$

2.4100 руб.

2.6772 руб.

Р (100)

3.4096 руб.

Ставка рефинансирования

8.00%

Коронавирус

Бюджетные доплаты – самым бедным? Населению будут помогать точечно, предприятиям – уже помогают

18.05.2020
Бюджетные доплаты – самым бедным? Населению будут помогать точечно, предприятиям – уже помогают
Фото: Matthias Hangst/Getty Images

Власти Беларуси готовят второй пакет мер по поддержке экономики в связи с пандемией COVID-19. Заявлено, что он будет носить социальный характер. Вместе с тем, еще только предстоит выяснить, как на практике работают принятые первоочередные меры.

Александр Лукашенко на минувшей неделе провел совещание по проекту Указа «О социальной поддержке отдельных категорий граждан». Из слов Президента можно было понять, что помогут тем, кто «сам шевелится», то есть в случае потери работы ищет другую. В качестве примера приведены объекты общественного питания, которые смогли переориентироваться на доставку готовой еды.

Позже премьер-министр Сергей Румас сообщил: обсуждается возможность введения доплат пострадавшим от кризиса из бюджета. Среди прочего правительство предлагает организовать доплаты тем, кто работает в условиях неполной занятости и у кого зарплата из-за этого оказалась меньше минимальной (сейчас – 375 рублей).

В апреле в Федерации профсоюзов Беларуси заявляли о том, что в режиме вынужденной неполной занятости в стране трудятся 11 тыс. человек, еще около 20 тыс. находились в вынужденных отпусках. Не имея актуальных данных о масштабах неполной занятости и количестве таких работников, получающих минимальную зарплату, сложно точно сказать, насколько массовой будет такая поддержка.

Однако, по данным Белстата, в конце прошлого года, когда «минималка» равнялась 330 рублям, до 300 рублей получали 2% работников, 7% – имели заработную плату от 300 до 400 рублей. В этот же период в экономике было занято 4,3 млн человек. Если суммировать первую и вторую категорию, выходит, что на бюджетные доплаты могли бы претендовать оказавшиеся в неполной занятости из множества в 380 тыс. человек.

Если же предположить, что эти 31 тыс. работников, попавших в неполную занятость или отпуска, равномерно распределены по категориям размера зарплаты, то 9% от них – это 2,8 тыс. потенциальных получателей доплат. Цифра очень приблизительная, но официальные расчеты правительство не публикует.

 

Не останавливать экономику – за счет кредиторов

Накануне же премьер-министр заявил о работе над консолидацией бюджета. Тем предприятиям, которым будет «совсем плохо» Совмин обещает «посильную помощь, чтобы максимально сохранить трудовые коллективы и наработанные экономические связи».

Если принятые местными органами власти согласно Указу от 24 апреля № 143 «О поддержке экономики» меры не сработают, точечную поддержку окажут крупным предприятиям. На 1,2 млрд рублей планируется увеличить лимит выдачи гарантий правительства и местных органов по заимствованиям. Однако сможет ли на них претендовать малый бизнес, не сообщается.

14 мая Совмин своим постановлением № 282 «Об определении перечня плательщиков» утвердил список организаций, которым сокращен срок зачета суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС с 10 до 30 дней. Возвращать НДС в ускоренном порядке будут 77 крупным предприятиям, абсолютное большинство из которых государственные.

В целом Сергей Румас раскритиковал реализацию норм Указа № 143:

«Сигналы, которые доходят до правительства, свидетельствуют о наличии ряда проблем и перекосов в определении секторов экономики и конкретных предприятий, наиболее пострадавших от пандемии».

При подготовке к выходу из последствий эпидемии власти рассчитывают на кредитную поддержку от международных финансовых институтов, в частности, МВФ и ЕБРР, на общую сумму около 2 млрд долларов США. Здесь речь идет как раз об открытии кредитных линий для малого и среднего бизнеса. Глава правительства высказал надежду, что за счет заимствований удастся пополнить оборотный капитал и крупным предприятиям.

Министр финансов Максим Ермолович был более откровенен. По его словам, заемные ресурсы необходимы, поскольку они позволят «не останавливать экономику». Значит ли это, что без их привлечения прогнозируется полноценный кризис, а так есть шанс на рецессию? Вопрос пока риторический.

 

Лучше поздно, чем никогда

Наверняка, как при более жестком, так и более мягком развитии событий придется принимать меры, сглаживающие потенциальный рост безработицы.

Согласно соцопросу, проведенному исследовательским центром BEROC и компанией SATIO, 42% из тысячи респондентов опасаются роста безработицы. 25% сообщили, что работу потерял кто-то из их знакомых.

Уже около четырех лет власти обсуждают введение страхования от потери работы и возможное повышение размера пособия по безработице с символической суммы (сейчас 27–54 рубля) хотя бы до бюджета прожиточного минимума. Возможно, нынешняя ситуация к этому подстегнет.

По словам старшего научного сотрудника BEROC Льва Львовского, у пособия по безработице есть две основные функции: циклическая и эффективная.

Первая заключается в том, что в период кризиса и роста безработицы пособие выступает автоматическим стабилизатором рынка труда: люди знают, что в случае потери работы некоторое время могут рассчитывать на определенный доход.

Вторая функция проявляет себя в некризисное время. Наличие достойного пособия увеличивает саму эффективность рынка труда, поскольку дает человеку время, не хватаясь за первые попавшиеся вакансии, найти оптимальную по условиям работу.

– Повышение пособия по безработице до уровня БПМ можно только приветствовать, – отметил экономист в комментарии «ЭГ». – Но проблема заключается в том, что такая мера не сможет стать настоящим автоматическим стабилизатором, так как кризис у нас уже начался, а о ней все еще говорят, как о потенциальной.

По мнению экспертов BEROC, повышение пособия выглядит самым очевидным решением. Однако само по себе, без реформирования системы социальной защиты, оно не будет полноценным.

Согласно последним данным Белстата по итогам выборочного обследования домохозяйств, уровень фактической безработицы в стране составляет 4,1%. В последние годы этот показатель фиксировался в районе 5%

 

Турфирмы все еще ждут

Пока же, хотя и медленно, но власти предпринимают новые меры по поддержке экономики из первого пакета.

12 мая подписан Указ № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», который предоставляет коммерческим организациям право поэтапно относить до конца 2022 года на текущий финансовый результат курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.

Постановлением от 14 мая № 285 Совмин утвердил перечень организаций, имеющих право осуществлять доставку лекарственных средств покупателям. В него включили около 30 аптечных структур.

Подготовлен и вынесен на общественное обсуждение проект Указа «О мерах поддержки организаций культуры и иных организаций, осуществляющих проведение культурно-зрелищных мероприятий». Организаторам могут разрешить возвращать деньги за билеты за отмененное или перенесенное событие в течение шести месяцев со дня обращения клиента. По действующему законодательству на это отводится семь дней.

Речь идет только о мероприятиях, которые были запланированы с 12 марта по 31 декабря 2020 года. Инициатива о принятии такого решения исходит от самих предпринимателей. По подсчетам Министерства культуры, с середины марта в Беларуси отменилось более 150 культурно-зрелищных мероприятий.

Все еще прорабатываются отдельные меры поддержки для туристических организаций. Здесь планируется предоставить отсрочку по возврату денег за оплаченные, не использованные, путевки до 31 декабря 2020 года. По данным Республиканского союза туристических организаций, в сезон раннего бронирования с 1 октября 2019 года по 14 марта 2020 года путевки купили приблизительно 300 тыс. белорусов, задолженность туркомпаний перед потребителями составляет около 400 млн. рублей. Но вернуть эти деньги сложно, поскольку они были перечислены и «зависли» у иностранных контрагентов.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Актуально: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Реклама
Опросы