Бухгалтерский учет строительных работ
Рассмотрим особенности определения затрат по строительной деятельности в отдельных ситуациях и порядок их отражения в бухгалтерском учете.
Порядок отражения в бухгалтерском учете строительных работ, связанных с текущим, капитальным ремонтом, модернизацией, реконструкцией зданий, сооружений, зависит в первую очередь от правильности определения основного вида строительных основных работ.
Для правильного определения основного вида строительных работ рекомендуем руководствоваться:
– Законом от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» (далее – Закон № 300-З). В ст. 1 Закона № 300-З приведены термины («ремонт», «капитальный ремонт», «текущий ремонт», «реконструкция» и др.), определяющие основные понятия в строительной деятельности;
– Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), в приложении 5 к которой приведены общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения;
– техническими нормативными правовыми актами (техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями и др.). Применение их положений позволяет более предметно определить основные виды строительных работ, выполняемые при ремонте, модернизации, реконструкции зданий, сооружений, что, в свою очередь, влияет на их порядок отражения в бухгалтерском учете.
Ситуация 1. По результатам осмотра помещения бухгалтерии административного здания установлено, что его техническое состояние не вполне удовлетворительное: покрытие пола (линолеум) имеет истертость у дверей и в ходовых местах, обои местами обесцвечены и загрязнены на площади до 50% поверхностей стен, окрасочный слой потолка на площади до 10% поверхности отслоился вместе со шпаклевкой, поверхность потолка неровная (перепад панелей). На основании осмотра было принято решение заменить обои и покрытие пола и смонтировать в помещении подвесной потолок. Для выполнения работ был заключен договор строительного подряда. Работы были выполнены и сданы заказчику (организация). Стоимость работ согласно представленному акту сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ от 8.07.2016 г. составила 3840 BYN (в т.ч. налог на добавленную стоимость – 640 BYN).
К какому виду основных работ следует отнести планируемые к выполнению строительные работы и как их отразить в бухгалтерском учете?
Работы по выравниванию стен и потолков с применением листовых и погонажных материалов, в т.ч. устройство подвесных потолков, все виды малярных работ, замена или ремонт покрытия пола в отдельных помещениях без изменения конструкции относятся к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте (приложение А (рекомендуемое) к Техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267, далее – ТКП 45-1.04 - 206).
Таким образом, все планируемые к выполнению строительные работы в помещении бухгалтерии относятся к текущему ремонту. В свою очередь, в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6 ремонт определяется как совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.
В соответствии с п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Пунктами 7, 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), установлено, что расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде. Эти расходы включают в себя затраты, формирующие: себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности.
К управленческим расходам в производственных организациях относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 10 Инструкции № 102).
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).
Пунктом 28 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), установлено, что на счете 26 «Общехозяйственные затраты» отражаются такие затраты, как начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и иные услуги, другие аналогичные по назначению затраты.
Согласно ч. 1 п. 47 Инструкции № 50 для расчетов с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги и др. применяется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Предъявленный подрядчиком НДС учитывается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету в соответствии с законодательством, отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50).
В бухучете делаются следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, BYN |
Отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком (384 – 64) |
26 |
60 |
320 |
Отражен НДС, предъявленный проектировщиком |
18 |
60 |
64 |
НДС принят к вычету |
68-2 |
18 |
64 |
Списана стоимость работ по текущему ремонту |
90-5 |
26 |
320 |
Ситуация 2. Организацией приобретен крупногабаритный пресс. На его монтаж, наладку и испытание заключен договор подряда со специализированной монтажной организацией. Согласно условиям договора заказчик обязан обеспечить распаковку и доставку пресса в зону монтажа, установить фундамент в производственном цехе и представить монтажной организации все необходимые документы, связанные с устройством фундамента. Для устройства отдельного изолированного железобетонного фундамента организацией были заключены договоры подряда на разработку проектной документации и на выполнение строительных работ. Стоимость услуг по разработке проектной документации составила 300 BYN (в т.ч. НДС 50 BYN). Подрядчиком согласно акту сдачи-приемки строительных и иных специальных монтажных работ за июль 2016 г. предъявлено к оплате 1500 BYN (в т.ч. НДС 250 BYN). Работы по распаковке пресса и его доставке в зону монтажа выполнены силами ремонтного участка в июле 2016 г. Согласно калькуляции стоимость работ составила 423 BYN.
Как правильно определить вид работ (ремонт, модернизация) и как их отразить в бухгалтерском учете?
В соответствии с п. 10 Инструкции № 26 первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
стоимость приобретения основных средств;
таможенные сборы и пошлины;
проценты по кредитам и займам;
затраты по страхованию при доставке;
затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Согласно подп. 6.1.1 п. 6.1 раздела 6 Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.05-166-2009 (02250) «Технологическое оборудование. Правила монтажа и испытаний», утв. приказом Минстройархитектуры от 29.12.2009 № 441 (далее – ТКП 45-3.05-166), монтажу оборудования должна предшествовать подготовка в соответствии с требованиями Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства», утв. приказом Минстройархитектуры от 7.12.2009 № 396 и ТКП 45-3.05-166.
Подготовка производства монтажных работ должна осуществляться в соответствии с графиком и включать, в частности:
подачу заказчиком в зону монтажа оборудования, изделий и материалов;
приемку монтажной организацией от заказчика оборудования, изделий и материалов, освобождение их от упаковки, выполнение входного контроля качества;
изготовление нестандартизированного оборудования и технологических металлоконструкций, которые не поставлены в комплекте с оборудованием (подп. 6.1.4 раздела 6 ТКП 45-3.05-166).
Заказчиком (генподрядчиком) должны быть предъявлены монтажной организации:
протоколы испытаний образцов бетона фундаментов;
подписанные акты промежуточной приемки ответственных конструкций, удостоверяющие готовность фундаментов и других опорных конструкций к восприятию проектных нагрузок;
подписанные акты выполнения скрытых работ, удостоверяющие факт выполнения работ по виброизоляции фундаментов под машины с динамическими нагрузками;
схемы исполнительных геодезических съемок геометрических размеров фундаментов, расположения фундаментных болтов, закладных деталей и других деталей крепления оборудования (подп. 6.2.5 п. 6.2. раздела 6 ТКП 45-3.05-166).
Согласно пояснениям к Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы», утв. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине от 27.09.2002 № 48 (далее – ОКРБ 020-2002), фундаменты под объектами, не являющимися строениями, в т.ч. станками, не входят в состав здания, а включаются в состав тех объектов, в которых они используются. Исключение здесь – фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания. Они, как и ряд других специализированных инженерно-строительных сооружений, являются неотъемлемыми составными частями самих зданий.
Поскольку фундамент является изолированным и работы по его устройству выполнены в существующем здании, стоимость работ по его устройству включается в состав долгосрочных вложений, формирующих первоначальную стоимость пресса. В аналогичном порядке в бухгалтерском учете подлежат отражению и работы по распаковке и доставке пресса в зону монтажа.
В дальнейшем указанные вложения подлежат включению в первоначальную стоимость пресса как иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
В соответствии с ч. 3 п. 13 Инструкции № 50 информация о вложениях в долгосрочные активы отражается на субсчете 08-1 «Приобретение и создание основных средств» счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг во вспомогательных производствах, отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов. Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов и кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» (ч. 3, 5 п. 26 Инструкции № 50).
В бухучете делаются следующие записи:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, BYN |
Отражены услуги по разработке проектной документации (300 – 50) |
08-1 |
60 |
250 |
Отражен НДС, предъявленный проектировщиком |
18 |
60 |
50 |
НДС принят к вычету |
68-2 |
18 |
50 |
Отражены затраты по устройству фундамента (1500 – 250) |
08-1 |
60 |
1250 |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком |
18 |
60 |
250 |
НДС принят к вычету |
68-2 |
18 |
250 |
Отражена стоимость работы по распаковке и доставке пресса в зону монтажа |
23 |
70,69,76,10 и др. |
423 |
Списаны затраты, выполненные собственными силами, на вложения в долгосрочные активы |
08-1 |
23 |
423 |
Ситуация 3. В соответствии с предписанием инспектора государственного пожарного надзора МЧС в июле 2016 г. в помещении гаража торговой организацией была произведена замена двери на противопожарную дверь. Установка двери на основании договора поставки выполнена поставщиком. Стоимость двери и работ по ее установке составила 1220,40 BYN (в т.ч. НДС – 203,40 BYN). Демонтированная дверь, как не пригодная для дальнейшего использования, оприходована как древесные отходы на сумму 4 BYN.
Гараж используется для хранения служебного автотранспорта, затраты по содержанию гаража отражаются на счете 44 «Расходы на реализацию».
К какому виду работ следует отнести замену двери и как в бухгалтерском учете отразить понесенные затраты?
При соблюдении требований пожарной безопасности предусматривается, что объемно-планировочные и конструктивные решения должны обеспечить устойчивость зданий и сооружений при пожаре, ограничить распространение опасных факторов пожара и исключить возможность их воздействия на людей до наступления предельно-допустимых значений (п. 3 ст. 5 Технического регламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия, безопасность (ТР 2009/013/BY), утв. постановлением Совмина от 31.12.2009 № 1748.
Данное требование реализуется следующими способами либо их комбинацией:
разделение помещений, различных по функциональному назначению (имеющих различную пожарную нагрузку), их групп противопожарными преградами;
заполнение проемов в противопожарных преградах противопожарными воротами, дверями, окнами, люками, клапанами.
Таким образом, работы по замене двери гаража следует рассматривать как текущий ремонт (приведение объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами), а затраты на его проведение – как расходы в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20 Инструкции № 26, п.п. 7, 8 Инструкции № 102).
Материалы, поступившие на склад от ремонта основных средств, отражаются по ценам возможного использования по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133).
Наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. отражаются на субсчете 10-6 «Прочие материалы» счета 10 «Материалы» (абз. 9 п. 16 Инструкции № 50).
В бухучете делаются следующие записи:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, BYN |
Отражены стоимость противопожарной двери и расходы по ее установке (1220,4 – 203,40) |
44 |
60 |
1017 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
203,40 |
НДС принят к вычету |
68-2 |
18 |
203,40 |
Оприходована демонтированная дверь |
10-6 |
44 |
4 |
Списаны затраты по замене двери (1017 – 4) |
90-5 |
44 |
1013 |