Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2257
EUR:
3.4496
RUB:
3.6459
Золото:
243.88
Серебро:
3.14
Платина:
101.01
Палладий:
94.17
Назад
Итоги
30.06.2023 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №49(2645) от 30.06.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджетные итоги на фоне беспрецедентной поддержки экономики

Фото: freepik.com

28 июня Палата представителей утвердила отчет об исполнении бюджета за 2022 год. По случаю обсуждения этой темы депутатов интересовал вопрос эффективности расходов, ведь размер господдержки экономики в прошлом году значительно возрос.

Фактические результаты

По итогам прошлого года доходы республиканского бюджета составили 28,6 млрд руб., расходы – 32,6 млрд руб.

Фактически республиканский бюджет исполнен в прошлом году с дефицитом в размере 4 млрд руб. Это больше того уровня (2,8 млрд руб.), который был заложен в Законе от 31.12.2021 № 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год», но при этом существенно меньше показателя (5,4 млрд руб.) дефицита бюджета, который считался уточненным в прошлом году.

По отношению к ВВП величина фактического дефицита бюджета (4 млрд руб.) – 2,1%. Заметное превышение доходов над расходами стало следствием влияния западных санкций на белорусскую экономику.

Они, с одной стороны, привели к сокращению доходов казны от внешнеэкономической деятельности, а с другой – потребовали дополнительных расходов по поддержке экономики. Поэтому правительству необходимо было изыскивать источники наполнения бюджета и принимать антикризисные меры, которые в т.ч. позволили бы минимизировать размер возможного дефицита.

Так, в республиканский бюджет были зачислены сверхплановые поступления подоходного налога, собранного в Минске, введен сбор за реализацию сырой нефти на внутреннем рынке, традиционно изъята часть прибыли высокорентабельных организаций. Кроме того, сверхплановые поступления таможенных платежей, уплаченные физлицами при ввозе транспортных средств, также способствовали увеличению доходов и уменьшению бюджетного дефицита.

Как и ранее, почти 80% поступлений бюджета пришлось в 2022 г. на налоговые доходы. Наибольшую долю в них заняли поступления от НДС (54% от всех налоговых доходов), акцизы (около 14%), ввозные таможенные пошлины и сборы (около 10%), налог на прибыль (6,2%).

В части расходов несколько раз, на фоне беспрецедентного санкционного давления, в прошлом году принимались решения по их оптимизации (на общую сумму 674 млн руб.).

Кроме того, с учетом переноса исполнения долговых обязательств были уменьшены расходы по обслуживанию госдолга на 1,7 млрд руб., а стабильное исполнение бюджета ФСЗН позволило сэкономить на запланированных бюджетных субвенциях.

Благодаря оптимизации расходов нашлись возможности не только сократить размер дефицита бюджета, но и выделить финансирование для более приоритетных направлений (на строительство и ремонт автодорог, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки).

Многомиллиардная поддержка

Отдельно в Овальном зале прозвучал вопрос об оказании поддержки (и ее эффективности) реальному сектору экономики в 2022 г., которая потребовалась в связи с масштабными западными санкциями и необходимостью переориентации экспортеров на другие рынки сбыта.

Минфин констатирует, что в прошлом году на решение данной задачи был направлен весьма значительный объем денежных средств. Так, в целом на национальную экономику из республиканского бюджета в 2022 г. выделено 4,9 млрд руб., что на 876,2 млн руб. больше по сравнению с 2021 г.

Помимо этого, через банковскую систему более 180 организаций получили льготные кредиты на сумму свыше 800 млн руб. и более 50 предприятий смогли рефинансировать кредиты на 1,4 млрд руб. Также оказана поддержка организациям в виде отсрочек платежей в бюджет и возврата господдержки на общую сумму 1,2 млрд руб.

В 2022 г. пришлось идти на беспрецедентные меры гос­поддержки в различных формах, подчеркнул первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, отвечая на вопросы депутатов.

кийко.jpg
          Дмитрий Кийко

Д. Кийко напомнил, что задачи, поставленные перед правительством главой государства, заключались в обеспечении слаженной работы экономики, несмотря на санкции, и люди не должны были их почувствовать.

Поэтому все возможные бюджетные инструменты были задействованы для решения перечисленных задач.

Наверное, в доковидный период принятые меры господдержки могли показаться избыточными, но «в настоящее время мы считаем их необходимыми», подчеркнул первый заместитель министра финансов.

По данным Минфина, господдержка была направлена на поддержание внутреннего спроса, оказание помощи банковской системе, которая обеспечивала предприятия оборотными средствами в непростых условиях.

Кстати, господдержка предоставлялась корпоративному сектору и в виде госгарантий, что позволяло компаниям своевременно привлекать кредитные ресурсы. Кроме того, на системной основе был поддержан экспорт за счет средств бюджета.

«Если оценивать результат, безусловно, мы считаем, что принятые меры положительно отразились на экономике. Она продолжала работать, экспорт рос, а также обеспечивалось поступление в бюджет основных доходных источников», – заявил Д. Кийко. 

Поэтому, подытожил он, можно сказать, что принятые меры господдержки были необходимыми, своевременными и принесли результат.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений