Бюджет-2017: доходы выросли, но госдолг догнать не смогли
В Палате представителей итоги наполнения госбюджета и расходования его средств в 2017 г. проанализировали депутаты и Комитет госконтроля.
На прошлой неделе депутатский корпус Палаты представителей утвердил отчет об исполнении республиканского бюджета за 2017 г.
Подробности финансового состояния Беларуси раскрыл министр финансов Владимир Амарин. Исполнение бюджета по доходам составило 19,8 млрд. BYN, по расходам – 17 млрд. BYN. Казна получила на 2,8 млрд. BYN больше, чем потратила. Это дало возможность стране чувствовать себя уверенно и проводить текущие выплаты по внешним долгам, находить резервы для пенсий и других социальных выплат.
ОТКУДА взялись дополнительные 2,8 млрд. BYN? По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмилы Добрыниной, в 2017 г. для экономики нашей страны сложилась благоприятная внешняя конъюнктура: хороший спрос и рост цен на нефть и калийные удобрения. Такая ситуация повлекла за собой приток заработанных на сырьевых рынках денег и в другие секторы национальной экономики. Все это способствовало исполнению доходной части бюджета.
Однако создать какие-то большие общенациональные резервы, значительные накопления такой профицит не позволил. Да и государственный долг страны, несмотря на все старания правительства, никак не уменьшается. За прошлый год он вырос на 5,2 млрд. BYN, или на 14%, превысив на начало 2018 г. 42 млрд. BYN. Это в два раза больше доходов республиканского бюджета за год.
Да, по всем источникам доходов бюджета-2017 есть прирост к уровню 2016 года. Отметим хотя бы основные налоги, от которых зависит наполняемость доходной части бюджета. По НДС поступления составили 6,4 млрд. BYN (рост на 12,3%), по налогу на прибыль – 1 млрд. BYN (+40%, небольшая для страны сумма, но такая динамика говорит об улучшении финансового состояния предприятий), по акцизам – 2,3 млрд. BYN, за счет ввозных таможенных пошлин по нефти и нефтепродуктам получили 1,6 млрд. BYN (+18%). Единственная статья доходов, по которой государство получило меньше, чем планировалось – штрафы.
Две крупнейшие статьи расходов бюджета: «Общегосударственная деятельность» и «Национальная экономика» – 7,8 млрд. BYN и 2,7 млрд. BYN соответственно. Первая касается финансирования органов госуправления и других государственных органов республиканского значения, выполняющих общегосударственные функции. Вторая отражает расходы на поддержку и развитие как необходимых и перспективных предприятий и отраслей, так и буксующих. В рамках второй статьи 630,9 млн. BYN было направлено в сельское хозяйство, 800,2 млн. BYN – в промышленность и строительство, 571,4 млн. BYN – на финансирование дорог.
На правоохранительные органы и судебную систему потрачено 1,8 млрд. BYN, оборону – 1 млрд. BYN, образование – 762,1 млн. BYN, здравоохранение – 425,1 млн. BYN, спорт, культуру и государственные средства массовой информации – 358,4 млрд. BYN. Невостребованными остались ассигнования на сумму 785 млн. BYN.
ОДНАКО ни по одному из 10 разделов функциональной классификации расходы бюджета в полном объеме не освоены, сообщил парламентариям заместитель председателя Комитета госконтроля Александр Курлыпо.
Представитель КГК при утверждении отчета бюджета за предыдущий год традиционно выступает с докладом, посвященным рациональному использованию бюджетных средств. Понятно, что он не мог не затронуть тему госдолга страны. Расходы на его обслуживание постоянно увеличиваются и становятся слишком обременительными для республиканского бюджета, сообщил А. Курлыпо.
Для того чтобы переломить ситуацию, была принята Стратегия управления государственным долгом на 2015–2020 годы, однако в 2017 г. соблюдались далеко не все ее требования. В соответствии со Стратегией размер привлечения госзаймов не должен превышать 50% от суммы погашения долга, но заимствовано в 1,5 раза больше. Причем часть полученных средств в иностранной валюте израсходовали на оказание финансовой помощи организациям.
И КГК, и депутаты признают необходимость максимального перехода на расходование средств бюджета только в рамках целевых госпрограмм. То есть деньги должны выделяться не какому-то учреждению или предприятию для «освоения», а выдаются на конкурсной основе для решения конкретной задачи. Увы, бороться и брать на себя такую ответственность многие руководители на местах не готовы. Как результат – резкое замедление роста доли таких программных расходов.
В итоге государство готово поддерживать реальный сектор экономики значительными ресурсами, а предприятия не хотят работать с этой целевой помощью. В 2017 г. количество предприятий-получателей такой поддержки сократилось на 10%: всего 2210 организаций получили из республиканского и местных бюджетов 4,5 млрд. BYN. Средства, выделенные в соответствии с Указом от 23.03.2016 № 106 для возмещения расходов на приобретение технологического оборудования в 2017 г., оказались вообще не востребованы. А Банк развития выделил льготные кредиты лишь 9 организациям, реализующим инвестпроекты в рамках госпрограмм.
Проверка использования еще одной из форм господдержки – в виде компенсации банкам потерь от льготного кредитования – выявила, что по отдельным кредитам льготы получали не только и не столько предприятия, сколько банки.
ОСТРЫМ вопросом остается распределение сумм таможенных пошлин, уплачиваемых при ввозе на территорию РБ и подлежащих перечислению в бюджеты государств ЕАЭС. Сегодня этот механизм является причиной недополучения средств белорусским бюджетом. Специалисты КГК указали на сложившуюся ситуацию и рекомендовали правительству принять меры по корректировке действующих нормативов распределения этих средств между нашей страной и бюджетами партнеров по ЕАЭС.