Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Бюджет
06.07.2018 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №49 (2153) от 06.07.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2017: доходы выросли, но госдолг догнать не смогли

В Палате представителей итоги наполнения госбюджета и расходования его средств в 2017 г. проанализировали депутаты и Комитет госконтроля.

На прошлой неделе депутатский корпус Палаты представителей утвердил отчет об исполнении республиканского бюджета за 2017 г.

Подробности финансового состояния Беларуси раскрыл министр финансов Владимир Амарин. Исполнение бюд­жета по доходам составило 19,8 млрд. BYN, по расходам – 17 млрд. BYN. Казна получила на 2,8 млрд. BYN больше, чем потратила. Это дало возможность стране чувствовать себя уверенно и проводить текущие выплаты по внешним долгам, находить резервы для пенсий и других социальных выплат.

ОТКУДА взялись дополнительные 2,8 млрд. BYN? По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмилы Добрыниной, в 2017 г. для экономики нашей страны сложилась благоприятная внешняя конъюнктура: хороший спрос и рост цен на нефть и калийные удобрения. Такая ситуация повлекла за собой приток заработанных на сырьевых рынках денег и в другие секторы национальной экономики. Все это способствовало исполнению доходной части бюджета.

Однако создать какие-то большие общенациональные резервы, значительные накопления такой профицит не позволил. Да и государственный долг страны, несмотря на все старания правительства, никак не уменьшается. За прошлый год он вырос на 5,2 млрд. BYN, или на 14%, превысив на начало 2018 г. 42 млрд. BYN. Это в два раза больше доходов республиканского бюджета за год.

Да, по всем источникам доходов бюджета-2017 есть прирост к уровню 2016 года. Отметим хотя бы основные налоги, от которых зависит наполняемость доходной части бюджета. По НДС поступления составили 6,4 млрд. BYN (рост на 12,3%), по налогу на прибыль – 1 млрд. BYN (+40%, небольшая для страны сумма, но такая динамика говорит об улучшении финансового состояния предприятий), по акцизам – 2,3 млрд. BYN, за счет ввозных таможенных пошлин по нефти и нефтепродуктам получили 1,6 млрд. BYN (+18%). Един­ственная статья доходов, по которой государство получило меньше, чем планировалось – штрафы.

Две крупнейшие статьи расходов бюджета: «Общегосударственная деятельность» и «Национальная экономика» – 7,8 млрд. BYN и 2,7 млрд. BYN соответственно. Первая касается финансирования органов госуправления и других государственных органов республиканского значения, выполняющих общегосударственные функции. Вторая отражает расходы на поддержку и развитие как необходимых и перспективных предприятий и отраслей, так и буксующих. В рамках второй статьи 630,9 млн. BYN было направлено в сельское хозяйство, 800,2 млн. BYN – в промышленность и строительство, 571,4 млн. BYN – на финансирование дорог.

На правоохранительные органы и судебную систему потрачено 1,8 млрд. BYN, оборону – 1 млрд. BYN, образование – 762,1 млн. BYN, здравоохранение – 425,1 млн. BYN, спорт, культуру и государственные средства массовой информации – 358,4 млрд. BYN. Невостребованными остались ассигнования на сумму 785 млн. BYN.

ОДНАКО ни по одному из 10 разделов функциональной классификации расходы бюджета в полном объеме не освоены, сообщил парламентариям заместитель председателя Комитета госконтроля Александр Курлыпо.

Представитель КГК при утверждении отчета бюджета за предыдущий год традиционно выступает с докладом, посвященным рациональному использованию бюджетных средств. Понятно, что он не мог не затронуть тему госдолга страны. Расходы на его обслуживание постоянно увеличиваются и становятся слишком обременительными для республиканского бюджета, сообщил А. Курлыпо.

Для того чтобы переломить ситуацию, была принята Стратегия управления государственным долгом на 2015–2020 годы, однако в 2017 г. соблюдались далеко не все ее требования. В соответствии со Стратегией размер привлечения госзаймов не должен превышать 50% от суммы погашения долга, но заимствовано в 1,5 раза больше. Причем часть полученных средств в иностранной валюте израсходовали на оказание финансовой помощи организациям.

И КГК, и депутаты признают необходимость максимального перехода на расходование средств бюджета только в рамках целевых госпрограмм. То есть деньги должны выделяться не какому-то учреждению или предприятию для «освоения», а выдаются на конкурсной основе для решения конкретной задачи. Увы, бороться и брать на себя такую ответственность многие руководители на местах не готовы. Как результат – резкое замедление роста доли таких программных расходов.

В итоге государство готово поддерживать реальный сектор экономики значительными ресурсами, а предприятия не хотят работать с этой целевой помощью. В 2017 г. количество предприятий-­получателей такой поддержки сократилось на 10%: всего 2210 организаций получили из республиканского и местных бюджетов 4,5 млрд. BYN. Средства, выделенные в соответствии с Указом от 23.03.2016 № 106 для возмещения расходов на приобретение технологического оборудования в 2017 г., оказались вообще не востребованы. А Банк развития выделил льготные кредиты лишь 9 организациям, реализующим инвестпроекты в рамках госпрограмм.

Проверка использования еще одной из форм господдержки – в виде компенсации банкам потерь от льготного кредитования – выявила, что по отдельным кредитам льготы получали не только и не столько предприятия, сколько банки.

ОСТРЫМ  вопросом остается рас­пределение сумм таможенных пошлин, уплачиваемых при ввозе на территорию РБ и подлежащих перечислению в бюджеты государств ЕАЭС. Сегодня этот механизм является причиной недополучения средств белорусским бюджетом. Специалисты КГК указали на сложившуюся ситуацию и рекомендовали правительству принять меры по корректировке действующих нормативов распределения этих средств между нашей страной и бюджетами партнеров по ЕАЭС.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by