Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ВЭД
07.07.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №49 (2348) от 07.07.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

C 1 июля Россия вводит обязательную маркировку обуви, лекарств и табачной продукции

Фото: pixabay

Импортер должен обеспечить маркировку таких товаров, произведенных за пределами России и ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС либо в Россию из государств – членов ЕАЭС для ввода в оборот на территории РФ. Маркировка средствами идентификации вводится согласно постановлениям Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556, от 05.07.2019 № 860, от 28.02.2019 № 224.

По Соглашению о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (от 02.02.2018, Алматы) маркировка проводится до помещения обозначенных товаров под таможенные процедуры выпуска для внут­реннего потребления или реимпорта.

Средства идентификации должны наноситься за пределами ЕАЭС, если импортный товар произведен вне ЕАЭС.

Если на территорию России поступает немаркированный товар, то он для маркировки помещается под таможенную процедуру таможенного склада. Для этого сначала необходимо заявить процедуру таможенного транзита, а после прибытия товара на таможенный склад поместить его под таможенную процедуру.

 

Вытеснить нелегальный оборот

Требования обязательной маркировки знаком ЕАС регламентируются Решением КТС от 15.07.2011 № 711. При таможенном оформлении товара может назначаться досмотр для дополнительной проверки достоверности заявленных дан­ных. При выявлении нарушений таможенный орган возбуждает дело по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Для юридических лиц предусмотрен штраф – 50 000–300 000 рос. руб., а при повторном нарушении – конфискация товаров.

Пока рассматривается дело об административном правонарушении, импортер еще и оплачивает хранение нерастаможенной партии товаров на складах временного хранения.

Справочно: в России утверждена концепция прослеживаемости и мар­кировки товаров средствами идентификации. Реализуемая на тер­ритории страны продукция должна иметь маркировку единым знаком ЕАС, если на нее распространяется технический регламент ЕАЭС. Страна происхождения товара значения не имеет. Поэтому импортная продукция также подлежит обязательной маркировке по техрегламентам Союза. Знак ЕАС будет подтверждать, что товар прошел требуемые испытания, безопасен для человека и окружающей среды.

Так, в России довольно остра проблематика незаконного оборота сигарет. В 2018 году отраслевые эксперты сообщили о доле нелегальной продукции в размере 9%, в 2019 году – 15,6%. Законопослушные участники рынка ожидают скорейшего вступления в силу требования о запрете оборота немаркированных пачек сигарет и папирос, чтобы маркировка как инструмент противодействия незаконному обороту заработала в полную силу. 

По информации Федеральной таможенной службы РФ, после введения обязательной маркировки лекарственных средств, обувных товаров, табачной продукции средствами идентификации сведения о маркировке в декларации таможенной подлежат указанию под № 13 в графе 31 при помещении под таможенную процедуру выпуска для внут­реннего потребления или реимпорта. Отсутствие необходимых сведений в этой графе будет нарушением порядка заполнения декларации и основанием для отказа в ее регистрации (подп. 4 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС).

Для бизнеса система маркировки позволит сократить конкуренцию со стороны недобросовестных участников оборота, снизить расходы на логистические операции и оптимизировать инвентаризацию продукции за счет цифровизации торговли и внедрения электронного документооборота. 

 

Обратная сторона маркировки

Поставщикам скорее всего придется изменить всю логистику. Поскольку большинство компаний не располагает собственными складами во всех странах, операции по выгрузке, маркировке и погрузке им придется доверить сторонней структуре, но при этом ответственность за правильность нанесения меток останется на производителе или импортере.

Предполагается, что проводить маркировку будет удобно на территории третьих стран – ближе к границе с РФ, в т.ч. и на территории Беларуси. Как отмечают российские поставщики, таможенные склады в РФ экономически неудобны компаниям. Они работают, пока функционируют таможенные посты, поэтому процесс маркировки приходится прерывать. Кроме того, доступ в зоны таможенного режима ограничен: попасть туда может лишь штатный персонал складов, а он точно проводить маркировку не будет. За допуск третьих лиц владельцы площадей могут лишиться лицензии.

Ожидается, что внедрение маркировки негативно отразится и на ценах, причем импортной и отечест­венной продукции.

Беларусь активно включилась в работу по выполнению международных обязательств по маркировке товаров средствами идентификации. Так, по постановлению Совмина от 15.03.2019 № 161 запланирован пилотный проект по маркировке обуви, а по постановлению Минфина от 15.08.2019 № 47 уже запущен проект по маркировке ювелирных изделий.

Ключевые моменты пилотных проектов маркировки:

  • для обуви предусматривается мар­кировка нанесением на товар или его упаковку:

– средства идентификации (при условии оборота в Беларуси таких товаров с использованием ТТН и ТН, создаваемых в виде электронных документов, в которых указаны нанесенные средства идентификации);

– материального носителя, содержащего элементы (средства) защиты от подделки, с нанесенным сред­ством идентификации;

– материального носителя, не содержащего элементы (средства) защиты от подделки, с нанесенным средством идентификации с защитой такого носителя знаком защиты;

  • для ювелирных изделий предусматриваются два способа мар­кировки кодами идентификации:

– нанесением знака защиты с кодом на товарный ярлык (этикетку);

– нанесением кода на товарный ярлык (этикетку), содержащий элементы (средства) защиты от подделки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений