$

2.5428 руб.

3.0813 руб.

Р (100)

3.4635 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Бюджет

Бюджет ФСЗН на 2021 год: оптимизм, которому можно позавидовать

05.01.2021
Бюджет ФСЗН на 2021 год: оптимизм, которому можно позавидовать
Фото: freepik

В последние недели 2020 года правительству пришлось в плотном режиме разрабатывать и утверждать многие важные нормативные акты, определяющие развитие страны в 2021 году. Одним из таких документов стал бюджет Фонда социальной защиты населения, который был опубликован в первый день нового года.

 

Доходы: надежда на рост страховых взносов

В наступившем 2021 году доходы ФСЗН ожидаются в размере 19,120 млрд руб. Как и в прошлые годы, большую часть поступлений (17,165 млрд, или 89,8%) обеспечат страховые взносы. Вторым по размеру источником поступлений станут субвенции из республиканского бюджета в размере 1,630 млрд. По сравнению с прошлым годом доходная часть бюджета выросла более чем на 11%, а размер субвенций сократился на 17%.

Таким образом, в 2021 году ФСЗН вынужден больше рассчитывать на поступления от плательщиков. Ожидается, что по сравнению с прошлым годом размер таких поступлений увеличится на 2,189 млрд, или 14,6%, и это учитывая сохраняющуюся тенденцию к сокращению численности населения, занятого в экономике. Оптимизм разработчиков бюджета можно было бы объяснить ожиданием роста зарплат, однако вряд ли в наступившем году национальная экономика оправится от кризиса так быстро, что сможет обеспечить значительное увеличение расходов на оплату труда и сопутствующие платежи в бюджет.

Второстепенные доходы бюджета в 2021 году выглядят следующим образом: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (преимущественно проценты за пользование денежными средствами бюджетов) – 189,7 млн руб., компенсация расходов ФСЗН – 5,9 млн, штрафы и удержания –  7 млн, прочие неналоговые доходы – 122,7 млн. Наиболее значительным ростом среди данных статей отметились доходы от использования имущества (+27,5% по сравнению с прошлым годом) и прочие неналоговые доходы (+21,8%).

 

Резерв на выплату пенсий составит 1,5 млрд руб.

Расходная часть бюджета сформирована в размере 18,787 млрд руб., что на 10,7% больше, чем в прошлом году. Большая часть этих средств будет потрачена на выплату трудовых и прочих пенсий – 14,810 млрд, или 78,8% об общего объема бюджета. На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных и прочих пособий запланировано 3,7 млрд руб. На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения предполагается потратить почти 40 млн, финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления – 46,5 млн, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов – 42,5 млн. Отметим, что в процентном отношении эти расходы соответствуют распределению аналогичных статей бюджета в прошлом году. Однако есть расходы, финансирование которых выросло больше остальных направлений. Например, расходы на выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами по сравнению с прошлым годом выросли на 23,6% – до 138,8 млн руб., а расходы на выплату профессиональных пенсий – на 60%, до 12,5 млн.

По сравнению с прошлым годом расходы на выплату трудовых пенсий увеличились на 1,5 млрд руб., или 11,3%. Таким образом эти 1,5 млрд являются своеобразным резервом ФСЗН, который должен обеспечить пенсиями тех граждан, которые достигнут пенсионного возраста в 2021 году, а также послужит источником для потенциального повышения трудовых пенсий, которые, как минимум, необходимо будет увеличить на 5–6% для сохранения их реального размера с поправкой на инфляцию. Нагрузку на бюджет ФСЗН отчасти снимает эффект пенсионной реформы – с 1 января пенсионный возраст в Беларуси в очередной раз увеличивается на 6 месяцев и для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, а для женщин – 57 лет и 6 месяцев. К сожалению, из-за недостаточности данных оценить эффект от пенсионной реформы не представляется возможным, однако если судить по темпам роста расходной части бюджета, реформа только отчасти сгладила ситуацию.

 

Дефицит бюджета не исключается

Общий взгляд на бюджет позволяет увидеть, что доходы с расходами сведены таким образом, чтобы получить профицит в размере 332,8 млн руб. Однако бюджет – это в первую очередь план, и его фактическое исполнение может быть другим, особенно при сохраняющейся высокой неоределенности будущего белорусской экономики. Поэтому чиновники не стали загонять себя в угол и оставили место для непредвиденного увеличения расходов ФСЗН.

Помимо стандартных формулировок о возможности и порядке изменения доходов и расходов бюджета фонда в документе содержатся прямые указания на источники финансирования дефицита бюджета в случае его возникновения. В частности, предусмотрено, что в случае нехватки средств бюджета фонда для финансирования расходов на выплату пенсий, в т.ч. с учетом обеспечения необходимого соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней заработной платы работников, Фонд сможет использовать для этих целей средства из резервного фонда Президента, а также остатки средств республиканского бюджета, образовавшиеся на 1 января 2021 г., в сумме до 370 млн руб. То есть сами составители бюджета не исключают, что по итогам года фактическое исполнение бюджета может привести к превышению расходов над доходами.

***

Таким образом, на первый взгляд формирование бюджета ФСЗН не дает особенных причин для беспокойства, если не считать излишний оптимизм по росту поступлений страховых взносов и небольшого резерва для увеличения расходов на выплату пенсий. Вместе с тем не исключено, что по мере исполнения бюджета вместо профицита возникнет ситуация, когда государству придется еще раз предоставить помощь фонду в виде субвенций из бюджета.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***