Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1764
EUR:
3.4043
RUB:
3.7577
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Бюджет
11.01.2022 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №2 (2499) от 11.01.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет на 2022 год: место для оптимизма все же нашлось

Фото: freepik

Новации НК стали не единственными значимыми изменениями законодательства. 31 декабря 2021 г. подписан и 4 января 2022 г. опубликован Закон № 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год» (далее – Закон), определивший основные направления использования средств государственного бюджета в текущем году.

Осторожность или все-таки оптимизм?

Как мы уже писали (см. статью «Проект бюджета на 2022 год принят в первом чтении», «ЭГ» № 96 за 14.12.2021), государственный бюджет на 2022 год формировался при сдержанных оценках экономического роста, учитывающих максимальное влияние всех возможных рисков, однако некоторый оптимизм все же нашел отражение в цифрах.

Прогнозируемые доходы республиканского бюджета на 2022 год заявлены на уровне 27 827,5 млн руб., что на 4523,9 млн, или 19,4%, больше значения прошлого года. При этом ожидаемые расходы составляют 30 672,2 против 27 350,5 млн руб. в прошлом году (+3321,7 млн, или 12% к уровню прошлого года). Дефицита избежать не удалось, однако он в итоге сложился в меньшем размере, чем в прошлом году, – 2844,7 млн руб. против 4046,9 млн руб. в 2021 г. Таким образом правительство закладывает почти 20% роста поступлений в бюджет, что выглядит довольно смело для осторожного сценария, который должен был стать основой для финансирования госрасходов на текущий год.

Планируется, что более 80% доходов бюджета составят налоговые поступления. Прирост по данному источнику ожидается в размере 3127 млн руб., или +16% по сравнению со значением прошлого года. Еще более оптимистично выглядят планы по неналоговым поступлениям. Здесь ожидается рост на 620,8 млн (+25%). Например, планируемые доходы в виде дивидендов по акциям или от других форм участия в капитале более чем на 50% превосходят значения, заложенные в бюджет 2021 г.

Дорогое наше государство

Крупнейшей расходной статьей, как и прежде, является общегосударственная деятельность, на которую отведено 15 506 млн руб., или более половины всех расходов бюджета. Сюда входит обслуживание госдолга (3522,5 млн руб.), межбюджетные трансферты местным бюджетам (5962 млн руб.) и внебюджетным фондам (1738,4 млн руб.), деятельность госорганов общего назначения (878,7 млн руб.), международная деятельность (351 млн руб.), государственный материальный резерв (267,5 млн руб.) и финансирование фундаментальных и прикладных исследований (304,7 млн руб.).

Существенно увеличено финансирование, направляемое в резервный фонд Президента, – до 1169,1 млн руб. (2021 г. – 613,5 млн руб.), который все больше и больше приобретает функции оперативного ресурса. В соответствии с Законом данные средства могут быть использованы для выплаты ковидных надбавок медработникам, дополнительного повышения зарплаты госслужащим и работникам бюджетных организаций, пенсионного обеспечения военнослужащих, финансирования расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, а также автомобильных дорог. Для аналогичных целей в областных бюджетах формируются резервные фонды, в которых будет аккумулировано 178,9 млн руб.

Расходы на проведение выборов и референдумов запланированы в размере 34 млн руб. (2021 г. – 13,6 млн руб., 2020 г. – 36,8 млн руб.).

Отдельно в бюджете указаны расходы на национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, которые в 2022 г. будут стоить РБ 4955,2 млн руб. (16,2% расходов бюджета). По сравнению с прошлым годом финансирование, выделяемое по данным статьям, увеличивается на 719,7 млн руб., или 17%.

Местами приходится экономить

Ростом отметились все статьи бюджета, которые принято относить к социальной направленности. Финансирование здравоохранения увеличилось на 12,5% и составило 1877 млн руб. без учета ковидных надбавок и расходов на строительство медицинских учреждений, которые финансируются в рамках государственной инвестиционной программы. Расходы на образование выросли на 13,3% – до 1462,7 млн руб., реализацию государственной социальной политики – на 12,2% (до 2313 млн руб.). Таким образом, совокупные расходы на три эти сферы – 5652,7 млн руб., или 18,4% расходной части бюджета. Вложения в культуру запланированы в объеме 156,8 млн руб. Почти столько же средств выделено на государственные СМИ – 151,1 млн руб.

Отдельного внимания заслуживает финансирование, выделяемое на реализацию государственной инвестиционной программы, – 531,8 млн руб., что лишь на 5,4% больше уровня прошлого года. Не исключено, что доля госучастия в «новом инвестиционном цикле» будет меньше, чем в прошлом году. Как сообщалось ранее, приоритет при составлении государственной инвестиционной программы отдан объектам с максимальной степенью завершенности. Это может означать, что еще часть проектов переведут в разряд ожидающих.

При этом финансирование других государственных программ, которые не выглядят первоочередными, продолжится, когда остальным придется затянуть пояса. Например, 19,6 млн руб. выделено на подпрограмму «Исследование и использование космического пространства в мирных целях», а 5,7 млн руб. – на деятельность белорусской антарктической станции.

Еще больше признаков экономии демонстрирует та часть бюджета, которая описывает расходы государства на финансирование национальной экономики. В рамках данной статьи планируется выделить 3793,2 млн руб., что всего на 1,9% больше, чем в прошлом году.

Но некоторые расходы в данной категории заметно прибавили по сравнению с 2021 г.: например, средства, выделенные на сельское хозяйство, увеличились на 62,6 млн руб., до 742,5 млн руб., промышленность и строительство – на 438,8 млн руб., до 1446,8 млн руб. А вот финансирование дорожного хозяйства и топливно-энергетического комплекса сократилось на 346 и 96,9 млн руб. соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается по жилищно-коммунальным услугам и жилищному строительству, расходы на которые уменьшилось с 389 млн руб. в 2021 г. до 96,3 млн руб.

***

Помимо расходов социальной направленности в 2022 г. существенно выросли расходы, относящиеся к общегосударственной деятельности и на национальную работу и силовые органы. А прирост доходов по сравнению с прошлым годом не похож на «осторожный» сценарий. Поэтому не исключено, что уже по итогам I квартала мы увидим уточнение плана в сторону увеличения ожидаемого дефицита бюджета.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений