Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
30.03.2018 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №24 (2128) от 30.03.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Cертификат на вход и качество

Зачем нужна сертификация продукции и качества менеджмента, сколько она стоит и как помогает осваивать внешние рынки, «ЭГ» рассказывает управляющий сертифицирующей компании ООО «Изи Штандарт» Андрей ЦЫГАН.

– Андрей, у вас на сайте говорится, что история компании началась в 2013 г.: занимаясь промышленным производством, вы задумались о выходе на международный рынок. Почему так изменилось направление деятельности?

– Мы делали промышленные установки. Партнеры предложили поставлять их в Польшу, но запросили для этого сертификаты. Мы поинтересовались, какие именно – оказалось, «все». Этот опыт закончился печально, потому что я не нашел никого, кто бы четко объяснил, что именно нужно. Обращались в большие и малые организации, институты и лаборатории, предлагали деньги, чтобы оценить, что и как сертифицировать. Мне отвечали, что только могут провести испытания, причем какие именно, предлагали решить самим. Получался замкнутый круг, и моя сделка не состоялась.

Потом мы нанимали кон­сультантов по системам качества и были крайне разочарованы низким уровнем их компетенций. Времени и денег они отнимали много, а эффекта не было. Почему-то никто не понимал, что бизнесу нужен результат. Например, мы говорим: нам нужны все документы для экспорта в РФ. В ответ слышим: «Мы не знаем, какие вам понадобятся». Почувствовав на своем опыте, насколько это большая проблема, я начал организовывать сертификации по СНГ. Сначала по-дружески консультировал знакомых и партнеров, а потом понял, что спрос на услуги по сертификации достаточно велик, чтобы создать специализированную компанию. При этом важно понимать, что клиенты хотят не столько сертификаты, сколько выйти на другие рынки, и готовы платить за решение этой задачи.

– Как направление консалтинга и внедрения систем качеств выросло в отдельную компанию?

– Далеко не у всех внутренний менеджмент соответствует стандартам. Есть два направления: сертификация продукции и систем менеджмента. Системы качества можно сертифицировать, но к этому предварительно нужно подготовить компанию. Лишь тогда имеет смысл организовать cертифи­кацион­ный аудит, чтобы получить положительный результат. Мы поняли, что необходимо сделать направление консалтинга с учетом нашего знания стан­дартов и процессов, чтобы улучшить на пред­приятиях систему качества.

Наши консультанты помогают зарегламентировать процессы, обучают персонал. Когда система какое-то время поработает, можно проводить аудит и получать сертификат.

Некоторые компании могут обойтись без консультантов, если там очень сильно поставлены процессы и нужно только подтверждение сертификационного органа. Тогда приезжает аудитор, пишет замечания, и после устранения недостатков выдается сертификат.

Другим компаниям нужен даже не сертификационный аудит, а мнение специалистов о постановке процессов, выявление «дыр», чтобы знать, что изменить, в каком направлении двигаться, чтобы улучшить качество.

– Какие сертификаты требуются белорусским предприятиям для выхода на рынки ЕС?

– Это все равно, что спросить: сколько стоит автомобиль? Сертификация делится по отраслям. В каждой из них имеется свой набор документов, которые в 70% случаев позволят выйти на тот или иной рынок. Но у заказчиков могут возникнуть дополнительные условия.

Первые требования – это сертификация по законодательству ЕАЭС, техрегламенты Таможенного союза. В Евросоюзе имеются свои стандарты безопасности продукции.

Часто для получения определенных документов или лицензий необходимо наличие системы менеджмента качества. Тем самым крупные заказчики, как и государство, отсеивают компании, не способные стабильно выпускать высококачественную продукцию. Для получения СЕ-маркировки надо подтвердить лабораторными исследованиями, что продукция выпускается по системе менеджмента. Поэтому даже если стандарты выглядят добровольными, их наличие почти везде обязательно, чтобы выйти на определенный уровень международного бизнеса.

Третья побудительная причина – это тендеры либо требования заказчиков, которые они самостоятельно устанавливают для своих партнеров. Так, у большинства крупных европейских гипермаркетов свои требования к поставщикам продуктов. Любой заказчик, объявляя тендер, может уточнить круг потенциальных партнеров. Например, часто к участию допускают только компании, которые подтвердили свое качество системой ISO 9001. В ИT–отрасли у крупных корпораций есть требования по наличию информационной безопасности.

Четвертое, самое для нас приятное – это когда компания хочет улучшить процессы, и сертификат нужен ей как подтверждение. Аудит в любом случае оценивает недочеты, подсказывает, над чем надо поработать, чтобы и дальше улучшать качество.

Единого разрешительного документа не существует. Так, в машиностроении в первую очередь следует ориентироваться на директивы ЕС, и при этом часто спрашивают соблюдение стандартов ISO 9001. В частности, по медицинскому оборудованию есть специальная директива плюс специализированный стандарт ISO 13485. Таким образом, в каждой сфере имеется свой набор документов, необходимых для торговли на конкретном рынке.

– Какую конкретно помощь вы оказываете для получения таких сертификатов?

– Следует понимать, что органы и лаборатории в ЕС загружены, они не ищут себе клиентов, у них квоты. Европейские компании изначально знают, на что рассчитывать, а лаборатории в ЕС из-за своей занятости могут и отказаться заниматься проектами из СНГ. Поэтому мы в первую очередь установили тесную связь по всем направлениям с европейскими органами и лабораториями, продемонстрировали уровень своей экспертизы, чтобы наши проекты сразу принимались. Мы берем на себя огромную часть работы, подготавливаем клиентов, объясняя, какие нужны документы, порядок действий. Поэтому от нас на сертификацию идет уже подготовленное предприятие, которому не приходится действовать вслепую. Мы знаем все требования, как заполнять заявки, от нас получают проект, готовый к испытаниям. Зная клиента, его менталитет и европейские правила, наша компания берет на себя функцию переводчика и организатора.

Сначала мы сами изучаем проект, чтобы увидеть недостатки, которые надо исправить. Скажем, у некоторых машиностроительных компаний не хватает некоторых документов, схем, чертежей или они выполнены не в том формате. Нужно объяснить, какая форма допустима, как ее подготовить. Кроме испытаний необходимо составить техфайлы. В соответствующих директивах есть примеры их заполнения. Этот документ мы и составляем.

Если наша компания занимается консалтингом систем менеджмента, то их независимый аудит проводит другая организация. Мы работаем с аудиторами, аккредитованными в Чехии, Болгарии, Италии, Германии, Канаде, США. Поскольку круг партнеров широкий, то мы подбираем клиентам оптимальную стоимость. Если обращаться напрямую в европейские лаборатории, то есть вероятность, что его просто не примут или назначат слишком высокую цену. К тому же мы за месяц готовим пакет документов, на самостоятельное составление которого у клиента может уйти полгода.

– Отличаются ли требования по сертификации в ЕС от белорусских?

– Значительная часть белорусских стандартов гармонизирована с европейскими. Но некоторые отличаются. По каждому направлению нужно смотреть отдельно. Я полагаю, что если предприятие выпускает качественную продукцию с хорошим внутренним контролем, то можно соответствовать любым требованиям, хоть мозамбикским, хоть европейским. Но если производство построено халтурно, то это может пройти далеко не везде. Общее правило: чем сложнее сфера, тем жестче требования. Например, они очень жесткие в медицине, где проверяются цепочки поставщиков, в производстве автокомпонентов, строительных изделий, продуктов питания.

– Сколько времени в среднем занимает процедура сертификации? В каких отраслях и по каким товарам получить сертификат систем качества труднее? Почему?

– В среднем сертификация в ЕС занимает до 3 месяцев. Очень высоки требования к производителям. Есть много стандартов, регламентирующих безопасность производства. Но в целом у них другой подход: если продукция некачественная, то ее не будут покупать.

Есть принципиальное различие в подходах к сертификации в ЕС и США. Европейцы очень требовательно проверяют производства до выхода на рынок, а затем можно не беспокоиться. В Америке процедура регистрации много проще. Там вы начинаете поставлять продукцию на рынок, но однажды является инспектор с проверкой. Если он обнаружит отклонения от стандартов качества, виновнику грозит огромный штраф, который может похоронить бизнес.

– В каких отраслях предприятия больше всего проявляют заинтересованность в выходе на внешние рынки и получении для этого сертификатов?

– Есть крайне экспортоориентированные отрасли, чью продукцию очень хорошо принимают рынки. Прежде всего это производство высококачественных медицинских изделий, которые охотно покупают в ЕС и Америке. Прекрасно раскрыли свой экспортный потенциал производство стройматериалов, ИT-сек­тор. Когда наш ИT-сектор вышел на международных заказчиков, круп­нейшие банки, фонды, глобальные корпорации, оказалось, что там есть свои процедуры, и работать без сертификата невозможно. Поэтому наши компании занялись внедрением систем информационной безопасности.

Есть еще производство продуктов питания, БАДов, косметики. Меньше проектов в тяжелой промышленности. Обычно в больших компаниях есть свои сертификационные отделы. Но мы больше ориентируемся на малый и средний бизнес, которому невыгодно держать такой отдел, а дешевле обратиться к нашим экспертам по аутсорсингу.

– На какой срок получают сертификаты, как часто нужно их продлевать?

– Для систем менеджмента сертификат выдается на 3 года с ежегодным инспекционным контролем. Сертификация продукции в зависимости от отрасли, направления и стандарта может быть бессрочной, но придется проходить внутренний аудит и внутренние испытания. Иногда сертификат выдается на 3–5 лет. Стандартами устанавливаются точные сроки по каждой продукции, причем чем она сложнее, тем меньше срок действия сертификата.

Например, для медицинских изделий первоначально выдается сертификат на 3 года, но если длительно подтверждается качество, то на 5 лет. При этом практически во всех сертификатах есть ежегодные проверки.

– Во что обходятся белорусским предприятиям европейские сертификаты? Окупаются ли такие расходы?

– По большей части можно сказать, что окупаются. Этот вывод напрашивается из того, что прошедшие сертификацию клиенты ежегодно проходят инспекционный контроль от органа, который выдал сертификат. Поскольку инспекционный контроль – процедура платная, наличие сертификата действительно помогает в получении прибыли. В противном случае продление сертификата не имело бы смысла.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений