Бой стеклобою, пластику – альтернатива
Беларусь движется в направлении реформирования сферы обращения с отходами. Принято сразу несколько документов, существенно меняющих регулирование в этой области хозяйствования. Какие новые меры вводятся? И на какой эффект от них рассчитывают разработчики?
Основополагающий указ
21 января опубликован Указ от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16). Большинство его положений вступают в силу с 1 июля.
Документ отменяет действие трех указов, в т.ч. от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», являвшегося одним из основных документов в этой сфере.
В Указе № 16 сохранены основные принципы регулирования порядка обращения с отходами. Как и прежде, производители и поставщики товаров обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание или использование отходов товаров и упаковки одним из двух способов: либо самостоятельно, либо заключив договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор ВМР) и внося на счет оператора плату за сбор и обезвреживание.
Требования относятся к производителям и импортерам бумажной, стеклянной и картонной упаковок, полимерной упаковки и изделий из пластмасс, а также масел и шин.
При этом вводится ряд новшеств:
– расширяется перечень случаев освобождения от обязанности по организации сбора, обезвреживания или использования отходов;
– появляются новые направления расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков;
– отменяются действующие ограничения по применению производителями и поставщиками собственной системы сбора отходов бумажной и картонной упаковки;
– снижается административная и финансовая нагрузка на субъекты хозяйствования (административная процедура по регистрации в реестре производителей и поставщиков исключается).
Если предприятие не оплатит услуги оператора в срок, с него будет взиматься пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования.
От обязанности по работе с отходами освобождаются: дипломатические представительства и представительства международных организаций; ИП – в части упаковки ввезенных товаров, используемых для собственных нужд; госорганы и некоммерческие организации; организации, производящие или импортирующие комплектующие и упаковку для социально значимых товаров, медицинских товаров; производители и поставщики товаров, вывозимых за пределы страны.
Если производители масел, стеклянной, бумажной и картонной упаковок при их производстве будут использовать не менее 30% вторичного сырья, они также освобождаются от этой обязанности.
Для производителей пластмасс и полимерной упаковки требования по использованию вторсырья другие: сначала не менее 30%, с 2021 г. – уже от 35%, а с 2023 г. – от 40%.
Кроме того, освобождение также получают производители товаров и упаковки, принявшие на себя в порядке и на условиях, определяемых правительством, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств; производители полимерной упаковки из преформ; производители шин и масел, если их основным видом деятельности является выпуск транспортных средств.
Еще четыре категории субъектов хозяйствования освобождены от обязанностей по Указу № 16: производители и поставщики продукции, не предназначенной для реализации в неизменном состоянии; товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы ими на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами; товаров, ввезенных как иностранная безвозмездная помощь; а также товаров, используемых для производства продукции всех здесь перечисленных льготных категорий.
Денежные средства, поступившие на специальный счет оператора ВМР, могут использоваться на компенсацию юридическим лицам и ИП: расходов по сбору отходов при условии обезвреживания, использования или хранения; расходов по сбору упаковки из стекла для многократного применения; расходов по обезвреживанию, использованию или хранению собственных отходов; по применению на производстве продукции, предназначенной для реализации на территории страны, типов упаковки, способствующих ресурсосбережению, охране окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, поступления направляются на:
– организацию хранения и передачи для обезвреживания или использования отходов за пределами Беларуси;
– организационно-техническое и информационное обеспечение, финансирование рекламной деятельности, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами;
– финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в этой сфере;
– выполнение государственных программ, внедрение новых технологий использования или обезвреживания отходов;
– возврат кредитов и займов на строительство объектов по их обезвреживанию.
Также Указом № 16 предусмотрена выплата разницы стоимости по сравнению с полимерной упаковкой. Условием для нее является производство экоупаковки на территории Беларуси с использованием вторичного сырья – стеклобоя и макулатуры.
Порядок закупки товаров (работ и услуг) за счет средств, поступающих от оператора ВМР, а также размеры платы оператору будут, как и сейчас, определяться Совмином.
Справочно: сейчас размеры такой платы, в зависимости от категории продукции, утверждены постановлением Правительства от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».
Они установлены в рублях или процентах от стоимости товара без учета НДС. в диапазоне 1–3% и 130–270 руб. за тонну.
Решения правительства
Однако уже 16 января этого года Совмин своим постановлением № 24 увеличил размер платы для полимерных изделий и одновременно снизил для биоразлагаемых материалов. В первом случае повышение пройдет в два этапа: с 1 апреля – до 270 руб., с 1 января 2021 г. – до 360 руб. Во втором – плата снижается с 1 апреля до 90 руб.
Несколькими днями ранее, 13 января, Совмин принял постановление № 7 «О поэтапном снижении использования полимерной упаковки». Им утвержден соответствующий план мероприятий.
Основные из них должны быть реализованы в течение двух или трех лет. Это внедрение депозитной системы обращения потребительской упаковки, определение перечня пластиковой посуды, запрещенной в общепите с 2021 г., создание новых объектов по сортировке твердых бытовых отходов, увеличение объемов производства стеклянной тары, создание технологий производства биоразлагаемой упаковки.
На какие результаты рассчитывать
Начальник управления по координации деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун заявил журналистам, что после внедрения депозитно-залоговой системы уровень возврата упаковки должен составить не менее 80%.
– Такая система позволит увеличить объем собираемой тары в Беларуси как минимум в 2 раза, – подчеркнул он. – Опыт Литвы, где в 2016 г. система была внедрена, показал по прошлому году уровень возврата упаковки 92–93%.
Пока предполагается, что система будет распространяться на ПЭТ-бутылки, стеклянные бутылки и банки, а также банки из алюминия и белой жести.
Среди инициатив Минприроды также полный отказ от пластиковой тары объемом от 1 литра для розлива напитков.
По данным оператора ВМР, уровень использования коммунальных отходов в 2019 г. в стране вырос до 22,6%. Хотя в 2012 г. использовали только 10%.