Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Отрасли и рынки
05.04.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чайная церемония: глобальная и местная

С тех пор как люди научились заваривать чай, он стал вторым по популярности в мире напитком, а годовой оборот чайной промышленности ныне превышает 30 млрд. USD. Хотя в Беларуси чай весьма популярен, его потребление по мировым меркам остается на довольно скромном уровне. При этом цены на него растут гораздо быстрее, чем спрос.

Сбор чая в мире на протяжении последних 3 лет составляет около 5 млн. т, а глобальный экспорт оценивается в 1,8 млн. т. Продажи чая с 2013 г. по 2015 г. выросли на 6,3%, до 37,1 млрд. USD, а средние мировые цены, после снижения на 5,1% в 2014-м, выросли в прошлом году на 28,3%: с 2,65 до 3,4 USD/кг.

В ближайшие десятилетия чай будет, скорее всего, дорожать, считают эксперты. Причиной этому является  глобальное изменение климата, которое грозит почти двукратным снижением производства чая в основных странах-производителях.

В зависимости от типа растения различают три разновидности чая: китайская (японский, вьетнамский, индонезийский, грузинский и др.), ассамская (индийский, цейлонский, кенийский и др.), камбоджийская (в некоторых районах Индокитая). Хотя чай выращивается в 37 странах, 84% мирового производства сосредоточено в пяти из них. Так, 40% приходится на Китай. Следом идут Индия (около 25%), Кения (9%), Шри-Ланка (7%) и Индонезия (около 3%). При этом Индия больше ориентирована на производство черного чая для западного потребителя, но по его экспорту с ней конкурирует Шри-Ланка. Китай лидирует по производству и экспорту зеленого чая.

По мнению аналитиков, в ближайшие 10 лет рост производства чая замедлится, в основном за счет Африки. Крупнейшим производителем черного чая останется Индия (примерно 1,2 млн. т в 2017 г.). ФАО ожидает, что производство зеленого чая ежегодно будет увеличиваться примерно на 4,5% (в основном за счет Китая), а черного – на 1,9%.

Потребление также продолжит расти, причем в Европе в большей степени, чем в Азии. Так, если в Индии на душу населения приходится 0,65 кг заварки в год, то в Англии – 2,2 кг, в России – 1,26 кг.

К нашему столу

В Беларуси потребление чая остается довольно низким. По оценкам AVI Investment Company, оно составляет всего около 0,5 кг на душу населения. Белорусский рынок чая полностью зависит от импорта. По данным статистики, в прошлом году в нашу страну ввезено 6032 т чая (на 28,1% больше, чем в 2014-м) на сумму 47,3 млн. USD (–0,3%). В частности, зеленого чая поступило 558,2 т на сумму 5,5 млн. USD (на 16,1% и на 31% меньше, чем год назад), черного – 3924 т на сумму 29,5 млн. USD (на 3,3 и 25,3% меньше). Отраслевые аналитики недоумевают, к какой категории отнести еще 1,5 тыс. т чая: для белого и травяного – это многовато.

Средняя цена импорта зеленого чая снизилась примерно на 20,7% – до 10,2 тыс. USD/т, черного – на 22,6%, до 7,8 тыс. USD/т.

Примечательно, что поставки из Шри-Ланки сократились на 49%, до 402 т, из Индии – на 67,5%, до 26 т, Китая – на 62,6%, до 27 т. Зато вырос ввоз из Вьетнама – на 14%, до 135,5 т, и из России – на 1,5%, до 3335,9 т. Традиционно бОльшая часть ввозимого чайного листа покупается в России (55,3%) и лишь небольшая – на аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении.

Доля цейлонского чая в общем объеме импорта снизилась за год с 17 до 6,7%. На черный чай приходится 65% в натуральном и 62,4% в стоимостном выражении, а зеленого – 9,3% и 11,6% соответственно.

Чайный клуб

Основными тенденциями на белорусском чайном рынке в настоящее время являются смещение спроса в сторону более дешевых сортов из-за ухудшения финансового положения потребителей, рост розничных цен и обострение конкуренции. В результате снижения покупательской способности растет доля среднего и нижнего ценовых сегментов.

Наиболее успешны поставщики, чья продукция представлена во всех трех ценовых сегментах (эконом, среднеценовой и премиум). Несмотря на падение спроса в премиальной категории, за счет остальных сегментов достигается стабилизация. Ключевые продажи приходятся на компании, занимающиеся фасовкой чая в России. Здесь первые два места делят между собой концерн Unilever (т.м. Brooke Bond, Lipton) и фирма Orimi Trade (т.м. Greenfield и Tess), за ними с небольшим отрывом следуют компании «Май» (т.м. «Лисма», CURTIS) и Ahmad.

По данным иностранного унитарного предприятия «Эй-Си Нильсен Бел», топ 10 торговых марок (по объемам продаж в натуральном выражении) за 2015 г. кумулятивно охватывают более 70% от общих продаж упакованного чая, что на 16 п.п. больше, чем в 2014 г. В десятку лидеров (в алфавитном порядке) входят: Ahmad, Curtis, Golden India, Greenfield, Lipton, Lisma, Moment Tea, Princess Noori, Tess, Zolotaya Chasha. Эта информация «Эй-Си Нильсен Бел» основывается на агрегированных данных 7 ключевых сетей, содержащихся в отчетах Nielsen по аудиту розничной торговли по категории «чай упакованный» в Республике Беларусь за период с января 2014 г. по декабрь 2015 г.

Дистрибуторы констатируют повышение цен на чай: оптовые цены выросли за прошлый год примерно на 25–50%.

Традиции и предпочтения

Белорусский чайный рынок в натуральном выражении в последние годы остается стабильным благодаря высокой популярности этого напитка. По оценкам ИУП «Эй-Си Нильсен Бел», в 2015 г. объем продаж упакованного чая вырос по сравнению с 2014 г. в натуральном выражении на 10%, а в стоимостном – более чем на 30% при некотором сокращении ассортимента в торговых точках.

Тем временем компании-производители предлагают все новые ароматы чая, меняют формат упаковок, проводят акции по стимулированию продаж. Мировые цены на чайное сырье растут, но идет развитие нишевых продуктов – специальных и нетрадиционных чаев.

Самым популярным среди потребителей по-прежнему остается черный чай, полагают в AVI Investment Company. Однако его доля снижается. Одновременно растет доля пакетированного чая в фольгированных конвертах. Происходит удорожание категории в целом, обострение марочной конкуренции, развитие предложения в сегменте HoReCa (индустрия гостеприимства). Изменяются потребительские предпочтения. Увеличивается потребление зеленого чая, фруктовых и травяных напитков без кофеина. Растет интерес к редким сортам (белый, пуэр, лапсанг сушонг) и нетрадиционным чаям (матэ, ройбос, ханибуш).

По мнению специалистов ИУП «Эй-Си Нильсен Бел», доля травяных и фруктовых напитков в производственной упаковке составляет около 4% в натуральном выражении и, несмотря на некоторые колебания, остается стабильной в последние 2 года.

Быстрее всего растет потребление пакетированного чая. На него приходится более половины продаж упакованного чая, и эта доля выросла в прошлом году на 5 п.п. Поэтому основные участники рынка стремятся предлагать все больше новинок, в т.ч. в сегменте премиум, например, улун под марками Greenfield, Dilmah. Этот тренд, по мнению аналитиков, может создать определенные сложности для компаний: их производственных мощностей не всегда достаточно для удовлетворения увеличивающихся запросов рынка.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений