$

2.0077 руб.

2.4849 руб.

Р (100)

3.2908 руб.

Ставка рефинансирования

10.50%

Инфляция

0.80%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

199.32 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Мнения

Что надо поменять в налоговой системе

03.04.2018
Что надо поменять в налоговой системе
Фото: sb.by

На международной научно-практической конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» в центре внимания были проблемы белорусской налоговой системы и возможные пути ее совершенствования с учетом практики применения и зарубежного опыта. Такое внимание к вопросам налогообложения обусловлено прежде всего проводимой властями с участием бизнес-сообщества работой над изменениями в Налоговый кодекс.

Правительство открыто для предложений. Основная цель – постараться убрать искажения в налоговой системе и сделать ее максимально удобной, а после этого не вносить в нее корректировок в ближайшие три года – так сформулировал посыл участникам конференции министр экономики Владимир Зиновский, выступая на пленарном заседании. При этом он повторил ранее озвученный Президентом страны тезис, что сокращения доходов бюджета быть не должно. Кроме того, изменения в систему налогообложения нельзя вносить «в отрыве от мировой практики».

Государство намерено обеспечить полноценное функционирование общественно-консультативных советов при министерствах, а также создание областных и районных советов по развитию предпринимательства. Что касается работы по декриминализации нарушений в предпринимательской деятельности, то уже представлен проект изменений в Указ от 23.10.2012 № 488, в котором существенно скорректированы нормы, касающиеся незаконной предпринимательской деятельности и лжепредпринимательства, – сообщил на конференции председатель Совета по развитию предпринимательства Алек­сандр Турчин. В отечественной системе налогообложения главной проблемой он назвал НДС, в частности, вопрос о применении при исчислении этого налога метода по отгрузке или по оплате.

По налоговой нагрузке мы «крепкий середнячок» среди государств Евросоюза, а вот в ЕАЭС – лидер. В ЕАЭС средний показатель налоговой нагрузки составляет 31% ВВП, а у нас – 40–41% – обозначил одну из основных проблем замминистра финансов Дмитрий Кийко. Причины такой ситуации он видит, в частности, в широком социальном пакете и структуре экономики с большой долей государственного сектора. Нам надо в дальнейшем вести речь о налоговой реформе, считает замминистра, но для ее подготовки, судя по заявлениям властей о том, что 3 года после внесения изменений в него Налоговый кодекс меняться не будет, время еще есть. Также в качестве важных проблем Д. Кийко выделил изменения в структуре налоговых доходов за счет сокращения доли «системных» налогов, перенасыщенность «точечными изъятиями», а еще сделал очень важный вывод о том, что многочисленные налоговые льготы не приносят ожидаемого эффекта, при этом спрос на особые режимы налогообложения растет. На структуру и уровень налоговых доходов влияют и внешние факторы, что привело, к примеру, к сокращениям поступлений вывозных таможенных пошлин, и это связано, в частности, с налоговым маневром в РФ.

Поскольку речь на конференции шла именно о фискальной политике, замминистра затронул и проблему государственных расходов, при этом констатировал, что возможностей по их сокращению немного. Он также выделил рост расходов на обслуживание госдолга. При этом Д. Кийко считает, что значительное сокращение госрасходов без снижения качества предоставляемых государством услуг проблематично. Серьезной проблемой, которая постоянно усугубляется, он назвал обеспечение сбалансированности Фонда соцзащиты. Справедливости ради отметим, что пока дальше повышения пенсионного возраста в решении этой проблемы мы не продвинулись.

Применительно к налоговой системе Д. Кийко отметил необходимость сближения бухгалтерского и налогового учета, решения проблемы курсовых разниц, совершенствования норм о трансфертном ценообразовании, снятия ограничений по вычетам НДС. Он также говорил о возможном предоставлении права выбора метода по отгрузке или по оплате, нормировании отдельных расходов для налога на прибыль.

Замминистра упомянул и об оптимизации прав местных советов по увеличению ставок имущественных налогов. При этом бизнес-сообщество, как и научные круги, уже не первый год настаивает на отмене этого права. Еще одно очень интересное и почти радикальное предложение – налоговый маневр. Применительно к нашей налоговой системе, по мнению замминистра, он мог бы состоять в снижении до 10% ставок подоходного налога и налога на прибыль и увеличении до 20–21% ставки НДС, а также роли акцизов в налоговых поступлениях. При этом Д. Кийко считает, что снижение ставок прямых налогов и увеличение доли косвенных пол­ностью совпадает с европейской практикой последнего времени.

С этим в определенной мере можно согласиться, тем не менее стоит признать, что в большинстве европейских государств, и не только европейских, структура налоговых доходов в госбюджетах сегодня существенно отличается от белорусской: у них доля прямых налогов и, в частности, корпоративного налога заметно выше, чем доля налога на прибыль в Беларуси. И в далеких от нас США президент предложил снижение ставки именно этого налога. В РБ и сегодня доля НДС в доходах казны значительно превышает долю налога на прибыль. Кстати, и в РФ рассматривались разные варианты налогового маневра, и один из них как раз прямо противоположный нашему – увеличение ставки налога на доходы физических лиц. Но это уже проблемы соседей.

А вот по поводу необходимости сокращения пакета льгот в нашей налоговой системе уже практически никто не сомневается: это приводит не к росту эффективности, а в основном к неравномерности налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования и в отраслевом разрезе.

Применительно к зарубежному опыту интересным было выступление руководителя Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Астрид Зам, которая выделила очень важный тезис: государству может быть выгоднее отказаться от части налоговых доходов как инструмента стимулирования общественно полезного бизнеса вместо прямой господдержки.

Старший региональный постоянный представитель Центральной и Восточной Европы, Европейского департамента МВФ Бас Баккер также настаивал на необходимости сокращения налоговых льгот и ограничении налоговых ставок за счет максимального увеличения налоговой базы, а еще на том, что следует уделить особое внимание необходимости платить налоги всеми, кто должен их платить, т.е. эффективной борьбе с уклонениями от налогообложения. Лазейки надо закрывать, в т.ч. за счет норм о тонкой капитализации, трансфертном ценообразовании, контролируемых компаниях, считает представитель МВФ. А еще участникам конференции понравился его тезис о том, что соседи должны платить налогов больше – речь, как можно было понять, идет о соседях по региону. Он заверил, что МВФ будет оказывать Беларуси помощь в реформировании налоговой системы, но при этом делать это надо осторожно и учитывать целый ряд факторов.

Завкафедрой налогов и налогообложения БГЭУ Елена Киреева отметила, что государство с помощью системы налогообложения должно создавать конкурентную среду, а не обеспечивать выбор приоритетов и поддерживать долгосрочную макроэкономическую стабильность. Также она считает необходимостью революцию в ФСЗН из-за высокой нагрузки на фонд оплаты труда и возможность налоговой амнистии по примеру Казахстана, где такая амнистия проводилась уже трижды. Справедливости ради отметим, что в РФ налоговая амнистия к существенным позитивным результатам не привела.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях