Болонский процесс: — Дорожная карта не понадобилась

Ни одно из обязательств, взятых белорусской стороной в 2015 г. в связи с условным принятием в Болонский процесс, не выполнено полностью и в срок, говорится в заключительном отчете, подготовленном Общественным Болонским комитетом и Ad hoc комиссией Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.
Выполнить требования Дорожной карты реформирования высшего образования планировалось к октябрю 2017 г. В документе 9 значимых обязательств, из которых всего 2 частично реализованы или запланированы. В частности, состоялся переход к 3 циклам образования (бакалавр, магистр, кандидат наук); обеспечена автоматическая бесплатная выдача приложения к диплому (Diploma Supplement). Все остальные обязательства не выполнены. Более того, их воплощение не предусмотрено существующими проектами законодательных актов.
За рамками внимания остались обязательства:
– создать национальную рамку квалификаций;
– сформировать независимое агентство контроля качества образования;
– изменить существующую систему выдачи разрешений на поездки с целью продления сроков пребывания преподавателей и студентов в странах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) без необходимости получения разрешения Минобразования;
– отменить обязательное распределение выпускников вузов;
– отказаться от дискриминации студентов частных вузов в части предоставления финансовой помощи (льготных кредитов);
– обеспечить академическую свободу и институциональною автономию, включая расширение студенческого участия в управлении вузом;
– обеспечить права студентов и преподавателей на создание и регистрацию организаций (в т.ч. отмена ст. 193.1 Уголовного Кодекса).
Авторы исследования делают оговорку, что два обязательства, отмеченные ими как состоявшиеся, можно будет считать выполненными только в том случае, если до мая 2018 г. будет принят Кодекс об образовании в новой редакции.
Отсутствие прогресса наблюдается именно в тех областях, которые и прежде вызывали сильную тревогу у членов ЕПВО, что послужило в 2012 г. причиной переноса на 2015 г. рассмотрения заявки Беларуси на вступление в ЕПВО.
Сохранение вектора реформирования белорусского высшего образования потребует от членов EПВО настойчивости и последовательности в своих подходах к реализации Беларусью обязательств Дорожной карты и принципиальности в оценке имплементации в белорусское законодательство и практику фундаментальных академических ценностей. Наилучшим выходом в такой ситуации, по мнению ОБК, было бы продлить действие Дорожной карты на 2–3 года и сохранить международный контроль за ее исполнением.