Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Образование
05.05.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес-школа в тени вуза

Бизнес-школа в тени вузаНа рынке бизнес-образования усиливается конкуренция, поэтому вузовским бизнес-школам необходимо перестраиваться организационно и применять более современные технологии преподавания, считает замдиректора по инновационным проектам Бизнес-школы Уральского федерального университета Лариса Малышева. Актуальные проблемы бизнес-образования обсуждались в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ во время международной научно-практической конференции.

Конкуренция на рынке бизнес-образования усиливается и усложняет жизнь бизнес-школам, работающим при вузах, считает Л. Малышева. Не секрет, что бизнес сегодня предъявляет очень высокие требования к образованию, а подготовка выпускников вузов чаще всего нанимателей не устраивает. Более того, в России активно продвигается проект Национальной системы компетенций и квалификаций. «Это в итоге приведет к независимой оценке работодателями качества подготовки специалистов в вузах. То есть ситуация изменится радикально: вуз подготовит специалиста и не сам примет у него государственный экзамен, а наш подготовленный студент пойдет в центр оценки, где его протестируют наниматели», – говорит Л. Малышева. При этом бизнес не является единственным заказчиком кадров, на требования которого вузы могли бы полностью ориентироваться, «затачивая» специалистов под потребности каждого конкретного предприятия. Спрос на образование формируют также государство и общество. В свою очередь, низкое качество высшего образования «бросает тень» на вузовские бизнес-школы. Поэтому население доверяет больше консалтинговым компаниям, корпоративным университетам и частным бизнес-школам.

Спокойно работать мешает глобальная конкуренция. Становится сложнее привлекать ино­странных слушателей и удерживать свою молодежь, поскольку в ближнем зарубежье, например, в Чехии, можно поучиться в бизнес-школе практически бес­платно.

Конкуренция на внутреннем рынке бизнес-образования обо­стряется в связи с тем, что все больше предприятий создают свои корпоративные университеты, начинают продавать свои образовательные услуги и «дергать» лучших преподавателей с рынка и из вузов. Кроме того, динамично развиваются негосударственные бизнес-школы, в которых создаются хорошие условия для преподавания и обучения, работают лучшие лекторы и тренеры. Эти школы предлагают современный продуктовый порт­фель, обучают дистанционно, консультируют круглосуточно и т.д.

Бизнес-образование стало объемным: это образование для биз­неса, про бизнес и само по себе бизнес. Работая при вузе, биз­нес-школа не только развивает бизнес-тематику внутри университета, что актуально, если мы говорим о глобальном лидерстве, о выходе на международные рынки с сильной конкуренцией, но и попадает на передний край: непосредственно взаимодействует с заказчиком, включает преподавателей в реальные проекты, несет новые технологии. В России многие бизнес-школы становятся обособленными структурными подразделениями, работающими на самоокупаемости. Такие бизнес-школы имеют опыт взаимодействия с бизнесом, выстроены как бизнес, преподают бизнес-технологии, входят в ассоциации профучастников рынка, работают по не стан­дартизованным Минобразования про­граммам, используют современные технологии. В то время как вузы все еще рассчитывают на устойчивое бюджетное финансирование, получают «сверху» наборы показателей, работают в низкой конкурентной среде, не имеют опыта проектного управления и вообще опасаются непопулярных решений. Бизнес-школы в вузе – это точки роста, считает Л. Малышева.

Круглый стол был организован Учреждением «Новая Евразия» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений