Бухучет ремонта и дооборудования автотранспорта
В процессе использования объектов основных средств (далее – ОС), в т.ч. машин и оборудования, возникают затраты, которые направлены на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и/или повышения его производительности.
Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6):
– ремонт – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа;
– модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта;
– дооборудование – совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и/или количественных технико-экономических показателей.
Основное отличие ремонта машин и оборудования (далее – оборудование) от их модернизации:
– при выполнении ремонта восстанавливается работоспособность оборудования и его ресурс (продолжительность эксплуатации);
– при модернизации в конструкцию оборудования вносятся изменения или усовершенствования, повышающие его технический уровень и эксплуатационные параметры (производительность, долговечность, точность, безопасность и др.).
В соответствии с п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией), проведением иных аналогичных работ, относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости ОС.
Фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (техосмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Таким образом, затраты на модернизацию и проведение аналогичных работ, в отличие от затрат по ремонту, подлежат отнесению на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости реконструируемого, модернизируемого, дооборудованного объекта ОС.
Ситуация 1. Организацией была произведена замена балки переднего моста в автомобиле МАЗ. Замена связана с ее повреждением (наличие трещин). Работы были выполнены организацией автосервиса (подрядчик).
Согласно акту приема-сдачи выполненных работ организацией-подрядчиком предъявлено за выполненную работу 384 BYN (в т.ч. НДС – 64 BYN). Балка переднего моста приобретена у поставщика за 2511 BYN (в т.ч. НДС – 418,5 BYN) и передана подрядчику по накладной ТН-2. Учет расходов по содержанию автотранспорта отражается на сч. 23 «Вспомогательное производство». Демонтированная балка не пригодна для дальнейшего использования, что отражено в бухучете как металлолом в сумме 9,9 BYN.
Как правильно для целей бухучета определить вид выполненных работ – ремонт, модернизация, и как это отразить в бухучете?
Определение терминов и соответствующих им определений «Ремонт», «Модернизация» приведены в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6.
Вместе с тем при определении вида работ по восстановлению грузовых автомобилей рекомендуем также руководствоваться терминами и определениями, приведенными в ГОСТ 18322-78:
– текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
– средний ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Примечание: значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-технической документации;
– капитальный ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Примечание: значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.
Под базовой частью следует понимать основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей (приложение 1 к ГОСТ 18322-78).
Согласно приложению Л к техническому кодексу установившейся практики ТКП 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утв. постановлением Минтранса от 13.05.2010 № 36, к базовым деталям автомобиля относится в т.ч. балка переднего моста.
Таким образом, в результате замены балки:
– произведена замена базовой части автомобиля;
–технико-экономические характеристики автомобиля (грузоподъемность, скорость и объем перевозимого груза и др.), а также назначение автомобиля не изменились;
– восстановлена работоспособность автомобиля.
Учитывая вышеприведенное и руководствуясь терминологией, приведенной в ГОСТ 18322-78 и приложении 5 к Инструкции № 37/18/6, затраты по замене балки рекомендуем рассматривать как капитальный ремонт.
Согласно ч. 2 п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
В соответствии с п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50):
– движение запасных частей учитывают на субсч. 10-5 «Запасные части», который может быть открыт к сч. 10 «Материалы»;
– передача автосервису балки переднего моста в бухучете организации отражается по дебету сч. 10 «Материалы» субсч. 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Пунктом 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), установлено, что фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов ОС, от списания и прочего выбытия ОС, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухучете отражается по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов.
Учет наличия и движения отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия ОС, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. ведется на сч. 10 «Материалы» субсч. 10-6 «Прочие материалы» (ч. 9 п. 16 Инструкции № 50).
Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг вспомогательными производствами отражается по дебету сч.сч. 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция» и других счетов и кредиту сч. 23 «Вспомогательные производства» (п. 26 Инструкции № 50).
Предъявленный поставщиком, подрядчиком НДС учитывается по дебету сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с законодательством, отражается по дебету сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субс. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, BYN |
Отражена стоимость приобретенной балки переднего моста (2511 – 418,5) |
10-5 |
60 |
2092,5 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
418,5 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
418,5 |
Отражена передача балки переднего моста предприятию автосервиса |
10-7 |
10-5 |
2092,5 |
Отражена стоимость работ по замене трубы карданного вала предприятием автосервиса (384 – 64) |
23 |
60 |
320 |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком |
18 |
60 |
64 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
64 |
Оприходован металлолом от демонтированного основания платформы |
10-6 |
23 |
9, 9 |
Списана стоимость установленной балки переднего моста |
23 |
10-7 |
2092,5 |
Списаны расходы на ремонт автомобиля (2092,5 + 320 – 9,9) |
20 (26, 25 и др.) |
23 |
2402,6 |
Ситуация 2. В процессе эксплуатации у автомобиля были повреждены передние шины. Организацией были приобретены две новые шины стоимостью 600 BYN (в т.ч. НДС – 100 BYN) за комплект. Замена шин на автомобиле выполнена водителем самостоятельно. Затраты по эксплуатации автомобиля отражаются на сч. 26 «Общехозяйственные затраты».
Как в бухучете отразить замену шин?
В бухучете стоимость шины при приобретении автомобиля включается в его первоначальную стоимость (ч. 7 п. 16 Инструкции № 50).
В процессе эксплуатации автотранспорта возникают затраты, связанные с восстановлением его работоспособности.
В соответствии с приложением 5 к Инструкции № 37/18/6 можно классифицировать замену шин как ремонт.
Для учета запасных деталей, приобретенных для восстановления работоспособности машин и оборудования, применяется субсч. 10-5 «Запасные части» сч. 10 «Материалы» (ч. 7 п. 16 Инструкции № 50).
На указанном выше субсчете учитываются наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте.
Согласно ч. 2 п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве они списываются с кредита сч. 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) (п. 60 Инструкции № 133).
Иными словами, в случае износа, повреждения шины и невозможности ее дальнейшей эксплуатации шина подлежит замене. При этом списание стоимости шины производится в момент ее установки.
Основанием для списания шины является первичный учетный документ, подтверждающий факт ее установки, оформленный в порядке, установленном ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
Шина, снятая с автомобиля и не подлежащая дальнейшей эксплуатации, подлежит утилизации.
В соответствии с приложением к постановлению Минприроды от 08.11.2007 № 85 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – Классификатор отходов) автомобильные шины, подлежащие утилизации, относятся к отходам.
Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).
Согласно Инструкции № 133 пришедшие в негодность шины приходуются в виде отходов на склад (в кладовую) на основании акта на списание и (или) накладной на внутреннее перемещение и учитываются в качестве отходов производства:
– на субсч. 10-6 «Прочие материалы» (по чистой стоимости реализации);
– только в количественном выражении (без стоимости) (ч. 2 п. 20, п. 45, п. 68 Инструкции № 133, ч. 9 п. 16 Инструкции № 50).
Шины, подлежащие утилизации, до момента их передачи на утилизацию подлежат также учету в первичной учетной документации по учету отходов (ст. 17 Закона № 271-З).
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, BYN |
Отражена стоимость комплекта приобретенных шин (600 – 100) |
10-5 |
60 |
500 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
100 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
100 |
Списана стоимость комплекта шин при их установке на автомобиль |
26 |
10-5 |
500 |
Оприходованы шины, подлежащие передаче на утилизацию (в количественном выражении) |
10-6 |
26 |
– |
Ситуация 3. Организацией приобретена и установлена на грузовой автомобиль электрическая лебедка. Стоимость лебедки – 900 BYN (в т.ч. НДС – 150 BYN), стоимость ее установки на автомобиль – 120 BYN (в т.ч. НДС – 20 BYN).
Организацией понесены также расходы по экспертизе вносимых изменений в конструкцию автомобиля в сумме 180 BYN (в т.ч. НДС – 30 BYN), услуги ГАИ по внесению изменений в регистрационные документы автомобиля в сумме 27,45 BYN, а также уплачена госпошлина за регистрацию изменений в регистрационные документы в сумме 24,5 BYN. Автомобиль используется ремонтным цехом.
Как в бухучете правильно отразить затраты по установке лебедки – как ремонт, модернизацию или дооборудование?
В приложении 1 к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утв. постановлением МЧС от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила № 37), приведено определение лебедки. Это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.
В соответствии с п. 14 Инструкции № 26 первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению, кроме случаев:
– реконструкции (модернизации, реставрации) ОС, проведения иных аналогичных работ;
– переоценки ОС в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством.
С учетом функционального назначения лебедки ее установка вносит изменение в конструкцию автомобиля и расширяет его функциональные возможности.
Поэтому установка лебедки в полной мере соответствует определению и критериям изменения характеристик при дооборудовании объектов (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6).
В соответствии с п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) ОС, проведением иных аналогичных работ, отражаются по дебету сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются по окончанию работ с кредита этого счета в дебет сч. 01 «Основные средства» и относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости соответствующего объекта ОС.
В части расходов по внесению изменений в регистрационные документы автомобиля, связанные с изменениями, внесенными в конструкцию автомобиля, следует отметить, что указанные расходы не перечислены среди случаев, изменяющих первоначальную стоимость объекта ОС (п. 14 Инструкции № 26).
Согласно п. 26 Инструкции № 50 для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства организации, предназначен сч. 23 «Вспомогательные производства».
Затраты по внесению изменений в регистрационные документы автомобиля как затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями вспомогательных производств, подлежат отражению на сч. 23 «Вспомогательные производства» с последующим их списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) – сч. 20 «Основное производство».
Для учета наличия и движения запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., согласно п. 16 Инструкции № 50 предназначен субсч. 10-5 «Запасные части» сч. 10 «Материалы».
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, BYN |
Оприходована лебедка (900 – 150) |
10-5 |
60 |
750 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
150 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
150 |
Отражена передача лебедки подрядчику |
10-7 |
10-5 |
750 |
Отражена стоимость работ по установке лебедки (120 – 20) |
08-1 |
60 |
100 |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком |
18 |
60 |
20 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
20 |
Списана на вложения в долгосрочные активы стоимость лебедки |
08-1 |
10-7 |
750 |
Отнесены расходы по установке лебедки на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости автомобиля (750 + 100) |
01 |
08-1 |
850 |
Отражены в составе затрат расходы на проведение экспертизы автомобиля (180 – 30) |
23 |
60 |
150 |
Отражен НДС, предъявленный исполнителем |
18 |
60 |
30 |
НДС на основании ЭСЧФ принят к вычету |
68-2 |
18 |
30 |
Отражена сумма оплаченной госпошлины |
23 |
68-5 |
24,5 |
Отражены в составе затрат расходы по оплате услуг ГАИ |
23 |
60 |
27,45 |
Списаны на затраты основного производства расходы ремонтного цеха (24,5 + 150 + 27,45) |
20 |
23 |
201,95 |