Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
17.03.2018 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бухгалтерская отчетность:—отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации

Форма 4 При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утв. постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – Инструкция № 22).

В материале рассмотрены методика формирования показателей и объем показателей формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации» (приложение 6 к Инструкции № 22, далее – форма 4).

Периодичность, порядок и сроки представления

Форма 4 составляется бюджетными организациями, которые в соответствии с законодательством РБ имеют право осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность (п. 48 Инструкции № 22).

Периодичность представления формы 4 – годовая и квартальная.

В соответствии с пунктами 3-5, 7 Инструкции № 22 бухгалтерская отчетность (включая форму 4) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.

Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 4 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа.

Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 4) устанавливаются в соответствии с п. 93 Инструкции № 22. Для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Минфином ежегодно, для распорядителей средств местных бюджетов – соответствующими местными финансовыми органами.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п. 94 Инструкции № 22).

Получатель бюджетных средств – бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 4) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (п. 87 Инструкции № 22).

Согласно п. 91 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании показателей форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 4) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.

Согласно п. 90 Инструкции № 22 сводную бухгалтерскую отчетность составляют:

– распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;

– распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации, и др.

Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.

Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (п. 92 Инструкции № 22).

Формирование показателей формы 4

Методика формирования показателей формы 4 определена в гл. 7 Инструкции № 22.

Следует обратить внимание, что в соответствии с постановлением Минфина от 26.12.2016 № 112 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» (далее – постановление № 112) форма 4 изложена в новой редакции.

Постановление № 112 вступило в силу с 1 февраля 2017 г., поэтому форма 4 в новой редакции применена впервые при составлении бухгалтерской отчетности за 1-ый квартал 2017 г.

Согласно п. 49 Инструкции № 22 форма 4 составляется по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, программной (при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе), экономической классификациями и соответствующей ведомственной классификацией, а также свод по форме 4 в целом по бюджетной организации.

Распорядители бюджетных средств на основании данных бухгалтерской отчетности бюджетных организаций составляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической классификациями и главам соответствующей ведомственной классификации, а также свод по форме 4 в целом по распорядителю бюджетных средств (п. 50 Инструкции № 22).

Справочно. Классификация доходов бюджета установлена согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).

Функциональная классификация расходов бюджета по видам (с указанием кодов и наименований разделов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета), программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета установлены постановлением № 208 и приведены соответственно в приложениях 2, 4, 5, 6.

Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).

Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 4), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 16 Инструкции № 22).

Расходы в форме 4 и в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета) отражаются по следующим направлениям:

1) текущие расходы (затраты), необходимые для осуществления приносящей доходы деятельности;

2) расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, подлежащих уплате в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательством;

3) использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

Справочно. Смета составляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Минфина от 30.01.2009 № 8.

Согласно п. 24 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641), сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, определяется ежемесячно по каждому источнику доходов.

Расчет производится следующим образом: из суммы доходов от предпринимательской деятельности (от иной приносящей доходы деятельности) вычитаются суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в соответствующий бюджет, государственные внебюджетные фонды, и фактические расходы в пределах сметы.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении организации, используется на цели в соответствии с п. 25 Положения № 641.

Порядок отражения в бухгалтерском учете использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные  п. 25 Положения № 641, определен письмом Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (см. табл.).

Таблица

Учет использования сумм превышения доходов над расходами,

остающихся в распоряжении бюджетных организаций

№ п / п

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Использование суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации

411

178, 180, 250, 260

и др.

2

Ежемесячное списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, отраженной по дебету субсчета 411 «Использование прибыли»

410

411

 

 

Методика формирования отдельных показателей

В гр. 4 «Утверждено по смете на год» формы 4 отражаются показатели утвержденной сметы на год.

Плановые показатели в форме 4 должны соответствовать утвержденным сметам с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений (п.п. 15, 51 Инструкции № 22).

В гр. 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4 согласно п. 52 Инструкции № 22 отражаются:

1) суммы остатков внебюджетных средств на начало года и конец отчетного периода (строки 001 «Остаток средств на начало года» и 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»). Сводные данные этих строк должны соответствовать выписке банка, остаткам в кассе, а также данным бухгалтерского баланса по банковским счетам по внебюджетным средствам;

2) суммы поступлений за отчетный период, в том числе суммы полученных авансов, за минусом возвращенных сумм (стр. 002 «Доходы»);

3) суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, денежных средств по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (стр. 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь»). Стр. 003 в форму 4 введена постановлением № 112 с 1 февраля 2017 г.;

4) суммы произведенных в отчетном периоде кассовых расходов по соответствующим статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (строки 004 – 047, 051 – 065).

Из п. 52 Инструкции № 22 следует, что показатель по стр. 002 «Доходы» гр. 5 «Исполнено по банковскому счету» должен соответствовать сумме разницы между дебетовым и кредитовым оборотом субсчетов 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

Содержание показателя, отражаемого по стр. 002 гр. 5, существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отражаемой на субсч. 237 «Прочие источники» и субсчетах сч. 28 «Реализация».

В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы признают в бухгалтерском учете по методу начисления.

Принцип начисления является одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности, установленных  п. 1 статьи 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

В связи с введением в форму 4 стр. 003 (см. выше) напомним нормы законодательства, связанные с пересчетом выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь.

Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З).

Порядок пересчета выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц определен Методическими указаниями о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденными приказом Минфина от 17.12.1999 № 364 (далее – Методические указания № 364).

В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (п. 8 Методических указаний № 364).

Методические указания № 364 следует применять с учетом нормы п. 3 ст. 12 Закона № 57-З, согласно которой не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.

Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (п. 2 ст. 101 Бюджетного кодекса).

Из вышеизложенного следует, что по операциям, осуществляемым за счет приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, курсовые разницы следует относить в дебет (кредит) субсч. 410 «Прибыли и убытки» или субсч. 237 «Прочие источники».

В гр. 6 «Фактически исполнено» формы 4 отражаются остатки по субсчетам 237 «Прочие источники», 238 «Заемные средства», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 410 «Прибыли и убытки» пассива бухгалтерского баланса с учетом несписанных расходов и убытков по субсчетам 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения», 410 «Прибыли и убытки» актива бухгалтерского баланса (п. 53 Инструкции № 22).

Согласно п. 21 Инструкции № 22 бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов, как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Норма п. 21 Инструкции № 22 о том, что списание расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности производится в конце года, противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157).

Согласно п. 11 Инструкции № 157 расходы по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах – в конце года).

В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, делаются лишь в конце года, поэтому и списание расходов производится в конце года.

Однако, несмотря на то, что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления названных операций). Названные операции в течение года отражаются в бухгалтерском учете по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций.

Из вышеизложенного следует, что в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной сельскохозяйственной продукции и ее плановой себестоимостью.

Следует также отметить, что Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей.

Поэтому бюджетные организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).

Сумма прибыли отражается бухгалтерской записью:

Дебет субсчетов 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» – Кредит субсч. 410 «Прибыли и убытки».

Сумма убытка отражается обратной бухгалтерской записью:

Дебет субсч. 410 «Прибыли и убытки» – Кредит субсчетов 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно.

Составление этих записей ежемесячно позволяет определять финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410 «Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, услуг) (237 «Прочие источники» и 280 «Реализация продукции (работ, услуг)») должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе не должно быть.

Увязка показателей формы 4

В соответствии с п. 14 Инструкции № 22 во всех формах бухгалтерской отчетности должна быть соблюдена логическая и арифметическая увязка показателей, увязка с показателями остатков по статьям бухгалтерского баланса, между отдельными формами бухгалтерской отчетности. Взаимная проверка основных показателей форм бухгалтерской отчетности бюджетных организаций производится по Схеме взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций (далее – схема взаимной проверки) согласно приложению 17 к Инструкции № 22.

Увязка показателей формы 4 производится в соответствии с пунктами 1 и 5 схемы взаимной проверки. Взаимосвязь показателей граф 4, 5, 6 внутри формы 4 отражена в схеме взаимной проверки, а также непосредственно в форме 4.

Кроме увязок показателей внутри формы 4, подлежат увязке следующие показатели:

1) стр. 049 «Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении бюджетной организации с учетом остатка на начало года»

= стр. 001 «Остаток средств на начало года» плюс стр. 002 «Доходы» плюс стр. 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)» минус стр. 048 «Всего расходов»;

2) стр. 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»

= стр. 049 «Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении бюджетной организации с учетом остатка на начало года» минус стр. 050 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации»;

3) стр. 001 «Остаток средств на начало года», стр. 066 «Остаток средств на конец отчетного периода» гр. 5 «Исполнено по банковскому счету»

= остаткам по текущим счетам (субсчета 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 112 «Текущий счет по депозитам», 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам») актива формы 1 «Бухгалтерский баланс» (строки 180, 190, 210 гр. 3, 4);

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» соответственно гр. 3 «Остаток на начало года», гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М;

= остаткам денежных средств на банковских счетах таблицы 2 формы 16 «Пояснительная записка»;

4) сумма строк 002 «Доходы», 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)» (графа 5 «Исполнено по банковскому счету»)

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» гр. 4 «Доходы и источники финансирования» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М;

5) сумма строк 048 «Всего расходов», 050 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации» (графа 5 «Исполнено по банковскому счету»)

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М.

По мнению автора, по данной увязке в схеме взаимной проверки допущена неточность. Сумма строк 048 и 050 гр. 5 формы 4 должна быть равна стр. 009 гр. 5 «Кассовые расходы» (а не гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода») раздела 6 формы 1-М.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by