Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес в Интернете: играем по правилам

Алексей Сахарчук

В Минске состоялся Форум интернет-торговли, который собрал не только владельцев онлайн-магазинов, но объединил маркетологов, специалистов по поисковому продвижению и даже юристов.

Эксперты говорили о наболевших вопросах, в частности, об онлайн-кассах и персональных данных, разобрали множест­во кейсов и цифр, рассказали о новых тенденциях.

Предлагаем обзор самых острых и интересных вопросов от одного из ключевых докладчиков и экспертов конференции – Алексея Сахарчука, заместителя директора по правовым вопросам компании WEBPAY, кандидата юридических наук, доцента.

* * *

Сегодня много говорят об IT-ин­дуст­рии, активно развивается рынок интернет-решений для бизнеса. Наиболее важными по-прежнему являются вопросы безопасности платежей и персональных данных. Самые большие риски для онлайн-бизнеса – это интернет-мошенничество, хакерские атаки, взлом сайтов.

В работе со своими клиентами компания WEBPAY представляет сер­висы для электронной коммерции, поэтому постоянно сталкивается с вопросами, которые задают клиенты, как международные ком­пании, так и белорусские резиденты – юрлица и индивидуальные пред­приниматели.

Эти вопросы можно условно разделить на несколько блоков, ответы на которые озвучены в выступлении.

Некоторые из них касаются правового регулирования торговли через интернет. Три наиболее остро стоящих на повестке дня мы подробно рассмотрим:

– прием каких вариантов электронных платежей обязателен при торговле через интернет;

– возможность указания на сайте интернет-магазина цен в иностранной валюте;

– легальность торговли через социальные сети.

Форум интернет-торговли eRetail­Forum провела компания InSales в Минске 29 января 2020 г.

 

1. Достаточно ли применения субъектами хозяйствования ин­тер­нет-эквайринга (системы электронных платежей с использованием банковских карточек) или обязательно подключение к АИС «Расчет» (система ЕРИП)?

Начиная с 2009 г. все эти вопросы прямо урегулированы законодательством и никаких сомнений ни у кого в работе не возникало.

 

Справочно: речь идет о ч. 3 п. 15 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Сов­мина от 15.01.2009 № 31; письме Нацбанка, МАРТ, МНС от 04.12.2015 № 77-24/934/07-15/1347/К/8-2-8/7452 «О применении норм законодательства в отношении установки и использования платежных терминалов».

 

Проблемы возникли с принятием Указа от 01.12.2015 № 478 «О развитии цифровых банковских технологий» (далее – Указ № 478) с 01.01.2017 в связи с введением следующей нормы: «юридические лица, индивидуальные предприниматели, состоящие в договорных отношениях с банками и (или) юридическими лицами по приему от физических лиц, включая индивидуальных пред­принимателей, в свой адрес платежей за услуги, в т.ч. в связи с осущест­влением торговли по образцам через интернет-магазин, обязаны обеспечить возможность приема таких платежей посредством АИС «Расчет» (подп. 1.10).

Возникли разночтения и недопонимания, приведшие к появлению устойчивого заблуждения о том, что якобы все юрлица и ИП должны обеспечить и то и другое. Однако при внимательном прочтении документа становится очевидно, что речь идет только о тех субъектах хозяйствования, которые имеют договор с банком. И это действительно так. Основной целью издания Указа № 478 как раз была поддержка ЕРИП, чтобы минимизировать прямые платежи через банки и сократить количество договоров с ними. Производители услуг должны были напрямую заходить в ЕРИП – без посредников. 

Таким образом, продавец обязан иметь канал дистанционной оплаты своего товара. При этом он самостоятельно определяет, будет это интернет-­эквайринг и/или АИС «Рас­чет».

 

2. Можно ли указывать цены на сайте интернет-магазина в ино­странной валюте?

Вопросы осуществления платежных операций в иностранной валюте прямо урегулированы национальным законодательством и вывод из него следующий: цена товаров в интернет-магазине должна быть указана только в белорусских рублях.

 

Справочно: речь идет о Законе от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном кон­т­роле», Правилах проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72, Правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

 

Однако здесь есть исключения. Их озвучил МАРТ в своих разъяснениях на официальном сайте министерства.

1. Продавец, который является субъектом валютных операций и проводит валютные операции в рамках требований законодательства РБ, вправе по запросу нерезидента предоставить ему информацию, в т.ч. посредством электронной почты, о цене конкретного товара в иност­ранной валюте.

2. В целях привлечения иностранных клиентов при разработке сайта интернет-магазина допускается ис­пользовать технологию геотаргетинга, позволяющую определять гео­графическое положение посетителя сайта интернет-магазина по его IP-адресу и отображать для нерезидентов информацию о цене товаров в иностранной валюте.

Следует отметить также, что в связи с опубликованием совместного постановления Совмина и Нацбанка от 03.01.2020 № 1/1 «О Стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 года» можно спрогнозировать дальнейший уход от расчетов в иностранной валюте: «Для полного восстановления белорусским рублем функции средства сбережения и меры стоимости будет проводиться активная политика по ограничению функ­ционала иност­ранной валюты на территории Республики Беларусь». Качели снова качнулись в сторону укрепления доверия к белорусскому рублю: к 2035 г. доля его участия в белорусской экономике должна дойти до 80%.

Таким образом, цена товаров в интернет-магазине должна быть указана только в белорусских рублях. Eсли покупателем является нерезидент, можно указывать в иностранной валюте.

 

3. Допускается ли в Беларуси интернет-торговля через социальные сети?

Этот вопрос уже много лет занимает белорусских бизнесменов. Однако насколько бы ни был привлекателен вариант продаж через соцсети, следует помнить, что уже 10 лет как непосредственно торговля в соцсетях невозможна благодаря прямому указанию закона.

 

Справочно: речь идет о Законе от 08.01.2014 № 128-З «О государст­венном регулировании торговли и общественного питания в Рес­публике Беларусь» (далее – Закон № 128-З), Указ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сег­мента сети Интернет».

 

Напомним, что интернет-магазин – это информационный ресурс субъ­екта торговли в сети Интернет, по­зволяющий выбрать и заказать или приобрести товары без (вне) торгового объекта.

 

Основные требования к торговле через интернет-магазин:

  • должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь;
  • должен использовать доменное имя, права на которое получены в предусмотренном законодательством порядке, а сайт магазина размещаться на белорусском хостинге;
  • должен содержать определенную информацию о товарах и владельце магазина (УНП продавца, сведения об основных потребительских свойствах товаров, данные о производителе и др.);
  • покупатель должен иметь воз­можность рассчитаться за товар путем дистанционного перечисления денежных средств (бан­ковская платежная карточка, АИС «Расчет»);
  • на странице должны быть образцы выдаваемых продавцом документов, подтверждающих факт приобретения товаров.

С одной стороны, субъекты хозяйст­вования – резиденты РБ вправе осуществлять розничную торговлю на ее территории с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, полученного в установленном порядке: сайт должен быть размещен на белорусском хостинге (ч. 3 ст. 19 Закона 128-З).

С другой – субъект торговли, осуществляющий розничную тор­говлю через интернет-магазин, вправе ис­пользовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров (рекламы, включая цену товара) при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом тор­говли в Торговом реестре интернет-магазин (п. 4 ст. 19 Закона 128-З). Такая реклама должна исключать возможность заказа товара через социальную сеть (непо­средственной покупки). Все остальное не запрещено.

Таким образом, субъект тор­говли, осуществляющий розничную тор­говлю через интернет-­магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом тор­говли в Торговом реестре интернет-магазин.

 

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений