Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
26.06.2023 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Исполнение бюджета-2022: под знаком оптимизации доходов и расходов

Фото: freepik.com

Проект закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2022 год» готовится к рассмотрению на сессии Палаты представителей. На расширенном заседании профильной постоянной комиссии об основных параметрах исполнения бюджета-2022 рассказал министр финансов Юрий Селиверстов.

Министр напомнил: республиканский бюджет на 2022 г. был утвержден сначала в размере 27,8 млрд руб. по доходам, по расходам – 30,7 млрд руб. Поскольку в условиях высокой санкционной неопределенности предусмотреть все негативно влияющие на бюджет риски оказалось невозможным, в ходе его исполнения вносились коррективы. В итоге уточненный план по доходам составил 28,2 млрд руб. (фактически в госказну поступило 28,6 млрд руб.), по расходам – 33,6 млрд руб. (фактически на финансирование направлено 32,6 млрд руб.).

Основную долю поступлений, как и в предыдущие годы, составляли налоговые доходы (78,2%), сообщил глава Минфина. Наибольший удельный вес в них занимали НДС (53,4%), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,5%), акцизы (14,4%). На неналоговые доходы пришлось 13,9% всех доходов, безвозмездные поступления составили 7,9%.

По сравнению с 2021 г. налоговые доходы уменьшились на 3,9% в основном за счет сокращения доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль.

Для компенсации потерь был реализован ряд мер по привлечению дополнительных доходов. Так, в республиканский бюджет были зачислены сверхплановые поступления подоходного налога из бюджета Минска, часть прибыли высокорентабельных организаций, введен сбор за реализацию нефти сырой на внутреннем рынке, а также в госказну поступили сверхплановые суммы за счет платежей физлиц при ввозе транспортных средств.

Впоследствии 536 млн руб. перераспределили через отдельные решения на финансирование ряда приоритетных направлений. В их числе – расходы Республиканского дорожного фонда, отдельные расходы в области сельского хозяйства и жилищного строительства, а также на национальную оборону и деятельность, связанную с обеспечением национальной безопасности.

Стабильное исполнение бюджета Фонда социальной защиты населения позволило сократить размер субвенций, которые планировались передать бюджету ФСЗН, на сумму 407 млн руб.

С учетом оптимизации отдельных расходов, объективной экономии удалось выделить дополнительно 424 млн руб. на строительство и ремонт дорог, мостов, путепроводов. На госинвестпрограммы направлено 277,7 млн руб., на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры – 246 млн, арендное жилье – 86 млн, а также на завершение строительства объектов, реализация которых ранее осуществлялась с привлечением средств международных финансовых организаций (впоследствии они отказались от финансирования) – 66,8 млн, АПК – порядка 160 млн руб.

В 2022 г. обеспечено выполнение всех социальных обязательств, подчеркнул Юрий Селиверстов. Финансирование социальной сферы составило 18% всех расходов республиканского бюджета.

Переданы местным бюджетам в виде межбюджетных трансфертов 7,2 млрд руб. (22%), в т.ч. дотации – 4,3 млрд, субвенции – 2,9 млрд. Объем трансфертов увеличен по сравнению с 2021 г. на 690 млн руб.

Средства на оплату труда в расходах республиканского бюджета в целом составили 17,5% (5,7 млрд руб.), консолидированного – 33,6% (17,8 млрд руб.). Тарифная ставка работников бюджетных организаций выросла с 198 до 228 руб.

Минимальная зарплата (МЗП) была установлена в размере 457 руб., увеличена на 38,8 руб. с 01.01.2022, и индексировалась в течение года с учетом инфляции. В декабре МЗП составляла 483 руб., а на 01.01.2023 – 554 руб.

В результате номинальная начисленная зарплата бюджетников за 2022 г. составила 1263 руб. 30 коп. (в декабре – 1416 руб. 30 коп.).

На формирование семейного капитала в целом направили 359,7 млн руб., открыто 13,5 тыс. депозитных счетов. Если взять цифры за 7 лет с учетом 2022 г., то семейный капитал начислен 121,9 тыс. граждан.

На компенсацию процентов из республиканского бюджета по банковским льготным кредитам на жилищное строительство дополнительно к той поддержке, что оказывалась через семейный капитал, выделено 184,1 млн руб. На финансовую помощь молодым и многодетным семьям – 68,9 млн руб.

На государственную поддержку национальной экономики из бюджета направлено 4,9 млрд руб. Из них 1,6 млрд руб. составили расходы на АПК, 1,5 млрд руб. – на промышленность и строительство.

Поддержка экспорта в виде компенсации процентов по банковским кредитам обошлась в 286 млн руб. Это в 1,7 раза больше, чем в 2021 г.

По инвестиционной программе профинансированы на сумму 1,1 млрд руб. строительство и ввод в эксплуатацию ряда социальных объектов (детские дошкольные учреждения, учреждения образования, объекты историко-культурной ценности, жилые дома для семей, воспитывающих детей, оздоровительные комплексы), а также обеспечено строительства трех объектов инфраструктуры АЭС.

На финансирование дорожного строительства в течение года дополнительно к изначально утвержденному бюджету (189,5 млн руб.) добавлено еще 293 млн руб. Из них 47 млн ушло на строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог и мостов (в рамках проекта «Республиканские мосты и реконструкция дороги М-3»), 199,5 млн руб – на строительство и реконструкцию республиканских дорог и дорожных сооружений, а также на текущий капитальный ремонт.

14 млн руб израсходовано на содержание республиканских автодорог.

Кроме того, на финансирование расходов по ремонту местных автомобильных дорог (по перечням, которые утверждают местные органы власти и согласовывают с Минтрансом и Минфином) в виде межбюджетных трансфертов было выделено еще 200 млн руб. Из них 150 млн – на местные дороги, и 50 млн – на ремонт улиц.

В целом расходы Республиканского дорожного фонда за прошлый год составили 1 млрд рублей.

Кроме того, полностью профинансированы расходы включенных в состав республиканского бюджета Фонда национального развития, Республиканского централизованного инновационного фонда, Республиканского фонда универсального обслуживания цифрового развития и связи, Республиканского фонда гражданской авиации.

В результате дефицит бюджета составил 4 млрд руб. (по утвержденному плану – 2,8 млрд), это 2,1% к ВВП.

Министр считает, что в итоге удалось сохранить социальную ориентированность бюджета и оказать поддержку реальному сектору экономики.

Постоянная комиссия по бюджету и финансам рекомендовала включить проект закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2022 год» в повестку дня для рассмотрения на очередном заседании девятой сессии Палаты представителей.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by