Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
08.08.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Большие проблемы маленького города

Из 212 городов и городских поселений Беларуси 171 относится к малым (с численностью жителей до 20 тыс. человек). Серьезной проблемой значительной их части является "завязанность" жизнедеятельности на градообразующих предприятиях...

Из 212 городов и городских поселений Беларуси 171 относится к малым (с численностью жителей до 20 тыс. человек). Серьезной проблемой значительной их части является "завязанность" жизнедеятельности на градообразующих предприятиях. Переживающие не лучшие времена, они столкнулись с необходимостью реструктуризации и, как следствие, -- высвобождением излишней численности работников. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для местного населения.

На рынке труда малого города градообразующее предприятие играет огромную роль: оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов, диктует перечень профессий и специальностей, формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру. На выработку механизма предотвращения негативных социальных последствий реструктуризации градообразующих предприятий направлен совместный проект Министерства труда и социальной защиты и Программы развития ООН, который реализуется с осени прошлого года. В марте "НЭГ" уже писала о том, что пилотной площадкой проекта стал ПРУП "Стеклозавод "Неман" в г.Березовка Лидского района, на котором работает более 70% трудоспособного населения города. В рамках проекта было проведено исследование местного рынка труда, результаты которого позволили разработать рекомендации по усилению субъектов инфраструктуры при реструктуризации градопредприятий.

Исследование показало, что официальный рынок труда малого города достаточно узок (не более 5% от совокупного) и статичен. Это связано не только с ограниченными возможностями смены места работы и совместительства, но и узостью представленных профессий на нем. Кроме того, он характеризуется относительной удаленностью от многопрофессиональных рынков труда, что в условиях общей низкой мобильности рабочей силы в Беларуси еще больше укрепляет его замкнутость. Если в экономически развитых странах место жительства человека определяется местом его работы, то у нас -- наоборот, то есть большинство проживающего населения малого города становится своего рода заложниками его узкопрофильного развития.

Рынку труда в Березовке, в частности, присуща слабая динамика: невысокий уровень безработицы (1,4%) сочетается с низким коэффициентом выхода из нее (в отличие от динамичных рынков труда, на которых происходит быстрое обновление контингента безработных).

В структуре официальных безработных малого города преобладает молодежь, женщины и лица со средним образованием. Вместе с тем, в отличие от среднереспубликанских значений, в Березовке ниже доля высвобожденных с предприятий, но выше -- уволенных по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины.

По расчетам, приблизительно 72% в официальной безработице составляет структурная безработица. Спрос на труд в моногороде формирует преимущественно государственный сектор. Конъюнктура местного рынка труда более напряженная (3 безработных на 1 вакансию, в то время как по региону 2 к 1). На 95% спрос состоит из потребности в высококвалифицированных рабочих и на 5% -- узких специалистов (стоматолог, маркетолог). В то время как предложение исчерпывается неквалифицированными рабочими и специалистами, на которых нет спроса (судоводитель, бухгалтер). То есть структура предложения труда в малом городе не может быть быстро и принципиально изменена без внешних источников.

В рамках проекта было проведено выборочное обследование трудовых ресурсов Березовки, результаты которого позволяют сделать вывод о потенциально напряженном состоянии местного рынка труда: фактический уровень безработицы в городе составляет 5,5%; примерно четвертая часть трудовых ресурсов испытывают угрозу потерять свою работу, а около половины имеют доходы на уровне и ниже бюджета прожиточного минимума; около 9% трудовых ресурсов относятся к категории граждан с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда. А потому необходимы гибкие формы занятости, организация надомного труда, расширение сети социальных работ. Объем теневой занятости в городе, согласно опросу, оценивается в 12% к численности трудовых ресурсов, а по ориентировочным подсчетам (исходя из официальной статистической базы) -- около 9%.

Расчеты показали, что официальный рынок труда малого города без потрясений может воспринять до 3% официальной безработицы, или до 8% фактической (с учетом имеющегося уровня), а также до 10% неполной вынужденной занятости на градообразующем предприятии. Всего же рынок труда Березовки готов принять дополнительно не более 400 человек, при том что стеклозаводу "Неман" требуется освободиться от тысячи. Уровень избыточной численности работников здесь растет -- с 2,1% в 2000г. до 24,3% в 2002г., то есть и без реструктуризации предприятие уже имеет лишних работников. Если ничего не менять, цифра будет увеличиваться.

Однако несмотря на экономические трудности предприятие стремится сохранить персонал и не допустить падения уровня жизни работников. Применяются их плавное сокращение (в основном за счет передачи объектов социальной сферы предприятия на баланс города), режим неполной вынужденной занятости и ограничения приема на работу. Доля потерь рабочего времени невысока -- всего 1,5%. В прошлом году в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации были заняты около 8% от среднесписочной численности работников.

Анализ рынка труда малого города (на примере Березовки) показывает, что механическое сокращение избыточной численности не решит проблем ни самого предприятия, ни тем более города в целом, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. Речь должна идти не о сокращении, а о выборе оптимального варианта перераспределения экономически активного населения монофункционального города в перспективные сферы занятости -- через переобучение, развитие предпринимательства, освоение новых рыночных ниш и пр. В этом должны участвовать кадровые службы градообразующего предприятия, участники института социального партнерства, органы государственного и регионального управления, государственной службы занятости. В международной практике такой вариант реструктуризации называется "социально ответственным реструктурированием", поскольку направлен на учет интересов всех сторон (самих работников, работодателей, государства, регионов) и их активное взаимодействие при реструктуризации градообразующего предприятия. Проект как раз и позволяет повысить степень готовности субъектов рынка труда к такому взаимодействию и создает предпосылки для наименее безболезненного, с точки зрения социальных последствий, способа реформирования отечественной экономики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by