Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес-план организации в вопросах и ответах

Реализовать любой новый проект организации практически невозможно без составления бизнес-плана (далее – БП). Впрочем, необходимость составления такого плана и то, каким он будет, – решать собственнику бизнеса. Тем более что требования к составлению бизнес-плана и процедуре его согласования необходимо соблюдать только в том случае, если наличие данного плана является обязательным или этот документ служит основанием для предоставления государственной льготы.

Когда составлять бизнес-план обязательно?

В Беларуси принят ряд нормативных актов, которые определяют необходимость составления БП организациями, содержат соответствующие требования и рекомендации, устанавливают процедуру проведения экспертизы БП.

Так, в соответствии с постановлением Минэкономики от 31.08.2005 № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» (далее – постановление № 158) БП разрабатывается в целях обоснования:

– возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

– целесообразности оказания организации, реализующей проект, мер господдержки.

В иных случаях разработка БП осуществляется по решению руководителя организации, реализующей проект, либо органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация.

Каковы общие требования к БП?

Согласно постановлению № 158 БП – это документ, содержащий взаимоувязанные данные и сведения, подтвержденные соответствующими исследованиями, обоснованиями, расчетами и документами, о сложившихся тенденциях деятельности организации (ее потенциале) и об осуществлении в прогнозируемых условиях инвестпроекта на всех стадиях его жизненного цикла (предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, при необходимости ликвидационной), позволяющие произвести оценку эффективности и финансовой реализуемости проекта, вклада в экономику организации, региона, отрасли, страны (влияния на показатели социально-экономического развития республики).

БП составляется на весь срок реализации проекта. Разработка БП включает обобщение данных и сведений по проекту, полученных на предынвестиционной стадии, их уточнение, в т.ч. посредством проведения дополнительных исследований, переговоров с потенциальными инвесторами, банками, поставщиками оборудования и материальных ресурсов, потребителями продукции, выполнение соответствующих расчетов и осуществление иных действий, способствующих подготовке объективной информации по проекту.

Общие требования к разработке БП также установлены. Прежде всего, БП составляется с учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности и специфики, текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта.

В случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета его реализации.

При создании в действующей организации производственного объекта, не связанного с функционированием существующего производства и не образующего товарно-материальных потоков с ним при эксплуатации, который может быть выделен в самостоятельное структурное подразделение, в т.ч. с правом образования юридического лица, разработка БП осуществляется в следующих вариантах: отдельно по проекту и по организации с учетом реализации проекта.

Каждый раздел формируется на основании достоверных и сопоставимых исходных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами.

Исходные и выходные данные, заложенные в БП, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления. В то же время отдельные разделы БП могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки).

Для проектов региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектов, реализуемых организациями, расположенными на территории радиоактивного загрязнения (за исключением проектов, подлежащих государственной комплексной экспертизе), проектов, предусматривающих оказание мер господдержки, стоимостью до 1 млн. USD и проектов, не предусматривающих оказания мер господдержки, независимо от их стоимости расчеты БП могут производиться по упрощенным требованиям с соблюдением общих требований, принципов и подходов к разработке БП, установленных постановлением № 158.

Какая информация может являться источником для составления БП?

В соответствии с постановлением № 158 при подготовке исходных данных БП используются следующие документы:

– годовая бухгалтерская отчетность инициатора за 2–4 года, предшествующих планируемому году начала реализации проекта (для инициаторов, созданных менее чем за 2 года, предшествующих планируемому году начала реализации проекта, – за период деятельности), а также бухотчетность за текущий период, иные отчеты и отчетность инициатора;

– обоснование инвестиций (в случае, если его разработка требуется в соответствии с законодательством), иные документы, подтверждающие расчетную или сметную стоимость строительства, включая заключения (при их наличии) госэкспертизы проектной документации;

– договоры (проекты договоров), при их наличии, на поставку оборудования;

– кредитные договоры (их проекты) либо иные документы (заключения) кредитодателей (заимодавцев), иностранных кредиторов, подтверждающие намерения и условия предоставления кредитов (займов) для реализации проекта;

– учредительные документы инициатора;

– отчеты о результатах маркетинговых и иных ис­следований;

– иные документы, подтверждающие исходные данные.

В сущности, именно на основании анализа бухгалтерских документов и БП банк принимает решение о кредитовании инвестпроекта исходя из его эффективности, срока окупаемости и т.д.

В каких случаях требуется согласование БП с банком?

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2018 № 149, уполномоченным органом банка должны быть утверждены локальные нормативные правовые акты, в которых предусматриваются обязательные условия и порядок предоставления кредита и его возврата (погашения), включая предусматривающие участие кредитополучателей (за счет собственных средств либо средств инвесторов) в реализации кредитуемых инвестпроектов.

Если доля такого участия не установлена, то мотивированное решение о неустановлении доли (суммы) участия кредитополучателей в реализации кредитуемых инвестпроектов принимает уполномоченный орган банка. Источники финансирования предусматриваются именно в БП.

При этом постановлением Совмина от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций» (далее – постановление № 873) банкам рекомендовано оказывать содействие коммерческим организациям в разработке БП их развития на год и готовить заключения по таким БП. Кроме того, информировать республиканский орган госуправления, иную госорганизацию, подчиненную Правительству, облисполком и Мингорисполком о принятом решении по участию в кредитовании коммерческой организации и ежеквартально – о ходе кредитования и возникающих проблемных вопросах, требующих совместного решения.

Также постановлением № 873, которым утверждено Положение о разработке, утверждении, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, введена обязательность составления БП для госорганизаций.

Банки принимают непосредственное участие в рассмотрении БП развития, реализуемых с привлечением кредита. В частности, банки готовят по БП заключение по установленной ими форме. В случае положительного решения банки направляют соответствующее заключение организациям. В случае несогласования банками объемов привлекаемых кредитов, предусмотренных БП развития, ими готовится заключение с детальным обоснованием принятого решения, которое направляется организации. Заключение должно содержать предложения по мерам, которые, по мнению банка, необходимо принять для повышения эффективности реализации БП развития.

БП развития, по которым получено отрицательное заключение банка, рассматриваются органом госуправления совместно с банком и этой организацией в 10-дневный срок со дня получения заключения.

В случае повторного принятия по ним банком отрицательного решения данные БП выносятся на рассмотрение образованных при органах госуправления комиссий по развитию организаций с участием банка.

Поскольку банк-кредитодатель своими ресурсами участвует в реализации БП и от того, как идет процесс выполнения прогнозных показателей зависит своевременный возврат кредита, то, конечно же, банк отслеживает этот процесс. Тем более что на стадии составления БП практически нереально предугадать, как сложится рынок, какие появятся непредвиденные обстоятельства и т.п.

Когда банк может потребовать скорректировать БП?

Поскольку БП – прогнозный план развития предприятия на перспективу и проблемы с его выполнением не исключены, то на любом этапе исполнения может потребоваться уточнение показателей БП.

Следует отметить, что причины корректировки БП могут быть разными, например, изменятся исходные данные, появится дополнительный кредитор или произойдет замена инвестора (кредитующего банка), изменится стоимость ресурсов у банка, срок окупаемости проекта или ситуация на внешнем рынке, что потребует корректировки объемов продаж.

Любая из вышеперечисленных причин служит основанием для корректировки БП, в т.ч. по требованию банка, поскольку любой фактор, вызывающий необходимость корректировки прогнозного плана, влечет непосредственное изменение его финансовой части и, соответственно, денежных потоков. Тем более что при составлении БП сложно просчитать денежные потоки на весь период реализации проекта, учесть затраты, спрогнозировать спрос на продукцию.

Вносимые изменения в БП могут повлечь изменение не только суммы банковского финансирования, но и срока финансирования вне зависимости от того, что БП был предварительно согласован с банком.

Если же предприятием составлен БП развития, который является основанием для оформления долгосрочного кредита, то кредитующий банк оценивает качество, а соответственно, реальность прогнозного плана. Как правило, важными показателями являются стоимость проекта, собственное участие в нем, срок окупаемости.

Изучение БП банком с целью решения вопроса кредитования занимает много времени. Как правило, этот процесс сопровождается многочисленными корректировками БП, уточнением ряда позиций. Выдача кредита на длительный срок всегда заключает в себе повышенный риск, поэтому банки пытаются минимизировать его.

Период рассмотрения может еще больше затянуться, если проект вообще новый, предприятие до этого не функционировало и бизнес только в проекте. В данном случае решение банка во многом определяет стоимость данного проекта и соответственно, размер риска банка.

Если даже и будет достигнуто согласие на начальной стадии реализации проекта и финансирования, тем не менее, банк может потребовать внесения изменений в БП в период кредитования предприятия. Например, через какой-то период времени становится очевидным, что фактические финансово-хозяйственные показатели серьезно отличаются от планируемых, а финансовые результаты текущей деятельности, если предприятие уже функционировало, не могут гарантировать возврат кредита в срок. Банк, конечно же, будет строить свои взаимоотношения с клиентом исходя из реальной ситуации, которая должна найти отражение в уточненном БП и возможной корректировке объема финансирования.

Причем не исключено, что период финансирования инвестпроекта уже заканчивается, а производство продукции еще не налажено, например, из-за проблем с запуском оборудования. В этом случае требуется внесение изменений в БП и рефинансирование кредита.

Какие есть особенности составления БП для оказания господдержки по его реализации?

Определенные рекомендации по разработке бизнес-планов содержаться в постановлении Минэкономики от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» (далее – Рекомендации).

Согласно Рекомендациям БП развития базируется на анализе текущего состояния коммерческой организации, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие организации и развитие видов экономической деятельности в прогнозном периоде.

При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг.

Коммерческие организации, в отношении которых принято решение об оказании господдержки, предусматривают в БП развития задания по показателям, достижение которых является условием оказания господдержки, на уровне не ниже определенного в соответствующих нормативных правовых актах. Значения показателей указываются в БП в натуральном и стоимостном выражении и в темпах роста.

Когда необходима актуализация БП?

При возникновении в период реализации проекта на инвестиционной стадии необходимости представления органам управления, кредитодателям БП и привлечения в соответствии с законодательством дополнительной господдержки для реализации проекта производится актуализация БП.

В соответствии с Рекомендациями пересмотр (досрочный пересмотр) прогноза развития на 5 лет рекомендуется осуществлять в случае существенных изменений в производственно-хозяйственной деятельности коммерческой организации в рамках прогнозируемого периода, методологии прогнозирования и иных объективных причин.

Порядок актуализации БП изложен в постановлении № 158, согласно которому при возникновении в период реализации проекта (на инвестиционной стадии) необходимости представления органам управления, кредитодателям (заимодавцам) БП и привлечения в соответствии с законодательством дополнительной господдержки для реализации проекта осуществляется актуализация БП с соблюдением требований, установленных постановлением № 158.

А именно при оформлении титульного листа БП после названия проекта указывается «(Актуализированный)». Финансово-экономические расчеты БП выполняются с учетом сложившейся экономической ситуации, изменений на рынках сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью оценки их влияния на реализуемость проекта и его эффективность.

В соответствующем разделе БП дополнительно отражается следующая информация:

– суть основных изменений по сравнению с первоначальным БП;

– причины и обоснования изменений, их влияние на сроки ввода объекта в эксплуатацию, конкурентоспособность продукции, эффективность и реализуемость проекта;

– анализ выгод (потерь) для организации, отрасли, экономики в целом в случае продолжения реализации проекта (его нереализации).

Если проект претендует на господдержку, то БП проходит экспертизу в соответствии с постановлением Совмина от 26.05.2014 № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов», которым утверждено Положение о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестпроектов. Тем самым повышаются требования не только к качеству разработки БП, но и к дальнейшей его реализации (поскольку могут возникнуть вопросы и с финансированием проекта, и с оказанием господдержки).

В случае если после проведения комплексной экспертизы уточнялись условия кредитования инвестпроекта, суммы инвестиций, источники финансирования или другие сведения и данные, которые привели к незначительным изменениям БП (в части объемов, сроков предоставления господдержки, ее окупаемости), орган управления вносит в Минэкономики следующие документы для подготовки дополнения к ранее выданному заключению, которое является неотъемлемой частью ранее выданного заключения по результатам комплексной экспертизы:

– заявление, актуализированные БП, заключения органа управления и Минфина;

– пояснительная записка, в которой указываются изменения БП, в т.ч. по сравнению с приведенными в заключении Минэкономики по результатам проведения комплексной экспертизы сведениями и данными, обоснования этих изменений.

Следует отметить, что изменение БП – обычная практика, даже если БП разработан максимально качественно, с учетом рекомендаций, которые содержатся в нормативных актах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений