Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №39(2733) от 28.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1865
EUR:
3.4585
RUB:
3.5749
Золото:
240.82
Серебро:
3.23
Платина:
107.47
Палладий:
99.48
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что дает независимый аудит при добровольной ликвидации

Фото: freepik.com

При ликвидации юридического лица по инициативе собственника налоговые, таможенные органы и Белгосстрах вправе проверить ликвидируемую компанию. Альтернативой таким проверкам служит независимая оценка деятельности компании, проводимая аудиторской организацией.

В чем преимущества обращения к аудиторам

Получив от регистрирующего органа уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица, налоговые и таможенные органы, а также Белгосстрах обязаны представить справки об отсутствии (наличии) у ликвидируемой фирмы задолженности по налогам, таможенным платежам и страховым взносам. Согласно п. 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение № 1 и Декрет № 1), сделать это они должны либо на основании имеющейся в соответствующем органе информации, либо по результатам проверки, либо на основании аудиторского заключения и отчета. О праве налоговых органов проводить проверки при ликвидации сказано также в п. 2 ст. 72 НК.

Поскольку проверка способна затянуть процесс ликвидации, да еще и привести к нежелательным последствиям в виде доначисления налогов и пеней, многие компании предпочитают альтернативу – проведение независимого аудита.

В подп. 2.8 п. 2 Декрета № 1 приведен перечень вопросов, которые должны быть проверены аудиторской организацией (аудитором) при ликвидации:

– правильно ли исчислены и своевременно ли и полностью уплачены налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

– имеются ли у юридического лица непрекращенные обязательства перед таможенными органами;

– исполнены ли им обязанности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы в Белгосстрах).

Обратим внимание: в круг вопросов, проверяемых аудиторской организацией, не входит оценка правильности расчетов с ФСЗН. Следовательно, проверка органами Фонда будет проходить независимо от наличия договора об оказании аудиторских услуг.

Почему имеет смысл доверить проведение перечисленных выше проверок аудиторской организации? Условия ведения бизнеса в нашей стране динамично меняются, в т.ч. регулярно обновляются налоговое законодательство и «нормативка», регулирующая бухгалтерскую и финансовую отчетность. Штатному бухгалтеру компании нелегко поспеть за всеми новациями. А профессиональные аудиторы тщательно отслеживают их «по долгу службы».

Именно так поступают сотрудники компании «Аудиторская экспертиза», работающей на рынке более 12 лет и оказывающей услуги как в Минске, так и по всей Беларуси. Аудиторы ООО «Аудиторская экспертиза» скрупулезно проанализируют отчетность ликвидирующейся организации и грамотно проведут все проверки, необходимые при добровольной ликвидации.

Когда заключить договор об аудите

Правоотношения с аудиторской организацией (аудитором) строятся на основании договора оказания аудиторских услуг (далее – договор) в письменной форме.

Важно: такой договор следует заключить до подачи ликвидатором в регистрирующий орган информации о начале процедуры ликвидации.

Это правило следует из п. 7 Положения, согласно которому информация о заключенном договоре с аудиторской организацией (аудитором) указывается в заявлении о ликвидации, подаваемом в исполком. На это же указано в п. 3 Положения о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности), а также требованиях к аудиторским организациям, аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающим такие услуги, утв. постановлением Совмина от 04.07.2017 № 500 (далее – Положение № 500 и постановление № 500).

Требования к содержанию договора и его существенные условия закреплены в ст. 25 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56‑З).

В ст. 17 этого Закона установлены права заказчиков аудиторских услуг. В их числе – право получить возмещение за причиненные убытки в случае, если аудит проведен некачественно. Кроме того, у заказчика есть и обязанности (ст. 18 Закона № 56-З). И центральная их них – предоставить аудитору все необходимые документы и информацию.

Какие требования предъявляются к аудиторам

Чтобы иметь право оказывать услуги по независимой оценке деятельности при ликвидации, аудиторские организации (аудиторы – ИП) должны отвечать следующим требованиям законодательства:

– ими должен быть заключен договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

– у аудиторской организации в штате должен находиться как минимум один аудитор со стажем работы не менее 3 лет, а аудитор – ИП сам должен осуществлять аудиторскую деятельность не менее того же 3-годичного срока.

Сведения о наличии у организации (аудитора) права проводить аудит можно проверить в аудиторском реестре, размещенном на официальном сайте Минфина.

Всем предъявляемым требованиям соответствуют аудиторы компании «АСБ Консалт», которая уже 8 лет удерживает лидирующие позиции на рынке аудиторских услуг. За период своей работы фирма реализовала более 7 тыс. проектов, неоднократно занимала высокие места в различных рейтингах независимых и консультационных компаний и заслужила безусловное доверие клиентов. Команда профессионалов из «АСБ Консалт» оказывает полный спектр аудиторских услуг и способна в сжатые сроки провести аудит любой сложности.

За какой период проводится проверка

Исходя из п. 5 Положения № 500 период, проверяемый в ходе независимого аудита, обусловлен тем, какие вопросы оцениваются:

1) исполнение обязанностей по уплате страховых взносов в Белгосстрах проверяется за 3 календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о ликвидации, а также за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации (но не более чем за период, прошедший до указанной даты с момента госрегистрации юрлица);

2) правильность уплаты налоговых и таможенных платежей проверяется за период, установленный законодательством для проведения проверки налоговыми и таможенными органами:

– согласно п. 4 ст. 74 НК в части вопросов соблюдения налогового законодательства проверки проводятся за период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проверке. По иным вопросам, относящимся к компетенции налоговиков, проверяемый период ограничивается тремя календарными годами;

– в соответствии с п. 8 ст. 209 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в п.п. 7–15 ст. 14 ТК ЕАЭС, т.е. обстоятельств, связанных с нахождением товаров под таможенным контролем.

Сколько может длиться аудит

Срок оказания аудиторских услуг – одно из существенных условий договора (ст. 25 Закона № 56‑З). Определяя этот срок в договоре, нужно помнить следующее.

В соответствии с п. 8 Положения № 500 юридическое лицо, заключившее договор об аудите, обязано в течение 20 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации представить аудиторское заключение и отчет по результатам аудита в следующие органы:

– налоговый орган по месту постановки на учет;

– таможенный орган, в регионе деятельности которого находится это юрлицо;

– подразделение Белгосстраха по месту регистрации.

Следовательно, срок аудита нужно предусмотреть с таким расчетом, чтобы уложиться в эти 20 дней с момента подачи заявления о ликвидации.

Как оформляется результат аудита

Согласно п. 6 Положения по результатам проверки аудиторская организация (аудитор) обязаны представить заказчику:

1) аудиторское заключение по форме, установленной Минфином;

2) отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке.

Эти документы при добровольной ликвидации юрлица должны включать информацию:

  • проверенном периоде;
  • наличии (отсутствии) у ликвидируемой компании задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, по уплате страховых взносов в Белгосстрах;
  • наличии (отсутствии) у юрлица непрекращенных обязательств перед таможенными органами;
  • описание фактов нарушения законодательства с указанием нарушенных НПА;
  • должности, фамилии, инициалы руководителей, главных бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и ведение бухгалтерского и иного учета, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;
  • иные сведения по каждому вопросу, подлежавшему независимой проверке.

Аудиторское заключение и отчет составляются в количестве не менее пяти экземпляров.

Так, можно не сомневаться в качестве подготовленных по итогам «ликвидационного» аудита документов, если поручить его компании PRAMOVA, которая профессионально и честно защищает интересы своих клиентов, предоставляя им услуги высочайшего качества. Сотрудники PRAMOVA проведут тщательную аудиторскую проверку ликвидирующейся компании, подскажут оптимальный вариант устранения выявленных нарушений. Деловая репутация аудиторской организации может быть одним из критериев принятия аудиторского заключения налоговыми органами и выдачи справки без назначения проверки, в связи с чем к выбору аудиторов следует подходить с особым вниманием.

Какой срок для устранения допущенных нарушений

Если по результатам аудита выявлены какие-либо нарушения, юрлицо обязано их устранить и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую и финансовую отчетность и налоговые декларации (п. 2 ст. 18 Закона № 56-З).

Сделать это нужно до истечения 30 дней со дня подачи заявления о ликвидации в регистрирующий орган. Такой срок вытекает из следующих норм:

– п. 9 Положения № 1, в силу которого налоговая, таможня и Белгосстрах должны подать в 30-дневный срок свои данные об отсутствии (наличии) у ликвидируемой фирмы задолженности перед ними;

– п. 2 постановления № 500, исходя из которого названные органы назначат свою проверку, если в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления о ликвидации указанные в аудиторском заключении и отчете нарушения не устранены.

Подытожим основные преимущества проведения аудита при добровольной ликвидации:

– во-первых, своевременно проведенная независимая оценка может исключить проверки со стороны госорганов и ускорить процедуру ликвидации. Здесь важно помнить о вышеуказанных сроках представления результатов аудита и устранения нарушений. Имеет смысл заключить договор с аудиторами еще до фиксации решения о ликвидации, когда эта идея только «вызревает» у собственника;

– во-вторых, при выявлении нарушений законодательства аудиторская организация проконсультирует, как проще и безопаснее их устранить, что, возможно, позволит избежать штрафных санкций, которые могут применить по результатам проверок, проведенных госорганами.

* на правах рекламы

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений