Медработникам – страхование, пациентам – усиление гарантий: что хотят закрепить в Кодексе о здравоохранении

Минздрав Беларуси вынес на общественное обсуждение проект Кодекса о здравоохранении. Документ еще не поступил в парламент, а некоторые его положения потребуют предварительного согласования с главой государства до передачи на рассмотрение депутатам. Изучили, каких новаций ожидать от Кодекса.
В настоящее время сфера здравоохранения не имеет своего кодекса – она регулируется 8 основными для отрасли законами, несколькими указами и множеством подзаконных актов. Кодификация этих 8 законов (в т.ч. «О здравоохранении», «Об обращении лекарственных средств», «О донорстве крови и ее компонентов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и перенос на уровень кодекса норм ряда указов, а также постановлений Совмина и Минздрава призваны оптимизировать регулирование этой сферы, устранить противоречия и пробелы в нем, исключить дублирующие, устаревшие и неэффективные нормы.
Из обоснования к проекту Кодекса можно понять, что его принятие окажет существенное влияние на правила обращения лекарственных средств. Объем новаций таков, что тема заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь лишь отметим: в Кодексе хотят закрепить, что деятельность по аптечному изготовлению, реализации, отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий и других товаров аптечного ассортимента могут осуществлять только юридические лица. А продавать лекарства в розницу в аптеках будут вправе исключительно фармацевтические работники, имеющие соответствующее профильное образование.
Среди иных положений, интересных для медиков, пациентов и субъектов хозяйствования, отметим следующие.
Страхование медработников
Проектом Кодекса предлагается ввести новый вид обязательного страхования – жизни, здоровья и имущества медицинского работника государственной организации здравоохранения. Страховыми случаями по нему будут преступные посягательства на жизнь или здоровье медиков в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, а также случаи уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего не только медработникам, но и их близким. Надо понимать, что получить компенсацию за имущество можно будет, если его повредили из-за недовольства именно работой медика.
Поскольку осуществлять данный вид страхования предполагается за счет средств республиканского бюджета, что потребует дополнительного финансирования, до внесения проекта Кодекса в парламент Совмину еще предстоит согласовать этот вопрос с главой государства.
Гарантии пациентам
В проекте Кодекса уточняется и расширяется содержание ряда гарантий гражданам в области медобслуживания.
Так, будет закреплено, что право белорусов на доступное медицинское обслуживание включает в т.ч. предоставление бесплатной медицинской помощи за счет госсредств на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в госучреждениях здравоохранения, университетских клиниках, госучреждениях социального обслуживания, медицинских подразделениях воинских формирований и военизированных организаций (сейчас выделенные положения в аналогичной норме отсутствуют).
Также на уровне Кодекса пропишут гарантии бесплатного обеспечения белорусских граждан в государственных медорганизациях лекарственными средствами, медицинскими изделиями (как в пределах соответствующих республиканских формуляров, так и за их пределами при наличии медицинских показаний), а также биомедицинскими клеточными продуктами.
Кроме того, проектом предусмотрена доставка пациентов на процедуры гемодиализа в госорганизации здравоохранения и обратно за счет средств местных бюджетов.
Репродуктивное здоровье
В отличие от ряда соседних государств (например, России и Польши), в которых демографическую проблему пытаются решить в т.ч. путем введения ограничений на прерывание беременности по желанию женщины, белорусские власти на такие меры пока не идут: в проекте Кодекса право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве сохранено в полном объеме (при сроке беременности не более 12 недель).
Одновременно в проекте есть новации в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ). Так, в документе заложены основы для расширения области применения ВРТ: с 3 видов таких технологий, применяемых ныне, их перечень увеличивается до 7. В частности, в проект включена криоконсервация половых клеток и эмбрионов.
Право определять условия предоставления бесплатно одной попытки экстракорпорального оплодотворения сохраняется за Президентом. Сейчас этот вопрос регулирует подп. 1.8 п. 1 Указа от 18.05.2020 № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Санитарные нормы
В проекте Кодекса прописано требование об обязательном соблюдении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов всеми государственными органами, иными организациями, а также физическими лицами, включая лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность (т.е. ремесленников и самозанятых).
Кроме того, власти хотят закрепить обязанность организаций и ИП обеспечивать вакцинацию работников против инфекций, определенных перечнем профилактических прививок, если они относятся к лицам, подверженным профессиональному риску заражения отдельными инфекционными заболеваниями.
Будет актуализирован и перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе. В его новом варианте, в частности, уже не фигурирует такой широкий объект, как продукция (за исключением подлежащей госрегистрации), а указана лишь продукция, в отношении которой по результатам лабораторных исследований (испытаний) установлены особые условия обращения. В то же время перечень дополняется таким объектом экспертизы, как деятельность по производству пищевой продукции.
Обсуждение проекта Кодекса продлится до 9 декабря, внести свои предложения можно на Правовом форуме Беларуси.