Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес просит провести амнистию и верит в диалог

Ассамблея, завершившая III неделю предпринимательства, показала, что бизнес и власть могут консолидироваться. Но для этого необходимы усилия с обеих сторон.

Более 600 участников – промышленники, бизнесмены, ученые, представители всех контролирующих органов, деловых и международных союзов – приняли участие в Ассамблее деловых кругов «От возможностей к реальности». Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин озвучил присутствующим свежие данные ежегодного опроса 500 бизнесменов страны. Как они показывают, так называемый «Индекс делового оптимизма» улучшился и прибавил 0,14 пункта, при этом каждый третий предприниматель удовлетворен отношениями с властью. Вместе с тем вступление в силу поправок в Закон «Об автомобильных перевозках», которые ограничили маршрутные перевозки, оптимизма явно не добавило.

В ходе мероприятия делегатам был представлен проект «Национальной платформы бизнеса – 2018» для дальнейшего обсуждения и внесения предложений. В. Карягин озвучил некоторые из положений Платформы, своего рода претензии бизнеса к власти. Вот некоторые из них:

– госорганы продолжают учреждать свои дочерние структуры и одновременно создают конфликт интересов между регуляторной, контрольной и лицензионной функциями;

– необходимо усилить ответственность должностных лиц органов власти за нарушение антимонопольного законодательства;

– нужно привести административные наказания, штрафы и конфискации в соответствие с размером нанесенного ущерба;

– следует исключить из числа бланков строгой отчетности товарные и товарно-­транспортные накладные, так как уже есть аналогичные электронные документы;

– необходимо законодательно закрепить понятие «рейдерства», до сих пор в Беларуси его нет, хотя случаи захвата собственности в стране есть;

– отсутствует определение понятия «торговая сеть». До сих пор нет закона о коммерческих организациях, не введены в законодательство такие термины, как «интернет вещей», «искусственный интеллект» и т.д.;

– следует отменить Указ № 488, который все называют указом о лжепредпринимательстве, чтобы защитить права добросовестных приобретателей и продавцов;

– нужно незамедлительно отменить применение меры заключения под стражу как руководителей и собственников, так и менеджеров предприятий до вынесения судебного приговора. Также необходимо ввести в Уголовный кодекс термин «доход, полученный преступным путем». До сих пор его нет, и бизнес требует расставить в этом вопросе нужные акценты.

И, возможно, главное требование со стороны бизнеса: провести «амнистию» капитала и амнистию всех осужденных за совершение экономических преступлений. Пора подвести черту и «идти дальше вместе».

Бизнес должен говорить, что у него «болит»

На панельной дискуссии «Оптимизация делового климата» участники говорили о том, какое действие окажет на экономику принятие Декрета № 7 и пакета нормативных актов в поддержку МСБ, как будет развиваться бизнес и какие тут могут быть подводные камни.

Замминистра экономики Дмитрий Матусевич считает, что недопонимание Декрета № 7 возникает потому, что еще не все госорганы сформировали свой центр компетенций: «Нужно в каждом исполкоме определить, кто будет заниматься этим вопросом и организовывать диалог с бизнесом. Вопросы простые, главное, все делать вовремя и в соответствии с документом».

По мнению директора БСПН им. Кунявского Жанны Тарасевич, самая серьезная опасность – это отсутствие доверия со стороны бизнеса. А откуда ему взяться, если, по ее словам, «сегодня 72 кон­тролирующих органа могут проверять и выписывать штрафы. У нас есть в Декрете № 7 понятие «ненадлежащее обеспечение предпринимательской деятельности». Но что это такое, каждый контролер понимает по-­своему, что ставит его реализацию под угрозу. И несмотря на мораторий на проверки, они проводятся».

Участники дискуссии согласились с выводом: чтобы Декрет № 7 заработал в полную силу, нужно привести в соответствие с ним все законодательство, а для этого необходимы смелые шаги со стороны правительства. При этом далеко не все министерства понимают его одинаково, внутри ведомств есть «рыночники» и «нерыночники». Но, как считает Д. Матусевич, власти готовы слышать бизнес. В качестве доказательства была приведена программа развития конкуренции, которую Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) разрабатывает с использованием методики Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Кроме того, МАРТ предлагает полностью отменить ассортиментные перечни в сельской местности для малых торговых объектов, где работает малый бизнес.

По мнению Ж. Тарасевич, бизнесу важно консолидироваться и громче говорить, «что у него болит». «Все предложения готовы в правительстве слушать. Но аргументы за принятие или отмену тех или иных актов должны быть в обязательном порядке», – считает она.

Обсуждая вопрос большой приватизации, директор ООО «Центр бизнес развития» Наум Кац высказал мнение, что сейчас в ней необходимости уже нет: «В 90-х она была приемлема, сейчас забирать голые стены – это неправильно». С ним согласна Ж. Тарасевич: «Рост суммарной кредиторской и дебиторской задолженности бизнеса – 111%. Есть вопросы доступа к финансовым ресурсам, оздоровления предприятий, по инфраструктуре».

Промышленники против айтишников

Принятие Декрета № 8, обещающего создание беспрецедентных условий для развития Парка высоких технологий, вызвало, без преувеличения, ажиотаж во всем мире. Но в стране однозначного одобрения и понимания этого документа нет. На панельной дискуссии разбирались в нюансах, особенностях правоприменения Декрета № 8, говорили о том, сможет ли он стать локомотивом белорусской экономики.

Гендиректор ЗАО «БелХардГрупп» Игорь Мамоненко считает, что Декрет № 8 позволит решить накопившиеся проблемы, например, в образовании для IT-сферы. Он предложил проект, по которому страна сможет заработать не менее 2 млрд. USD – это выпуск «криптобондов», которые могут заменить евробонды. Суть его в том, что обычные евробонды наша страна размещает под 6,2%, а криптотехнологии позволят сделать это гораздо дешевле.

Однако не все разделяют восторги по поводу Декрета № 8. Так, председатель совета директоров НП ООО «Композитные конструкции» Андрей Бирюков сказал: «Айтишники не могут быть основой цифровой трансформации экономики. Это абсолютная беда для экономики нашей страны. Мы должны понимать, что цифровая трансформация – это безлюдные технологии, и за этим стоит занятость населения». А с ней у нас и так есть проблемы.

По мнению замначальника главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Оксаны Сачковской, Декрет № 8 пока задал больше вопросов, чем дал ответов. «Мы отвечаем за банки, чьими клиентами станут люди, которые будут заниматься криптовалютами. Но в Декрете даже нет определения статуса криптовалюты», – удивляется специалист.

Конечно, для дальнейшей цифровизации экономики страны Декрет № 8 – это важный и правильный шаг. Но уже возникает и разочарование этим документом, потому что власти не готовы ответить на основные вопросы по его применению.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by