Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Четыре ситуации в пользу работников: принимать к вычету входной НДС или нет

Руководство многих компаний наряду с планированием производственной деятельности уделяет большое внимание выстраиванию внутрикорпоративных коммуникаций. Такая политика, по мнению руководства, способствует повышению эффективности деятельности организации. Ежегодно проводятся корпоративные мероприятия, связанные с годовщиной создания организации, празднованием Нового года, летними мероприятиями оздоровительного характера. Также руководство оплачивает индивидуальную подписку работникам, кофе, чай для потребления этих продуктов во время обеденного перерыва, посещение бассейна, услуги сотовой связи и др.

То, что данные действия руководства направлены на поддержание благоприятного психологического и морального климата в коллективе, понятно, но вот у бухгалтера возникает много вопросов, связанных с НДС. Может ли предприятие в приведенных ниже ситуациях принять к вычету «входной» НДС и какой в этих случаях порядок его исчисления? Попробуем разобраться.

Пример 1. Организация для укрепления корпоративного духа в коллективе организует и оплачивает для своих работников оздоровительное мероприятие в агроусадьбе. Организованы ориентирование на местности в лесу, сплав на байдарках по реке. Проведение данного мероприятия оформлено приказом руководителя, составлены программа его проведения, смета расходов, оплачено питание работников в агроусадьбе, оформлен список работников, участвующих в мероприятии. Стоимость двухдневного пребывания в агроусадьбе, согласно акту об оказании услуг, составила 3000 BYN, в т.ч. НДС (20%) – 500 BYN.

В данной ситуации имеет место факт собственного потребления организацией услуг непроизводственного характера. При этом услуги оплачиваются для работников не индивидуально, а в рамках проведения документально оформленного корпоративного мероприятия.

По мнению автора, объекта для налогообложения НДС, в части стоимости оплаченного мероприятия, у организации не возникает, т.к. отсутствует факт реализации (отчуждения, передачи) организацией своим работникам оплаченных услуг (п. 1 ст. 31, подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).

Соответственно, у организации нет обязанности создавать ЭСЧФ (п. 7 ст. 106-1 НК).

Суммы «входного» НДС по услуге пользования агроусадьбой принимаются к вычету после их отражения в бухучете (и книге покупок, в случае ее ведения) на основании ЭСЧФ, выставленного продавцом услуг, и подписанного электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) организации в установленном законодательством порядке (подп. 2.1 п 2, ч. 1 п. 3, абз. 2 п. 5-1, п. 6-1 ст. 107 НК).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 106 НК организация вправе отнести «входной» НДС на увеличение стоимости вышеназванных услуг.

Таким образом, согласно п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, расходы на проведение корпоративного мероприятия в бухучете организации будут отражаться как расходы, не связанные с производственной деятельностью предприятия, по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности, субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

В случае принятия сумм «входного» НДС к вычету в бухучете организации будут сделаны записи:

Д-т cч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 60 2500 BYN,

Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 500 BYN.

Пример 2. Организация для укрепления здоровья каждого из 8 работников оплачивает им ежемесячно абонементы в физкультурно-оздоровительный центр на еженедельное четырехчасовое его посещение. Стоимость абонемента на месяц на одного человека составляет 180 BYN, в т.ч. НДС (20%) – 30 BYN.

В данном случае, как правило, издается приказ (решение) нанимателя о покупке абонементов и выдаче их конкретным работникам в качестве расходов организации социальной направленности. Приобретение таких абонементов расценивается как оплата услуг для своих работников.

В соответствии с подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК не признаются объектами налогообложения НДС стоимость питания, подписки на печатные средства массовой информации, работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших.

Соответственно, обязанности создавать ЭСЧФ у организации не возникает (п. 7 ст. 106-1 НК).

Что касается «входного» НДС, то подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК определено, что не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК.

Соответственно, суммы «входного» НДС, не принимаемые к вычету в размере 240 BYN (30 BYN х 8 чел.), организации следует отнести на увеличение стоимости абонементов (п. 4 ст. 106 НК).

В бухгалтерском учете стоимость абонементов будет отражена в составе прочих расходов по текущей деятельности записью:

Д-т сч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 60 1440 BYN (180 BYN х 8 чел.)

Пример 3. Организация приобрела чай, кофе, печенье для потребления во время кофе-пауз при проведении встреч с заказчиками и клиентами. Стоимость покупки составила 60 BYN, в т.ч. НДС (20%) – 10 BYN.

Несмотря на то, что чай, кофе, печенье потребляются не только клиентами и заказчиками, но и самими работниками организации, участвующими в процессе встреч, здесь имеют место расходы организации для собственного потребления непроизводственного характера.

Как правило, издается приказ (распоряжение) руководителя, в котором указывается цель приобретения чая, кофе и печенья.

В данной ситуации суммы «входного» НДС принимаются к вычету после их отражения в бухучете (и книге покупок, в случае ее ведения) на основании ЭСЧФ, выставленных продавцом, и подписанного ЭЦП организации в установленном законодательством порядке (подп. 2.1 п 2, ч. 1 п. 3, абз. 2 п. 5-1, п. 6-1 ст. 107 НК).

Указанный порядок не зависит от того, имели ли место подписанные контракты по итогам деловых встреч или иные результаты.

Также в соответствии с п. 4 ст. 106 НК организация вправе отнести «входной» НДС на увеличение стоимости приобретенных продуктов.

При списании стоимости продуктов НДС не исчисляется, т.к. такое списание, по мнению автора, не признается реализацией и, соответственно, объектом налогообложения НДС. Соответственно у организации нет обязанности создавать ЭСЧФ (п. 7 ст. 106-1 НК).

В случае принятия сумм «входного» НДС к вычету, в бухучете организации будут сделаны записи:

Д-т cч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 60 на 50 BYN,

Д-т сч. 18 – К-т сч. 60 на 10 BYN.

Пример 4. Организация для создания работникам комфортных условий труда приобрела для их потребления в обеденное время чай, кофе, печенье на общую сумму 120 BYN, в т.ч. НДС (20%) – 20 BYN.

В данном случае кофе, чай и печенье оплачиваются организацией конкретно для работников, что носит характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых работникам по решению нанимателя, оформленного приказом (распоряжением) по организации.

На основании подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК объекта налогообложения НДС в этом случае не возникает. Соответственно, у организации нет обязанности создавать ЭСЧФ (п. 7 ст. 106-1 НК).

В соответствии с подп. 19.9 п. 19 ст. 107, п. 4 ст. 106 НК суммы «входного» НДС в размере 20 BYN к вычету не принимаются, а относятся на увеличение стоимости продуктов.

В бухучете эти расходы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности единовременной записью:

Д-т cч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 60 на 120 BYN.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений