Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Частичная замена тепловой сети: отражаем в бухучете

Производственной организацией на основании проектной документации, подрядным способом выполнены работы по частичной замене трубопроводов наружной тепловой сети в связи с износом (без увеличения диаметра труб) с заменой отдельных опор (железобетон). Тепловая сеть в бухучете отражена как инвентарный объект основных средств с шифром 30113, нормативный срок службы 30 лет. Затраты по разработке проектной документации составили 300 BYN (в т.ч. НДС 50 BYN). За выполненные строительно-монтажные работы, согласно акту приема-сдачи выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, оплачено 2100 BYN (в т.ч. НДС 350 BYN). По окончанию выполнения строительных работ подрядчиком организации переданы демонтированные и не пригодные для дальнейшего использования трубы (материал – сталь). В бухучете трубы оприходованы в сумме 60 BYN.

1. Как правильно классифицировать выполненные работы по замене трубопроводов тепловой сети и отдельных опор?

2. Являются ли обязательными разработка для указанных работ проектной документации и прохождение государственной экспертизы?

3. Как правильно оприходовать демонтированные трубы?

4. Как указанные работы отразить в бухгалтерском учете?

1. Работы по замене трубопровода и опор рекомендуем рассматривать, как капитальный ремонт.

В государственном стандарте РБ ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения», введенном в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (далее ГОСТ 19431), приведено следующее определение:

тепловая сеть – совокупность устройств, пред­назначенных для передачи и распределения тепла к потребителям.

Согласно терминологии, приведенной в Государственном стандарте РБ СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения», утв. постановлением Госстандарта от 12.09.2008 № 46 (далее – СТБ 1900):

опора – устройство для поддержания и крепления несущих конструкций сооружений. В зданиях опорами балок и ферм служат столбы, стойки, колонны и т.п., в мостах – устои и балки.

В приложении 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), приведены следующие определения:

ремонт – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными тех­ническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.

модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его кон­структивных элементов и систем более эффективными, приводящими к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.

Вместе с тем, на основании п. 2 ст. 53 Закона от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) строительная деятельность на территории РБ должна осущест- вляться с соблюдением требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), градостроительной и проектной документации.

В соответствии с разъяснениями Минстройархитектуры (письмо от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности») виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются, в т.ч., на основании технического кодекса установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утв. приказом Мин­стройархитектуры от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП 45-1.04-206).

В приложениях А, Б, В к ТКП 45-1.04-206 приведены рекомендуемые виды работ, выполняемые при текущем, капитальном ремонте, модернизации, в частности:

замена и ремонт изношенных элементов внутри­квартирных и наружных инженерных сетей относится к основным видам работ, выполняемым при капитальном ремонте (перечисление 30 прил. Б к ТКП 45-1.04-206).

Поэтому работы по частичной замене трубопровода тепловой сети и опор с учетом определения «ремонт», приведенном в приложении 5 к Ин­струкции № 37/18/6, рекомендуем рассматривать, как основные виды работ, выполняемые при капитальном ремонте (ГОСТ 19431, СТБ 1900, ТКП 45-1.04-206).

2. Разработка проектной документации на капитальный ремонт является обязательным условием его проведения. Государственная экспертиза проектной документации необязательна.

В соответствии с Законом № 300-З возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются в установленном порядке на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в т.ч. сметы (сметной документации) (п. 6 ст. 51 Закон № 300-З).

До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Госстандартом, к первому – четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам), заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация (абз. 2 подп. 1.1 Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).

Вместе с тем следует учитывать, что предпроектная (предынвестиционная) документация на капитальный ремонт и благоустройство объектов первого – четвертого классов сложности, возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, ре­ставрацию и благоустройство объектов пятого класса сложности, возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам разрабатывается и утверждается заказчиком, застройщиком в форме задания на проектирование за счет собственных средств заказчика, застройщика (ч. 4 п. 1 ст. 51 Закона № 300-З).

Проектная документация разрабатывается заказчиком, застройщиком, проектной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими аттестат соответствия, выдаваемый согласно Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252 (ч. 5 п. 7 ст. 51 Закона № 300-З).

Таким образом, работы по замене части трубопровода тепловой сети и отдельных опор выполняются по проектной документации, разработанной на основании задания на проектирование (п. 6, ч. 4 п. 1 ст. 51 Закона № 300-З).

Разработанная проектная документация в соответствии с Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476 (далее – Положение № 1476), подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы (п. 40 Положения № 1476).

Порядок и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации определены Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение № 791).

Согласно приложению 4 к Положению № 791 смета (сметная документация) на ремонт, реконструкцию трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам с применением современных материалов необязательна (п. 10 приложения № 4 Положения № 791).

3. Демонтированные трубы, не пригодные для дальнейшего использования, на основании акта С-14 отражаются на субсч. 10-6 «Прочие материалы» сч. 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами затрат, формирующими себестоимость продукции, работ, услуг.

Отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности, признаются отходами производства. Юридические лица обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, а также вести их учет (п. 21 ст. 1, подпункты 1.1, 1.6 ст. 17 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З)). Захоронение вторичных материальных ресурсов (т.е. отходов, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов) запрещается (п. 3 ст. 1, п. 5 ст. 25 Закона № 271-З).

В соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.11. 2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» (далее – Инструкция № 51) стоимость строительных отходов, непригодных для повторного использования на данном объекте, но при наличии возможности реализации, определяется по ценам на дрова, металлолом и другие отходы с учетом годности к использованию или по ценам возможной реализации (ч. 5 п. 12 Инструкции № 51).

Для оприходования материала от разборки в процессе строительства применяется форма С-14, утвержденная Методическими рекомендациями по применению и заполнению примерных форм учетных документов в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 25.01.2013 № 3 «О примерных формах учетных документов в строительстве».

Акт оприходования материалов, полученных от разборки (форма С-14) (далее – акт С-14) используется для подтверждения факта разборки, а также количества и стоимости материалов, полученных от разборки. Материалы, полученные от разборки и непригодные к дальнейшему использованию, вносятся в таблицу с указанием процента годности в размере ноль процентов. Акт С-14 является основанием для отражения материалов, полученных от разборки, в бухучете организации, являющейся их собственником.

Основные правила учета лома черных и цветных металлов определены Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10).

На основании п. 6 Инструкции № 98/12/10 организации осуществляют бухгалтерский учет лома и отходов черных и цветных металлов в соответствии с требованиями законодательства.

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах определены Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

В соответствии с Инструкцией № 133 фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухучете отражается по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Ин­струкции № 133).

Согласно приложению 1 к Указу от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулируются Минпромом.

Учет наличия и движения отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. ведется на сч. 10 «Материалы» субсч. 10-6 «Прочие материалы» (ч. 9 п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Ин­струкция № 50)).

В соответствии с п. 25 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утв. приказом Минпрома от 5.07.2015 № 273, при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) возвратные отходы вычитаются.

При оприходовании отходов металла также следует учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)).

Таким образом, металлолом, образовавшийся в процессе капитального ремонта, на основании акта С-14, подлежит отражению по дебету суб­сч. 10-6 в корреспонденции с кредитом учета затрат.

4. Рекомендуемый порядок отражения хозяйственных операций по замене труб и опор приведен в нижеследующей таблице.

В соответствии с ч. 2 п. 20 Инструкции по бух­галтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

Информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, согласно Инструкции № 50 отражается на сч. 25 «Общепроизводственные затраты». На указанном счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работающих в организации лиц, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты (п. 27 Инструкции № 50).

Произведенные организацией общепроизводственные затраты отражаются по дебету сч. 25 и кредиту счетов 20 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов.

Затраты, учтенные на сч. 25, списываются с этого счета в дебет сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Об­служивающие производства и хозяйства» и др.

Предъявленный подрядчиком, проектировщиком НДС учитывается по дебету сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с законодательством, отражается по дебету сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41, ч. 4 п. 53 Ин­струкции № 50).

Содержание операций

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, BYN

Отражена стоимость услуг по разработке проектной документации (300 – 50)

25

60

250

Отражен НДС, предъявленный проектировщиком

18

60

50

НДС, на основание ЭСЧФ, принят к вычету

68-2

18

50

Отражена стоимость выполненных работ подрядчиком по замене трубопровода и опор (2100 – 350)

25

60

1 750

Отражен НДС, предъявленный подрядчиком

18

60

350

НДС, на основание ЭСЧФ, принят к вычету

68-2

18

350

Оприходован металлолом от демонтированной части тепловой сети (условно)

10-6

25

60

Списана общепроизводственные затраты на себестоимость продукции (работ, услуг)

(250 + 1750 – 60)

20

25

1 940

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений