«Бюджетные мифы»: граждане хотели бы участвовать в планировании госрасходов. Они практически не знают, на что направляются налоги
В Беларуси необходимо массово повышать бюджетную грамотность населения. К такому выводу пришли специалисты специализированной международной организации SYMPA в рамках исследования об участии общественности в бюджетной политике.
Зарубежные эксперты давно советуют белорусским властям активнее вовлекать общественность в планирование и распределение госрасходов, поскольку это позволит улучшить его эффективность, обеспечить прозрачность и подотчетность, а также повысить удовлетворенность граждан качеством государственного управления.
На каком уровне этот процесс сейчас? И есть ли полноценные механизмы участия населения в распределении бюджетных средств?
Пенсии платят из бюджета? Многие думают именно так
В рамках исследования в ноябре 2019 г. – январе 2020 г. проведен онлайн-опрос более 1 тыс. респондентов из разных социальных групп. По его итогам можно сделать вывод, что уровень бюджетной грамотности (понимания, что финансируется из госказны и как она пополняется) в нашей стране низкий.
Большинство опрошенных не осознает разницу между основными направлениями расходов республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов, в частности, ФСЗН. Опрос позволил выявить несколько «бюджетных мифов».
Было предложено выбрать среди двенадцати возможных статей расходов те, на которые, по их мнению, направляется больше всего средств из бюджета их населенного пункта. В топ-5 статей вошел лишь один вариант, который действительно получает значительное финансирование из местных бюджетов – ЖКХ, строительство жилья и благоустройство населенных пунктов.
При этом содержание госорганов (47% ответов), а также суды и милиция (31%) на практике традиционно не получают значительных средств из местных бюджетов и в основном финансируются на уровне республики. Однако участники отметили эти статьи в качестве лидеров по объемам финансирования из местных источников.
Что касается госдолга, который также отметили 17%, то его обслуживание осуществляется за счет республиканского бюджета, а погашение – в основном за счет внебюджетных источников. В местные бюджеты могут закладываться только средства на обслуживание долга местных органов власти. Но это небольшая доля их расходов.
Выходит, что многие белорусы не имеют четкого представления о том, какие именно сферы финансируются из местных бюджетов, какие – из республиканского, а какие – из внебюджетных источников.
Самые значительные расходы бюджетов базового уровня – образование и здравоохранение, однако респонденты не отметили их в качестве самых финансируемых: здравоохранение выбрали только 14% респондентов, а образование – 7%.
Также было предложено привести свое видение сфер, в которые направляется больше всего средств из местных бюджетов. Такой возможностью воспользовалось меньше половины участников. И многие считаю, что больше всего средств из местных бюджетов «теряется из-за коррупции».
82% респондентов отметили, что хорошо знают либо имеют общее представление о том, что такое местный бюджет. Однако опрос показал, что реальный уровень знаний о местных бюджетах гораздо ниже.
Больше расходов – на социальную сферу
Одновременно удалось выявить низкий уровень удовлетворенности граждан проводимой бюджетной политикой. Средняя оценка удовлетворенности работой:
- по обеспечению образования составила 2,8 балла из 5;
- по благоустройству – 2,8 балла;
- по обеспечению здравоохранения – 2,4 балла.
Самый низкий уровень – меньше двух баллов – зафиксирован как раз в качестве оценке удовлетворенности информированием о проводимой бюджетной политике.
И вот здесь выходим на замкнутый круг: отсутствие работающих механизмов гражданского участия в бюджетном процессе приводит к низкой информированности, она порождает заблуждения и неоправданные ожидания.
С другой стороны, закрытость процесса приводит к низкой заинтересованности населения: только 57% респондентов заявили, что за последний год в той или иной форме проявляли интерес к информации о бюджете.
По мнению участников опроса, органом власти стоит активнее и подробнее информировать граждан не только о принятых решениях, но и о ходе самого процесса.
При этом наибольший интерес представляют данные о расходах, как об общих направлениях, так и о конкретных объектах, созданных либо отремонтированных за счет бюджетных средств.
Отвечая на вопрос о возможных формах взаимодействия в этой сфере, большинство отметило, что предпочло бы онлайн-формат. Только 13% респондентов отметили, что не стали бы принимать участие в бюджетной политике ни в какой форме.
Согласно действующему Закону от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» граждане имеют право по вопросам местного значения в установленном порядке вносить в Совет проекты решений или мотивированные предложения о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены решений Совета либо их отдельных положений. Они должны в обязательном порядке рассматриваться, а их результаты – публиковаться в СМИ.
Также по решению местного собрания на территории города районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета может проводиться сбор средств на финансирование и возмещение расходов соответствующего местного бюджета (самообложение).
Иными словами, люди вправе скинуться и официально профинансировать реализацию какого-либо решения.
Но, к сожалению, речь не идет о возможности выбрать, куда направить часть уплаченных налогов.
Положительных примеров хватает
Также в рамках исследования эксперты SYMPA провели серию фокус-групп с представителями общественных организаций, работающих с местными инициативами. По мнению большинства участников, на ситуацию влияет традиционно высокая централизация государственных финансов и некоторая политизированность бюджетного процесса.
По наблюдениям представителей общественности, часть людей до сих пор не понимают, что бюджет состоит в основном из средств налогоплательщиков. И тут мнение экспертов однозначно:
Логично, что налогоплательщики имеют право участвовать в принятии решений о том, как тратить их налоги, а распределение бюджетных средств должно быть подотчетным.
* * *
По итогам исследования эксперты рекомендуют республиканским и местным органам власти в Беларуси предоставлять бюджетные данные в любой детализации по запросам граждан и юридических лиц. Если поступают массовые запросы на одни и те же данные, то приступить к их публикации в открытом доступе на регулярной основе.
Законодательным органам необходимо начать проводить открытые обсуждения проектов республиканского и местных бюджетов с участием экспертного сообщества. В общем-то бизнес-союзы говорят об этом уже четвертый год. Пока же проект, например, республиканского бюджета обычно обнародуют за несколько дней до голосования по нему в парламенте.
Зарубежный опыт
Авторы проанализировали опыт гражданского участия в бюджетных делах в ряде стран и обратили внимание на то, что универсального рецепта здесь нет.
Например, в такой же, как мы, постсоветской Грузии в 2017 году Высший контрольный орган (примерный аналог Комитета госконтроля) запустил аналитическую веб-платформу «Бюджетный монитор». Сервис позволяет получать наглядно представленную в виде графиков, диаграмм и таблиц информацию о национальном и муниципальных бюджетах с точки зрения аудитора.
В Польше более 10 лет у граждан существует возможность получать средства из бюджета гмины (административно-территориальная единица) на самостоятельную реализацию инициатив местных жителей.
В Португалии действует механизм совместного бюджетирования, в рамках которого общественность принимает решения об использовании части средств, при этом проекты, на которые пойдут деньги, выбирают на открытом конкурсе.
Интересен опыт Мексики, где несколько лет назад в рамках реформы местного самоуправления жители получили возможность принимать решения, связанные с финансированием школьного образования.
А в Южной Корее, например, любой гражданин может сообщить об известных ему фактах неэффективного использования бюджетных средств, и если это подтвердится, то он может рассчитывать на вознаграждение. При этом в стране введена система нисходящего бюджетирования: на первом этапе устанавливается потолок общих расходов бюджета на предстоящий год, после чего определяются потолки расходов для каждого ведомства. Далее следует второй этап, в ходе которого отраслевые министерства распределяют средства по заранее заявленным проектам.