анкетируемых организаций по администрированию имущественных налогов за 2017 год составили 12,2 тыс. BYN, или 10,5% от суммы платежей по этим налогам, т.е. такие затраты довольно существенны.

Поэтому участники опроса внесли целый ряд весьма значимых предложений по совершенствованию имущественных налогов: объединить земельный налог и налог на недвижимость; упростить определение ставок земельного налога и кадастровой стоимости земель в национальной валюте; упростить расчет земельного налога – по аналогии с уплатой этого налога физическими лицами; исчислять налог на недвижимость в зависимости от ее рыночной стоимости. Также предлагается:

– отмена увеличенной ставки налога в отношении земельного участка, на котором находится объект сверхнормативного незавершенного строительства;

– четкая трактовка отнесения земельных участков к конкретной зоне (производственная, административно-хозяйственная) при применении действующих ставок с отражением ее в документах на землю;

– установить обязательную пониженную ставку налога, регулируемую местными советами для социально значимых организаций (например, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников);

– освободить по объектам недвижимости и земельным участкам от уплаты налогов в случае, если организация их не использует и готово передать в пользование иному лицу.

Кроме того, по налогу на недвижимость предлагалось: принимать к расчету стоимость на 1 января каждого года и представлять одну декларацию за год; упростить методологию определения налоговой базы; изменить подход к исчислению налога на недвижимость по реконструированным зданиям; уменьшить повышающий/понижающий коэффициент либо полностью отменить их; пересмотреть объекты обложения налогом на недвижимость, в частности, предусмотреть, что этим налогом облагаются только здания, сооружения, передаточные устройства, состоящие на учете по сч. 01 «Основные средства». Среди предложений также установить по земельному налогу и налогу на недвижимость одинаковые льготы; уменьшить ежегодные коэффициенты к кадастровой стоимости земельных участков; установить фиксированные ставки налогов и оба этих налога отменить, включив их в единый налог от выручки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений