$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Исследования

Что надо усовершенствовать в НДС

06.04.2018

В ходе опроса организаций, проведенного Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН), субъекты хозяйствования назвали недостатки отечественного НДС и предложили меры по его совершенствованию.

Минусы

По результатам опроса, проблемными вопросами применительно к НДС для субъектов хозяйствования являются: высокие ставки – 57,8% ответов; порядок применения налоговых вычетов – 36,6%; высокие расходы по администрированию – 25,1%; множественность ставок – 16,8%; порядок применения нулевой ставки по внешнеэкономическим сделкам в РФ – 14,5%; сроки уплаты – 3,6%; иное (ЭСЧФ; превышение налоговых вычетов над суммой исчисленного НДС, невозможность забрать раз­ницу; уплата НДС по отгрузке продукции; сложность и запутанность определяемой налогооблагаемой базы; не освещены вопросы НДС по оборотам услуг ЖКХ; неудовлетворительные сроки зачета НДС) – 3,6%. Иначе говоря, в основном проблемы для многих субъектов хозяйствования создают высокие ставки НДС, ограничения по вычетам и администрирование этого налога. И это при том, что на конференции, где были представлены итоги этого опроса, замминистра финансов Дмитрий Кийко предлагал налоговый маневр с увеличением ставки НДС. Впрочем, это уже не первое предложение такого рода.

Наличие различных ставок НДС в странах ЕАЭС (Беларусь, Армения – 20%, Россия – 18%, Казахстан – 12%, Кыргызстан – 12% и 20% по импорту), по оценкам 32,6% респондентов, существенно влияет прежде всего на цены на сырье, материалы и комплектующие, на конкурентоспособность белорусских товаров, по оценкам 20,8% – влияет несущественно, 8,8% считают, что не влияет на конкурентоспособность белорусских товаров на рынке ЕАЭС. При этом достаточно большое количество опрошенных затруднились оценить эту ситуацию с разными ставками (113 организаций, или 36,8%).

Действующий порядок подтверждения экспортных поставок товаров в пределах ЕАЭС (в условиях отсутствия таможенных границ) и зачета (возврата) НДС не требует корректировки, считают 39,8% организаций, по мнению 21,4% он нуждается в существенной корректировке. А 2,6% организаций указали на другие проблемы: требует корректировки порядок подтверждения экспорта в Таджикистан; неудовлетворительные сроки возврата НДС. Почти у такого же количества участников опроса затруднения вызвал и ответ на этот вопрос (110 организаций, или 36,2%).

Кроме того, организации отметили следующие важные моменты.

1. Существуют прецеденты, когда покупатели – резиденты РФ могут ото­звать уплаченный НДС по поставке товаров из РБ, без ведома и/или подтверждения поставщика. При этом обязанность по уплате НДС возлагается на поставщика – резидента РБ. Для предотвращения нанесения существенного ущерба следует внести корректировки.

2. В соответствии с п. 10 ст. 102 НК при непредставлении подтверждения об уплате НДС покупателем по истечении 180 дней НДС уплачивает поставщик РБ по ставке 20%, что ведет к дополнительным расходам. В условиях таможенных границ таких расходов не возникает.

3. В отношении рисков торговли в пределах ЕАЭС в ходе сотрудничества с резидентами этих государств возникают проблемы, когда применяются от­дельные нормы действующего порядка уплаты косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, определяющие воз­можность отзыва налоговым органом страны, в которую осуществлен ввоз товаров, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление). При таком отзыве вне зависимости от промежутка времени, прошедшего с момента применения нулевой ставки НДС и освобождения от акцизов при наличии (на момент применения нулевой ставки) у плательщиков всех подтверждающих документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки и освобождения, белорусские налоговые органы выдвигают требования об уплате белорусскими экспортерами косвенных налогов и штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов (с учетом положений Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Таким образом, экспортер РБ в течение неопределенного промежутка времени несет ответственность за уплату контрагентом – резидентом страны участника ЕАЭС налогов в своей стране. Вместе с тем порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС определен международным договором, имеющим приоритет над национальным законодательством, и он не может быть изменен РБ в одностороннем порядке. Предлагается рассмотреть проекты международных договоров, предусматривающие внесение в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС корректировок, направленных на урегулирование ситуаций, возникающих на практике у белорусских экспортеров в связи с отзывами заявлений, в т.ч. позволяющих применять нулевую ставку НДС и освобождение от акцизов при условии фактически осуществленного экспорта, подтвержденного первичными учетными документами.

Примечательно, что предоставление возможности применять при расчете НДС метод «оплаты», по мнению почти половины опрошенных (47,3%), увеличит затраты на администрирование (в т.ч. за счет необходимости отслеживания оплаченных и неоплаченных поставщикам сумм «входного» НДС, а также доработки ПО, 18,6% уверены, что это существенно изменит финансовое положение субъектов, а 12% полагают, что несущественно, и 8,2% – что не изменит ничего. Затруднились оценить эту проблему 13,2% организаций.

Расходы организаций, связанные с администрированием и платежами НДС (в т.ч. с ростом дебиторской задолженности, необходимостью получения кредитов, подтверждения поставки товаров в РФ и т.д.), в 2017 году определены организациями в размере от 0,3 до 180 тыс. BYN (среднее значение – 34,1 тыс. BYN), что в среднем составляет 3% от суммы платежей НДС.

Что делать

Субъекты хозяйствования предлагают:

– серьезно упростить исчисление НДС, поскольку последние новшества существенно облегчили работу налоговых органов и усложнили работу плательщиков;

– усовершенствовать функционал Портала электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) (отмена выставления ЭСЧФ физическим лицам при реализации, необязательность подписания дополнительных ЭСЧФ на возврат товара, установить обязательность подписания дополнительных и исправленных ЭСЧФ, перенос срока уплаты НДС на 25-е число месяца, следующего за отчетным, унификация даты принятия к вычету «входного» НДС в зависимости от даты подписания покупателем ЭСЧФ поставщика). В обзоре итогов опроса указано, что, с одной стороны, введение ЭСЧФ без изменения ставок НДС увеличило рост доходов бюджета в 2017 году за счет доначисления и предотвращения возвратов НДС. С другой – сложность системы влечет за собой ошибки, которые по результатам проверки приводят к расходам по уплате пени из чистой прибыли, которой нет;

– упрощение порядка расчета НДС, подлежащего уплате, и порядка применения вычетов;

– снижение ставки НДС и исключение их множественности, упрощение порядка определения налогооблагаемой базы, в т.ч. по бивалютным договорам, исключение особенности определения дат для момента фактической реализации. Кстати, в результате налогового маневра, по словам Д. Кийко, предлагается ввести единую ставку НДС;

– изменение норм п. 71 ст. 103 НК в части исключения необходимости уплаты пени по налогам, в которые был произведен зачет НДС (при аннулировании решения, принятого налоговым органом);

– снижение ставки НДС до уровня 18%, выравнивание ставок НДС в ЕАЭС. Здесь предложение участников опроса в определенной мере противоречит предлагающим налоговый маневр;

– предоставить возможность применять метод «оплаты» при расчете НДС;

– исключить из налоговой декларации сведения в отношении применения ставки 0%, имеющейся в ЭСЧФ, а также информацию справочного характера;

– предоставить арендодателю в отношении возмещаемой арендатором стоимости связанных с арендой, но не включенных в арендную плату, приобретенных работ (услуг), право выбора порядка расчетов по НДС: либо путем перевыставления в адрес арендатора сумм НДС, предъявленных продавцом работ (услуг), либо принятием к вычету арендодателем данных сумм НДС и предъявление их арендатору с начислением налога у арендодателя;

– пересмотреть порядок выставления ЭСЧФ при реорганизации организации в форме присоединения;

– отмена отсрочки вычета «ввозного» НДС;

– установление единой ставки НДС, исключение из декларации справочной информации, разработка более упрощенных методов учета оборотов, освобожденных от НДС;

– применение «входного» НДС, ранее внесенного в стоимость основных средств, при их реализации, особенно в процедуре банкротства. НДС от доходов в виде пеней, штрафов по решению суда начислять на момент принятия решения, а не по факту оплаты;

– упрощение и снижение частоты предоставления отчетности (ежегодно);

– отменить ограничения вычета по «ввозному» НДС в соответствии с Указом от 26.02.2015 № 99 (сейчас срок отсрочки – 60 дней);

– налоговым периодом по НДС установить квартал;

– отменить восстановление вычетов по недостаче, порче;

– отделить декларацию по «ввозному» НДС от общей для возможности сдавать ее ранее 20-го числа;

– включить в подп 1.43 п. 1 ст. 94 НК фотоуслуги;

– заявление на ввоз товаров в ЕАЭС не оформлять на бумажном носителе;

– изменение сроков уплаты и зачета НДС по странам ЕАЭС.

Остается надеяться, что в ходе корректировки НК существенная часть этих предложений будет реализована.

Автор публикации: Александра АРТЕМОВА