$

2.0506 руб.

2.2583 руб.

Р (100)

3.1996 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Бюджет

Бюджет-2019: правительство призывает экономить

28.12.2018

Проект республиканского бюджета на 2019 год, принятый парламентом 20 декабря, сверстан без учета компенсации потерь, вызванных проведением в РФ «налогового маневра». Одновременно правительство считает необходимым сохранить социальную направленность этого финансового документа.

Бюджет-2019 сверстан на основе базового сценария экономического развития: темп роста ВВП – 102,1%, инфляция – 5,3%, цена нефти – 60 USD за баррель.

Как сообщил на сессии Палаты представителей первый заместитель министра финансов Беларуси Юрий Селиверстов, доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 36,7 млрд руб. (102,1% к оценке текущего года), расходы – 35,3 млрд руб. (104,7%). Доходы республиканского бюджета – 23,7 млрд руб., или 100,8% к ожидаемому исполнению 2018 г. (с профицитом в 1,7 млрд руб.), расходы – 22 млрд руб. (105,1%).

Налоговая нагрузка сложится на уровне 24,7% к ВВП.

Юрий Селиверстов отметил, что все сверхплановые доходы бюджета пойдут в резервный фонд Президента, средства из которого направляются на финансирование наиболее значимых социальных проектов.

Он также проинформировал, что основной финансовый документ страны сформирован без учета компенсации потерь (порядка 630 млн руб.) в связи с проведением в РФ «налогового маневра».

Напомним, в августе Президент России подписал законы, предусматривающие поэтапное, в течение 6 лет, снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть на 5 проц. п. в год с одновременным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых, что увеличит цену на нефть.

Для адаптации белорусских нефтеперерабатывающих заводов к таким условиям правительство предложило снизить на 25% ставки акцизов на автомобильное топливо.

Обеспечивать эффективность нефтепереработки планируют также за счет оптимизации затрат и увеличения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Правда, руководство страны по-­преж­нему надеется получить от Москвы компенсацию «выпадающих доходов», Александр Лукашенко и Владимир Путин планируют встретиться еще раз в уходящем году.

При расчете доходов бюджета-2019 учтена индексация ставок налогов на прогнозный параметр инфляции в 5,3% (земельный и экологический налоги, арендная плата за земельные участки и доходы от их продажи в частную собственность гражданам, акцизы, налог на добычу природных ресурсов), а ставок акцизов на табачные изделия – на 15%. Ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки, крепленые вина и пиво сохраняются на уровне 2018 г.

В бюджет будут зачислены вывозные таможенные пошлины на нефте­продукты в сумме 627,2 млн USD и средства в рамках договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере (1,16 млрд руб.).

В соответствии с Указом Президента от 28.12.2005 № 637 отдельным высокорентабельным унитарным пред­приятиям, гособъединениям и хозяйственным обществам придется поделиться «сверхприбылью» с государственным целевым бюджетным фон­дом национального развития.

Сохраняются повышенные нормативы в размере 50% (вместо основной ставки в 20%) перечисления дивидендов (части прибыли) в бюджет высокорентабельными организациями с преобладающей долей госсобственности.

Предусмотрен трансферт из бюджета Минска в республиканский бюд­жет в сумме 765,9 млн руб., в т.ч. для выравнивания развития территорий областей и Минска.

В доходах республиканского бюд­жета налоговые поступления составят 18,4 млрд руб., неналоговые – 2,8 млрд руб., безвозмездные – 2,5 млрд руб.

В состав республиканского бюджета включены государственные целевые бюджетные фонды в общей сумме 813,2 млн руб., в т.ч. республиканский централизованный инновационный фонд – 173 млн руб., фонд национального развития – 79,6 млн, республиканский дорожный фонд – 560,5 млн руб.

Субвенции в бюджет ФСЗН запланированы в сумме 1,3 млрд руб.

Правительство традиционно продекларировало социальную направленность бюджета на следующий год. Расходы на финансирование социальной сферы в структуре консолидированного бюджета запланированы на уровне 45,7%, в т.ч. на здравоохранение – 15,3% (5,4 млрд руб., или +0,8 проц. п. к текущему году), на образование – 18% (6,4 млрд руб., или + 1,1 проц. п.).

По отношению к ВВП расходы на здравоохранение и образование составят соответственно 4,2% и 4,9%.

Предусмотрено формирование «семейного капитала» в сумме 343,2 млн руб., значительная часть средств зарезервирована на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, на выполнение государственных социальных стандартов. Планируется довести среднюю зарплату в бюджетных организациях до 80% от средней по стране. В номинальном выражении она вырастет с 740 руб. в 2018 г. до 810 руб. в следующем.

Поддержка национальной экономики обойдется в 3,2 млрд руб., из них 500 млн достанется АПК, почти 209 млн – лесному хозяйству. Стройкомплексу и промышленности выделят 963,9 млн руб., энергетике – 402,4 млн, транспорту –  90,8 млн, связи – 14,7 млн руб.

На обслуживание госдолга предусмотрено 2977,5 млн руб., что на 610,7 млн руб. больше ожидаемого исполнения в 2018 г.

6,2 млрд руб. из республиканского бюджета и 14,2 млрд руб из местных бюджетов выделят на реализацию 21 госпрограммы социально-экономической направленности, а также специальных и научно-технических программ.

Правительство обещало отказаться от господдержки за счет бюджета организациям всех форм собственности. В следующем году такие расходы сократятся на 10% и составят 512,9 млн руб. (без учета ассигнований на компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям в рамках поддержки экспорта).

При обсуждении законопроекта в Палате представителей парламентарии, как и в прошлые годы, акцентировали внимание на распределении средств дорожного фонда и госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Избиратели в регионах жалуются, что платят немалые суммы «дорожного налога», но качество местных дорог не улучшается.

В прошлом году при принятии бюджета-2018 депутатский корпус настаивал, чтобы не менее 25% госпошлины оставалось в регионах – на обновление местных дорог.

Как объяснил Юрий Селиверстов, республиканский дорожный фонд запланирован в размере 700 млн руб. (рост на 9,9%). Как и в предыдущие годы, основным доходным источником станет госпошлина, причем половину поступивших средств в 2019 г. направят в консолидированные бюджеты областей и бюджет Минска в виде субвенций.

Депутаты интересовались также финансированием тепловой модернизации жилья, подпрограмм «Безопасный лифт» и «Чистая вода». Услышав, что расходы на культуру вырастут на 46%, в зале обрадовались, ведь сегодня в этой отрасли самые низкие зарплаты и дефицит средств. Однако, как выяснилось, дополнительное финансирование предназначено для проведения концертов в день открытия и закрытия II Европейских игр.

Обсуждались и вопросы жилищного строительства. Будет введено в эксплуатацию 4 млн м2 жилья, в т.ч. 1,06 млн м2 с господдержкой. На создание инфраструктуры предусмотрено 590 млн руб., на погашение части процентов по льготным кредитам – 75 млн. Понятно, что в масштабах строительства – это небольшие суммы. Зарезервированы в полном объеме средства на строительство жилья для 12 тыс. многодетных семей. 

Члены правительства во время встреч с депутатами неоднократно ссылались на слова Александра Лукашенко о недопустимости расточительства и необходимости экономить каждую копейку. Так что, несмотря на все разговоры о реальности и сбалансированности бюджета, чувствуется, что выполнить его будет непросто.

Времени для ознакомления с бюджетом на следующий год и с новым Налоговым кодексом, которые должны вступить в силу с 1 января нового года, у бизнеса практически не остается.

Оба документа на момент сдачи этого номера не опубликованы, нет информации о том, подписаны ли они Президентом.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы