Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2754
EUR:
3.4819
RUB:
3.4846
Золото:
246.86
Серебро:
2.99
Платина:
102.46
Палладий:
108.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сети на вырост: бизнес-союз обеспокоен экспансией крупного иностранного ритейла

Александр КАЛИНИН, председатель БСП

Белорусский союз предпринимателей (БСП) проанализировал динамику и тенденции развития розничной торговли в стране и пришел к неоднозначным выводам. В экономике республики увеличивается удельный вес крупных торговых компаний. Без особого государственного регулирования рост продолжится. А это может привести к неоправданно низкому уровню количества мелких объектов торговли малого и среднего отечественного бизнеса и, как следствие, к обострению социальных проблем, опасается председатель БСП Александр КАЛИНИН.

Торговые сети растут – доля белорусских товаров падает

По данным БСП, за 5 лет, с 2016 г. по 2020-й, удельный вес крупных объектов ритейла в розничном товарообороте вырос на 4%.

При этом за 10 лет (2010–2020 гг.) доля отечественных товаров на полках торговых сетей упала с 70,2% до 55,8%. За 2016–2020 гг. удельный вес белорусской продукции снизился на 3,3 процентных пункта (п.п.), в т.ч. продовольственной – на 2,3 п.п. и на 2 п.п. – непродовольственной.

«Тенденция снижения удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте во многом обусловлена ростом крупного ритейла либо принадлежащего иностранным контрагентам, либо получающим значительное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии», – считает Александр Калинин.

Так, по данным БСП, удельный вес розничного товарооборота предприятий иностранной формы собственности в стране вырос с 4,9% в 2010 г. до 21,5% в 2020-м, т.е. в 4,3 раза.

Ранее, когда государственные субъекты торговли занимали доминирующее положение на рынке, отечественные производители развивались и увеличивали объемы выпуска и реализации импортозамещающей продукции, констатировал собеседник. За счет различных схем частные торговые сети стали более конкурентоспособными по сравнению с государственной торговлей, вытеснили ее. В результате, пользуясь доминирующим положением, частные торговые сети диктуют свои неприемлемые условия, чтобы товары отечественных производителей не могли попасть в торговые сети. Аналогичная ситуация наблюдается и в аптечных сетях. Государственные аптечные сети берут отечественные товары, а частные – нет, считает руководитель бизнес-союза.

Экспансия торговых сетей, полагают в БСП, негативно повлияла на объемы производства и реализации отечественных товаров на рынке. В качестве примера А. Калинин привел ситуацию со средствами женской гигиены. В 2020 г. (когда торговые сети с иностранным капиталом укрепили свое положение) доля белорусских производителей составляла 5%, а ранее доходила до 50%. Многие производители находятся на грани банкротства.

«В обозримой перспективе именно крупные сети будут определять (и уже во многом определяют), кто из отечественных производителей будет поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто – нет. Их практически ничем не ограниченная рыночная сила трансформируется в большинстве случаев в жесткий диктат в отношениях с отечественными производителями (поставщиками) с целью отпуска им продукции с нулевой либо отрицательной рентабельностью либо вообще им зачастую отказывают в поставках в угоду импорту», – отмечает председатель БСП. 

По его словам, в бизнес-союз поступает множество обращений от предприятий и компаний без ведомственной принадлежности, которые сталкиваются с серьезными проблемами представленности товаров на полках супермаркетов. Аналогичные проблемы возникают не только у частников, но у и предприятия концернов «Беллегпром», «Белгоспищепром». В связи с этим, по мнению собеседника, в Беларуси необходимо ввести особое госрегулирование деятельности торговых сетей. Производителям же нужна поддержка в продвижении отечественных товаров.

Розничные торговые объекты по типам

субъектов хозяйствования (в процентах к итогу)

0109222 (1).jpg

Таблица. Удельный вес товаров отечественного производства

в розничном товарообороте (в процентах к итогу)

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте

59,1

58,4

57,2

56,4

55,8

55,7

продовольственные товары

79,1

79,0

78,4

77,0

76,8

76,3

непродовольственные товары

37,9

37,2

36,8

37,2

35,9

36,5

Бизнес-союз предлагает разобраться с бонусами

В Беларуси принят Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Торговым сетям запрещено предусматривать вознаграждения за разгрузку транспорта, приемку продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещению к месту хранения, подготовку к продаже, фасовку, выкладку. Тем не менее сети имеют право без предельных ограничений получить скидки (бонусы) за услуги, неоговоренные в законодательстве.

Подходы к исполнению обязательств по оплате продовольственных товаров во многом схожи с теми, что применяются в РФ и Казахстане. В то же время в этих странах на законодательном уровне введены ограничения в размере 5% на выплату вознаграждений сети за покупку у поставщика определенного количества товара и цену продвижения товара. 

Что-то подобное планировали реализовать и в Беларуси. В свое время Министерство антимонопольного регулирования и торговли даже подготовило проект соответствующего указа «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка». Предполагалось ограничить бонусы для торговых предприятий 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Однако документ так и не приняли. 

Между тем в БСП настаивают, что к рассмотрению вопроса нужно вернуться и принять нормативный акт, предусматривающий размер премий (бонусов) в торговле не более 5% от суммы контракта. Прежде всего его действие стоит распространить на все социально значимые товары. Чтобы цены на них снизились, необходимо запретить бонусы или ограничить их размер. Они не учитываются при формировании цены, и в них может скрываться высокая маржа, увеличивающая стоимость социально значимых товаров. Без этого установленные ограничения (в частности, постановлением МАРТ от 21.12.2021 № 79 «О регулировании цен на социально значимые товары») не дадут желаемых результатов.

Кроме того, эксперты Белорусского союза предпринимателей произвели ряд расчетов и пришли к выводу, что бонусная система в нынешнем ее виде создает возможности для неоправданной оптимизации налоговых платежей. Так, сейчас согласно подп. 3.25 п. 3 ст. 174 НК бонусы можно отнести к внереализационным доходам. За аренду полки или за маркетинговые услуги НДС уплачивается, а если сделка оформляется бонусом, то нет. Получается, что посредством таких «бонусов» торговые сети уходят от уплаты налогов за услуги: аренду, маркетинг, рекламу, логистику, что приводит к потерям доходов бюджета. Кроме того, использование «бонусных» схем торговыми сетями стимулирует увеличение импорта и, соответственно, сокращает реализацию товаров белорусского производства. Отсюда следует потеря поступлений подоходного налога, отчислений в ФСЗН и т.д. 

Александр Калинин обращается к данным Белстата за 2016–2021 гг., согласно которым рентабельность продаж в промышленности колебалась в диапазоне 8,2–9,4% и в среднем составила 8,76%. По информации МАРТ, средний размер бонусов в розничной торговле в Беларуси достигает около 30%, что фактически стимулирует продажу только импортных товаров. Поэтому применяемая торговыми сетями система стимулирования объемов реализации конкретных товаров в размерах бонусов более 5% для большинства белорусских производителей недоступна, считает собеседник. 

Исключение подп. 3.25 п. 3 из ст. 174 НК, по мнению экспертов БСП, позволит увеличить поступления в бюджет на миллионы рублей, а также будет способствовать исключению «серых» схем при поставке и реализации товаров в розничной торговле.

Кроме того, Белорусский союз предпринимателей предлагает разработать отраслевую стратегию развития розничной торговли. Приоритет в ней должен быть за развитием небольших торговых предприятий пошаговой доступности, форм и методов поддержки отечественного малого, среднего торгового бизнеса, развития отечественного ритейла до 2035 г. с учетом расширения и экспансии онлайн-торговли и доставки продуктов адресатам.

По мнению руководителя бизнес-союза, нужно установить для торговых сетей правила одинаковой торговой надбавки на отечественные и импортные товары одной категории по товарным группам (за исключением магазинов «одинаковых цен»). В БСП уверены, что это исключит возможность манипулирования величиной торговой надбавки в целях лоббирования интересов отдельных поставщиков, создаст равные конкурентные условия. 

Александр Калинин напомнил, что единый уровень торговой надбавки в Беларуси применяется при реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28%. Она устанавливается магазинами самостоятельно с учетом конъюнктуры и применяется на всех торговых объектах сети и на продукцию всех поставщиков. Этот опыт необходимо распространить для все групп товаров с единым товарным кодом ОК РБ или ТН ВЭД до четвертого знака.

***

Подведем итоги

В БСП подчеркивают необходимость выполнения требований МАРТ о равной выкладке белорусских товаров и товаров стран ЕАЭС, а также рекомендаций министерства по размещению товаров отечественного производства. 

Бизнес-союз выступает за увеличение штрафов за нарушение сроков оплаты белорусских товаров, а также за пересмотр административной ответственности за нарушения торговыми сетями законодательства, повлекшие дискриминацию поставщиков. 

Кроме того, по мнению бизнес-союза, Беларуси необходим Кодекс добросовестных практик деятельности крупного ритейла. На его основании торговые организации могли бы разрабатывать свои, единые для всех поставщиков и партнеров правила работы. Документ должен содержать перечень типичных нарушений (необоснованная дискриминация поставщика, ограничение ему возможности сбыта, несправедливые тарифы и бонусы и т.д.).


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by