$

2.4300 руб.

2.7435 руб.

Р (100)

3.4118 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Цены

Что будет в этом году с ценами и инфляцией?

21.02.2020
Что будет в этом году с ценами и инфляцией?
Фото: freepik

12 февраля Нацбанк объявил о снижении ставки рефинансирования с 19 февраля с 9 до 8,75% годовых. Вопреки распространенному мнению, это логичный и последовательный шаг, направленный на стимулирование роста ВВП в условиях приближающейся экономической стагнации.

Однако «умеренный характер инфляционных процессов», о котором в официальном заявлении сообщает Нацбанк, нам еще предстоит подтвердить, особенно если учесть стремительный рост основных иностранных валют в начале 2020 года, который может вызвать удорожание целого ряда импортных товаров.

 

МАРТ планирует сдерживать рост цен

Любопытно, что в тот же день, когда Нацбанк объявил о снижении ставки рефинансирования, в МАРТ состоялось итоговое заседание коллегии, посвященное вопросам выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка.

По итогам совещания можно понять, что удержание целевого уровня инфляции дается ведомству непросто. В 2019 году потребительские цены выросли на 4,7% – в полном соответствии с предельным значением, определенным Указом от 20.12.2018 № 483 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год» (не более 5%).

Главный рычаг, который использовал МАРТ, – сдерживание роста цен на социально значимые товары. Если в конце 2018 – начале 2019 года темпы роста таких цен составляли в среднем на 8–12% в год, то по итогам года был достигнут исторический минимум их повышения – 7,5%.

По итогам 2019 года рост цен на большинство социально значимых товаров замедлился и сложился в рамках целевого показателя по инфляции: мясо и мясопродукты подорожали на 1,3%, рыба и рыбопродукты – 3,6%, хлеб и изделия хлебобулочные – 4,8%, макаронные изделия – 3,4%, а цены на овощи снизились на 6%.

Однако умеренный рост цен – это не естественный процесс, а, скорее, результат плотной работы МАРТ по сдерживанию роста цен, которая ведется с торговыми организациями страны.

Отчет, размещенный на сайте ведомства, дает исчерпывающее понимание тех мер, которые МАРТ принимает для регулирования роста цен.

Так, был дополнен перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться МАРТ, разработаны и доведены до торговых сетей рекомендации по предельным уровням торговых надбавок по основным социально значимым товарам; введено временное регулирование цен на крупу гречневую; выявлялись случаи необоснованного повышения цен, равно как и пресекались практики ценовой дискриминации крупной торговой сети по отношению к другим торговым объектам.

В рамках совершенствования нормативно-правовой базы в 2019 году разработано 142 проекта нормативных правовых актов. Среди наиболее значимых изменений законодательства – законы о естественных монополиях и государственных закупках.

В 2020 году политика по сдерживанию цен будет продолжаться. В начале года МАРТ заключил соглашение с операторами связи об ограничении повышения тарифов на соответствующие услуги.

Планируется также расширить перечень рекомендуемых торговых надбавок на социально значимые товары, а также список социально значимых товаров, цены на которые могут временно регулироваться МАРТ в целях защиты внутреннего рынка. В отношении организаций торговли будет осуществляться постоянный мониторинг для контроля за уровнем цен.

Поставлен вопрос об исключении практики продажи белорусских товаров на внешние рынки по ценам ниже внутренних. А такая практика имеет место быть, как мы уже писали в «ЭГ» № 12 от 18.02.2020 (статья «С сахаром разобрались, на что еще обратить внимание»).

 

Что явно подорожает

МАРТ действительно предстоит постараться, особенно если учесть, что ряд цен, связанных непосредственно с предприятиями государст­венной формы собственности, мо­жет вырасти существенно выше уровня инфляции.

Мы говорим об услугах ЖКХ, стоимости энергоресурсов, автомобильного топлива, проезда в общественном транспорте, которые за прошлый год выросли более чем на 5%.

Например, цены на жилищно-­коммунальные услуги за прошлый год выросли на 12,2%, дошкольных учреждений – 10,1%, городского транспорта – 8,8%, охраны жилищ – 9,7%, учреждений культуры – 8,5%.

Хорошо иллюстрирует «избранность» некоторых товаров рост цен на топливо. Бензин А-92 за 2019 год вырос с 1,43 до 1,64 руб. за 1 л – на 14,7%, дизельное топливо – с 1,54 до 1,74 руб. за 1 л – почти на 13%. А за два неполных месяца 2020 года цены на топливо выросли уже на 4%, т.е. темпы роста стали ускоряться.

Такую избирательную политику можно объяснить необходимостью свести расходы бюджета с доходами в условиях новой реальности дефицита государственного бюджета. Остается загадкой, как при этом МАРТ и Нацбанк будут достигать целевого значения инфляции в 2020 году, если такие важные компоненты потребительских расходов будут расти с темпами, гораздо более высокими, чем целевые 5% в год.

 

Денег в экономике стало больше

В статье «Количество денег в обращении резко выросло» («ЭГ» № 6 от 28.01.2020) мы указывали на аспект, который, к сожалению, не способствует облегчению задачи Нацбанка по ограничению инфляции – резкий рост широкой денежной массы в прошлом году.

Мы посчитали, что за прошлый год количество денег в банковской системе и на руках населения увеличилось на 26%, или 4,16 млрд руб. Почти половина этих «новых» денег пришла в систему в IV квартале, в т.ч. 40% – в декабре. В основном это безнал на расчетных счетах юрлиц, счетах до востребования населения и срочных банковских депозитах.

Такое значительное увеличение денежной массы не может не оказывать влияния на потребительские цены, а значит, это еще одна проблема, которую в своей деятельности предстоит учитывать Нацбанку.

 

Движемся в едином ритме с соседями, но этого недостаточно

Беларусь не одинока в проведении мягкой кредитно-денежной политики. 7 февраля 2020 г. Центробанк РФ принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п. – до 6% годовых. Нацбанк Украины 31 января тоже резко снизил учетную ставку – с 13,5 до 11% годовых.

Поэтому логика действий Нацбанка понятна: снижение ставки оказывает стимулирующий эффект на работу предприятий, подстегивает кредитную активность населения и субъектов хозяйствования. Однако реальность такова, что принимаемые меры позволяют экономике оставаться на плаву, но для качественного роста таких мер недостаточно.

Последние статистические данные показывают, что тяжелее всего приходится белорусской промышленности. В январе 2020 г. объем промышленного производства в текущих ценах составил 8,5 млрд руб., что на 5,8% меньше, чем в прошлом году. Объемы горнодобывающей промышленности снизились на 3,6%, обрабатывающей – на 5%, снабжение  электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом из-за аномально теплой зимы вообще сократилось на 10,5%.

Усложнение торговых отношений с Россией ставит под сомнение объемы производства экспорт­но ориентированных предприятий, а диверсификация экспорта, как мы видели на примере молочной продукции, часто осуществляется за счет снижения отпускной цены и увеличения транспорт­ных расходов.

Иными словами, наше правительство принимает, безусловно, правильные шаги, но обеспечить заданные темпы роста (1,9% в 2020 и 1,4% в 2021 гг.) при сохранении инфляции на уровне 5% превращается в задачу про тришкин кафтан – или длинные рукава (высокие темпы роста), или нормальные полы (умеренная ин­фляция).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»


***