Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес там, где есть доверие

Фото: pexels

Только реальный диалог между властью и обществом позволит преодолеть кризис доверия и восстановить деловую активность в стране. Промедление в этом вопросе слишком дорого обходится нашей экономике, убеждена Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор и сопредседатель правления бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского (БСПН).

– Жанна Казимировна, по долгу службы вы много общаетесь с собственниками и руководителями частных компаний страны. Какие настроения сейчас доминируют среди белорусского бизнеса?

– Настроения и мнения разные. Но общий фон един. Увы, в нынешней ситуации у бизнеса нет оптимизма. Будущее туманно. Предприниматели не понимают, в каком направлении будет двигаться страна, какими будут валютные курсы, денежно-кредитная политика. В таких условиях невозможно с уверенностью спрогнозировать свою работу даже на год вперед.

Многие задумались о том, чтобы свернуть бизнес или перевести его в другую страну. Наиболее распространены миграционные настроения у представителей IT, а также некоторых направлений сектора услуг, например, медицинских. Многие уже начали переводить персонал в офисы в Литву, Польшу, Украину.

Не так просто поднять и увезти станки и прочее оборудование – о массовой миграции промышленных предприятий пока говорить не приходится. Однако и производственный бизнес повсеместно замер в ожидании и не понимает своих перспектив.

Предприятия пока не думают о развитии, пытаются хотя бы просто оставаться в работоспособном состоянии. Хотя денег «в кубышках» для поддержания текущей деятельности уже нет, зато есть большие долги – компании в значительной степени закредитованы.

– Вроде мы не впервые сталкиваемся с кризисом, и в какой-то степени бизнес привык работать в условиях нестабильности. Или есть какое-то принципиальное отличие в нынешней ситуации?

– Мы вынуждены констатировать тот факт, что в обществе и бизнесе появился дефицит доверия к власти. Этот дефицит имеет несколько составляющих и связан не только с последними политическими событиями в стране.

Во-первых, на какое-то время в условиях распространения COVID-19 власти самоустранились и не признавали проблему, хотя она серьезно повлияла на экономику предприятий. Бизнес еще не восстановился от удара пандемии. На это ему понадобится еще минимум полгода и то при удачном стечении обстоятельств.

Да, со стороны властей была формальная реакция на пандемию. Например, вышли Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» и Указ от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан». Однако, как показало время, указы не сработали, а потому на недавнюю инициативу Минэкономики об их продлении практически не последовало реакции со стороны бизнеса.

Во-вторых, в течение года (еще до выборов) мы наблюдали определенный накат на частный бизнес, несмот­ря на достигнутые ранее договоренности о его поддержке государством. Например, правительство раздавало директивные распоряжения компаниям о переводе счетов из частных банков с российским капиталом в госбанки. И, конечно, никто не забыл историю с «Белгазпромбанком». Проблема ведь не только в изъятии некоторых ценностей банка. Вскрытыми оказались ячейки клиентов, а это нарушение правовых основ банковской тайны, удар по имиджу всей банковской системы.

Мы боремся за упрощение условий хозяйствования, снятие барьеров, в т.ч. связанных с лицензированием. А тут неожиданно появляется постановление Совмина от 25.05.2020 № 307, которое относит некоторые физио- и СПА-процедуры к лицензируемой медицинской деятельности.

В-третьих, доверие, конечно, подорвано тем, как проводились выборы – без допуска независимых наблюдателей на участки и закрытым подсчетом голосов, а также жестокими и непропорциональными действиями силовиков в отношении мирных демонстрантов.

– Последний аргумент явно относится к политическим, хотя прежде бизнес в основной массе старался абстрагироваться от политики.

– Даже если рассматривать проб­лему исключительно в экономической плоскости, то следует отметить, что последние события сильно ухудшили морально-психологическую атмосферу в трудовых коллективах и сказались на производительности труда. На отдельных предприятиях прошли забастовки.

Заметно изменилось поведение экономически активного населения: не важно, предприниматель это, руководитель или наемный работник. Трансформировалось восприятие роли человека в общест­венно-политической жизни страны. Борясь за перемены, многие действуют стихийно, всеми доступными способами, в т.ч. теми, которые могут оказать влияние на макро­экономическую ситуацию. Например, активное снятие средств с банковских вкладов и покупка валюты расшатывают финансовую систему и раскручивают спираль девальвации. По цепочке проблемы передаются предприятиям. Так что политика сейчас напрямую влияет на экономику, и бизнес вынужден ратовать за скорейшую стабилизацию ситуации.

– Насколько серьезными могут быть последствия для национальной экономики?

– В последние месяцы образовался клубок проблем, который непросто развязать. Это уже больше похоже на гордиев узел, который необходимо каким-то образом рубить, так как решение отдельных задач не гарантирует стабилизации всей системы.

Есть реальные риски того, что за политическим дефолтом последует экономический. Несколько лет подряд мы наблюдали устойчивый рост долгов корпоративного сектора, которые совокупно превысили размер ВВП. При этом у многих предприятий финансовые ресурсы сейчас вымыты настолько, что уже не хватает средств на выплату зарплат и поддержание производственных процессов.

Очевидно, что экономике необходимо доступное по цене заемное финансирование. Однако начавшийся рост процентных ставок на внутреннем рынке и перспектива понижения суверенного рейтинга могут привести к катастрофическим последствиям в части удорожания ресурсов.

Беларусь и ранее не отличалась особо благоприятным инвестиционным климатом в понимании международных инвесторов. Теперь с учетом политической ситуации даже по заключенным инвестиционным договорам интерес зарубежного капитала к нам заметно девальвируется.

Чтобы преодолеть внутренние и внешние угрозы, надо действовать быстро и сообща – государству и бизнесу.

– Жанна Казимировна, как, по мнению БСПН, следует поступать в нынешней ситуации?

– Все начинается с диалога. Причем одними только красивыми фразами ситуацию не выровнять. Нужны действия, своеобразная дорожная карта. Что касается площадок для налаживания диалога, то они могут быть разными. По экономическому блоку вопросов это могут быть Совмин, Минэкономики, Совет по развитию предпринимательства, бизнес-союзы, Нацсовет по трудовым и социальным вопросам, правительственные рабочие группы и пр.

Программы социально-экономического развития больше не могут работать в традиционном своем виде. Нужны новые подходы, учитывающие нынешние события и угрозы. Бизнес ждет четких сигналов от властей, что будет снижена налоговая нагрузка, что появится больше возможностей для развития малого и среднего предпринимательства, что мы увидим реальную поддержку на уровне отраслей, а не только очередную попытку упростить регистрацию новых компаний. Необходимо пересмотреть роль местных органов власти, судебной системы.

– Бизнес-союзы делают какие-то попытки наладить этот диалог или с подобной инициативой должны выступать власти?

– Не так давно состоялась встреча руководителей ведущих бизнес-союзов с первым вице-премьером Николаем Снопковым, где были затронуты как политические, так и экономические вопросы. Мы также вышли с инициативой провести похожую встречу с премьер-минист­ром Романом Головченко, однако пока со стороны Совмина реакции не последовало.

Представители нанимателей БСПН им. Кунявского и Белорусский союз предпринимателей обратились к председателю Нацсовета по трудовым и социальным вопросам Анатолию Харлапу с предложением рассмотреть на базе этой структуры текущую ситуацию и попробовать предложить меры по выходу из кризиса. На наш взгляд, такой диалог был бы весьма уместен, поскольку совет объединяет представителей сразу трех сторон – нанимателей, профсоюзов и правительства. Пока и на эту нашу инициативу никакой реакции не последовало.

Повторюсь, деловое сообщество ждет четких и ясных сигналов от властей. Невозможно рассчитывать на то, что завтра люди проснутся и будут жить, как год назад, будто ничего не происходило в стране. Промедление с решением проблем может привести к безвозвратным потерям для белорусской экономики.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by