Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что думает белорусский бизнес об импортозамещении

Фото: freepik.com

Вопросы импортозамещения в условиях санкций выходят в экономической политике Беларуси на одно из первых мест. Первый вице-премьер Николай Снопков во время недавнего выступления в парламенте сделал акцент на этом направлении, подчеркнув в т.ч. необходимость сотрудничества с Россией.

копыток для газеты (1).png
           Андрей Копыток

Он рассказал, что уже определены совместные белорусско-российские проекты в машиностроении и химической промышленности на сумму 2,6 млрд USD. О выделении средств из бюджета РФ на импортозамещающие проекты в Беларуси ранее говорил и российский президент Владимир Путин. «ЭГ» узнала у бизнес-союзов, как они видят работу с российскими коллегами в плане импортозамещения и на какие отрасли тут можно сделать ставку.

Считаете ли вы углубленное партнерство с Россией во внешнеторговой деятельности в части импортозамещения единственным способом поддержания белорусской экономики?

Председатель высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток: Безусловно, углубленное партнерство с Россией во внешнеторговой деятельности – это единственный способ поддержания не только отечественной экономики, но и экономики в рамках строительства Союзного государства. Это дает возможность для обеспечения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования частного сектора экономики Беларуси и России, повышения конкурентоспособности и роста взаимовыгодного экспортно-импортного потенциала, правильных действий по углублению интеграционных процессов. Конфедерация активно ведет работу по установлению «новой дипломатии» с регионами РФ. Свидетельством тому является подписание, в ближайшее время шести соглашений с губернаторами Белгородской, Ростовской, Тульской, Вологодской областей, Краснодарского края и Северной Осетии. А также парафирование договоренностей о подписании соглашений еще с пятнадцатью регионами РФ.


Тарасевич 3.jpg
          Жанна Тарасевич

Директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич: Это действительно один из вариантов. То, что мы можем сотрудничать с Россией в условиях санкций и совместными усилиями, в т.ч. при помощи союзных программ, продвигать проекты по импортозамещению, – это вполне реально. Но я не могу сказать, что это единственный вариант. Беларусь – суверенная республика. У нас свой государственный бюджет, свои потребности в импортозамещающей продукции. Поэтому одним из источников финансирования таких проектов могут быть и сегодня уже есть (об этом заявляет Банк развития) собственные ресурсы, которые выделяются на импортозамещение. Кроме того, если эти проекты окупаемы и интересны, их можно быстро реализовать, то одним из источников их финансирования могут выступать собственные средства субъектов хозяйствования или физических лиц. Недавно мы были в Бобруйске, где посещали несколько предприятий, в частности, швейную фабрику «Славянка», фабрику зеркал и предприятие, которое производит травяные чаи. Все они готовы к работе по импортозамещению, и у них есть свои интересные проекты. У «Славянки», к примеру, пошив одежды для школьников. У фабрики зеркал – производство зеркал различного рода для потребительского рынка. Тема импортозамещения актуальна сейчас, но рассматривать нужно разные варианты.

Какие белорусские товары (услуги) могут заместить импорт в России?

Андрей Копыток: Сейчас перечень белорусских товаров и услуг, которые смогут заменить импорт в России, сложно четко обозначить. Однако очень активно ведется слаженная работа Беларуси и России через торговые представительства для налаживания импортозамещения. Последний пример – Республика Карелия, на которую приходится порядка 70 импортозамещающих позиций.

Я думаю, что, во-первых, это могут быть ИТ-услуги. Во-вторых, это продукты питания. Мы и так их поставляли в Россию, но сейчас речь может идти о поставках в больших объемах. Кроме того, это могут быть товары потребительского спроса. К примеру, школьная одежда или другие товары легпрома. У нас развита легкая промышленность, производятся ткани хорошего качества. Думаю, если поработать совместно с заказчиками из РФ над дизайном, то эти товары мы тоже могли бы поставлять. В целом, возможности есть, но их нужно изучить. Не так много времени прошло с момента введения санкций, пока и сам бизнес, и власть изучают эту ситуацию.  Но уже создаются электронные площадки по субкооперации и субконтрактации, собираются предложения. Какие страны будут конкурировать с Беларусью за российский рынок с точки зрения импортозамещения на нем?

Андрей Копыток: Сейчас затруднительно сказать, кто будет конкурировать с Беларусью. Россия является главным партнером Беларуси: товарооборот между странами в 2021 г. составил 40 млрд USD, а в I квартале 2022 г. (январь-март) – 9,4 млрд USD. Белорусский малый и средний бизнес был, есть и будет основным драйвером быстрого реагирования, который способен оперативно и на самых выгодных условиях встроиться в производственные, сбытовые, логистические цепочки по улучшению и увеличению товарооборота между Беларусью и Россией.

Жанна Тарасевич: В первую очередь это будут страны ЕАЭС. Если брать какие-то конкретные отрасли, то, к примеру, легкая промышленность неплохо развивается в Таджикистане, Узбекистане. Правда, есть вопрос не только цены, но и качества таких товаров. И мы должны хорошо посмотреть, что мы можем производить, а что они. Не всегда нужно конкурировать, можно и сотрудничать. Мы можем делить рынок с точки зрения специализации: кто-то будет специализироваться на пошиве более дешевой одежды, а кто-то поставлять детскую или верхнюю одежду, костюмы. Здесь мы можем конкуренцию превратить в партнерство, но мы должны договариваться. 


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений