$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Проблемы и решения

Чем обернутся нынешние риски для будущего роста

06.04.2018

Снижение краткосрочных рисков поможет раз­решению долгосрочных задач, стоящих перед белорусской экономикой. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного агентством Fitch Ratings на прошлой неделе в Минске. Но если представители Минэкономики и Минфина в ходе дискуссии говорили в основном о достигнутом позитиве, то специалист МВФ предупредил о риске девальвации.

Отечественная экономика растет уже пятый квартал, сообщил начальник главного управления стратегического развития и международного сотрудничества Минэкономики Дмитрий Ярошевич. По его словам, удалось нивелировать ряд рисков и создать базу для развития в текущем году. Он и так начался успешно: за январь–февраль ВВП вырос на 5,6%. Более половины прироста (2,7 п.п.) обеспечила промышленность, и остальные от­расли внесли положительный вклад. Складские запасы со­кратились до 6-летнего минимума. Конъюнктурные опросы фиксируют позитивные на­строения в промышленности: портфели заказов сформированы более чем на 3 месяца.

Значительную роль в ожив­лении экономики сыграла внеш­няя торговля. Внешнеторговое сальдо товаров и услуг сформировалось положительным (125 млн. USD) благодаря опережающим темпам роста экспорта, причем в нем доля сырьевых товаров снизилась более чем на 10 п.п. по сравнению с 2014–2015 гг. Рост экспорта обеспечивают все груп­пы товаров, а сбалансированность торговли поддерживается экспортом услуг.

Валовыми накоплениями движет спрос на инвестиции, которые за два месяца выросли на 24,8%. При этом представитель министерства не объяснил, почему при таком росте экономики и улучшении конъюнктуры на рынках чистая прибыль белорусских предприятий в январе т.г. сократилась в 48 (!) раз по сравнению с аналогичным периодом 2017 го­да. Зато он обратил внимание на рост количества зарегистрированных субъектов хозяйствования.

Действительно, за 2 месяца в республике юридических лиц стало на 0,7% больше, чем на начало года, а индивидуальных предпринимателей – на 0,5% (хотя их все еще меньше, чем на 01.03.2017 г.). Это оценивается властями как результат мер по раскрепощению деловой инициативы. Ожидается, что улучшение инвестиционного климата будет способствовать долгосрочному экономическому росту.

ДРАЙВЕРАМИ роста белорусской экономики стали улуч­шение внешней ликвидной позиции и стабилизация макро­экономических условий, считает заместитель министра финансов Юрий Селиверстов. Помимо улучшения внешней конъюнктуры замминистра отметил роль стабилизационных мер, принятых правительством в 2016–2017 гг., создавших пред­сказуемые условия для ведения бизнеса. Также достижению параметров про­г­ноза социально-экономического развития способствовала консервативная бюджетная политика. Для исполнения бюд­жета не понадобились чрезвычайные меры по дополнительной консолидации средств, как происходило в предыдущие годы.

Положительная динамика в экономической и бюджетной областях не избавляет их от уязвимости. Независимые эксперты отмечают риски, связанные с внешним финансированием, состоянием государственных финансов и госдолга. Правда, к администрированию последнего, как заверил Ю. Селиверстов, Минфин подходит ответственно. На 1 февраля долг составлял 40,6 млрд. BYN, или 37,2% ВВП. Это много, но не чрезмерно, если сравнивать с сопоставимыми странами.

Предельное значение, предусмотренное стратегией управления госдолгом до 2020 г., – 45% ВВП. Это более консервативный уровень, чем требования к странам ЕС (60% ВВП), который позволяет сохранять приемлемую нагрузку на экономику по его обслуживанию. Определенный рост госдолга наблюдался в 2015–2016 гг., что было обусловлено реструктуризацией кредитов госпредприятий в гособлигации на 1,9 млрд. USD. Это была вынужденная мера, позволившая не допустить кризиса в банковской системе и стабилизировать уровень проблемных кредитов.

ВТОРОЙ ФАКТОР роста госдолга – внешние заимствования для финансирования крупных социально значимых и инфраструктурных проектов. Доступ к долгосрочным льготным ресурсам в рамках кредитных линий, открытых правительствами других стран, есть только у суверенного заемщика. При этом стоимость таких ресурсов существенно отличается от коммерческих кредитов. Теперь прокредитованные таким образом объекты постепенно вводятся в эксплуатацию. Открыт завод «БелДжи», Светлогорский ЦКК, в 2019 году будет введен в эксплуатацию первый блок АЭС. Власти надеются, что скоро эти проекты начнут приносить валюту, которую удастся направить в т.ч. на погашение госдолга.

Рост госдолга в прошлом году был также обусловлен получением несвязанных кредитов на значительную сумму. Но они позволили создать резерв для исполнения внешних обязательств правительства. Теперь Минфин намерен удержать уровень госдолга. В 2018–2020 гг. планируется погасить не менее 25% обязательств из недолговых источников, без полного рефинансирования.

На текущий год законодательно за­креплено бюджетное правило, согласно которому на погашение госдолга на­правляются все пошлины от экспорта нефтепродуктов. Такой порядок сохранится до 2020 года.

Вторая задача – пролонгация среднего срока госзаймов. Увеличение среднего срока заимствований позволяет снизить риски и потребность в рефинансировании.

Третья задача – удешевление привлекаемых ресурсов, особенно новых, чтобы сократить расходы на обслуживание госдолга. Так, в начале 2017 г. средняя доходность по гособлигациям составляла 6,2%, а сейчас – только 5,8%. Эффективным средством сокращения расходов на обслуживание госдолга стало размещение гособлигаций на аукционах. Так, выпуски 2018 года реализованы под низкие проценты (5% в долларах и 3,97% в евро).

По мнению замминистра, краткосрочные риски для Беларуси уже снизились, а принимаемые правительством меры позволят нивелировать их еще больше и закрепить позитивные тренды на долгосрочный период.

ПРИЗНАВАЯ достигнутый белорусскими властями прогресс, старший региональный постоянный представитель МВФ в ЦВЕ Бас Баккер спрогнозировал, какие трудности ожидают нашу страну в будущем. По его словам, главная наша проблема – большой сектор госпредприятий. Необходимо повысить их эффективность. Объемы директивного кредитования уменьшены, реформа госпредприятий начата, но экономика еще не вышла из кризиса. Международные резервы слишком малы, а потребность в финансировании – высока. В хорошие времена это не столь уж опасное противоречие, но оно становится проблемой в период высоких рисков и при недостаточном финансировании, поскольку может привести к довольно сильной девальвации. Поскольку значительная часть кредитов получена в валюте, девальвация увеличивает объем долга в национальной валюте, его сложнее обслуживать, что грозит проблемами в банковском секторе.

По мнению Б. Баккера, нужно внимательнее относиться к уровню долга, который в совокупности с госгарантиями достигает 51% ВВП. Обязательства правительства выглядят неплохо, но не включают ряд внебюджетных аспектов. Например, с 2006-го по 2016 год Беларусь потратила 2,2% ВВП на внебалансовые обязательства, что в основном связано с убыточными госпредприятиями. Недавно проведена реструктуризация долгов сельхозпредприятий на 2,3% ВВП. Не стоит забывать и о внебюджетных расходах на строительство АЭС.

Несмотря на улучшение общего баланса, долговые проблемы будут нарастать, считают в МВФ. Необходимо снизить долг до более устойчивого уровня и проводить более сбалансированную политику для поддержки роста. В очередной раз МВФ напомнил о необходимости структурных реформ, особенно в секторе госпредприятий, чтобы повысить их производительность и конкурентоспособность, снизить зависимость от льготных кредитов. Одновременно требуется стимулирование развития част­ного сектора, создание более эффективной системы социальной поддержки, улучшение распределения ресурсов в экономике.

На круглом столе выяснилось, что позиции МВФ и правительства Беларуси относительно того, что нужно сделать, в основном совпадают. Различаются лишь мнения о скорости проведения реформ. Власти предпочитают двигаться более последовательно, отметил пред­ставитель фонда. Но в МВФ считают, что это продлит период уязвимости и создаст соблазн вернуться к административным принципам распределения ресурсов.

РЕЙТИНГ Беларуси поднялся до уровня «B» и теперь сопоставим с Аргентиной, напомнил директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эрик Ариспе. По мнению агентства, риски страны в краткосрочном периоде сбалансированы, но во многом зависят от внешних факторов. Если состояние счета текущих операций (СТО) улучшилось и дефицит составляет всего 1,2% ВВП, то баланс текущего счета не отражает поворота в политике. Экономике страны не хватает ликвидности, хотя положение улучшается благодаря ситуации с СТО и международными резервами.

В долгосрочной перспективе рост белорусской экономики будет ниже, чем в других развивающихся странах, – около 2,6%, полагают зарубежные эксперты. Ускорение возможно лишь в случае проведения реформ, активного поиска новых рынков, улучшения условий ведения бизнеса и госуправления. Но пока главным источником роста видится наращивание внешнего долга. В перспективе, по мнению специалистов Fitch Ratings, диверсификация источников финансирования положительно скажется на рейтинге Беларуси.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА