Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес на цифровой платформе

Полина Ганкович

Автоматизация бизнес-процессов, рекламы, продаж для компаний сейчас не столько модный тренд, сколько необходимость. О цифровой трансформации общества и возможностях работы в стиле диджитал мы беседуем с директором «1С-Битрикс» Полиной ГАНКОВИЧ.

– Полина Александровна, каковы успехи цифровизации бизнеса в Беларуси и есть ли в них доля «1С-Битрикс»?

– Как показало проведенное нами в конце 2019 года исследование, различные технологии для автоматизации работы с клиентами – учетные программы (в т.ч. бухгалтерский софт), готовые CRM-системы, самописное ПО – используют 71% компаний. Регионы внедряют их менее активно, чем Минск, и предпочитают самописный софт. В столице 53% респондентов используют уже готовое ПО.

Системы CRM (инструмент для сбора, хранения и управления клиентской базой) внедрили 10% белорусских организаций, причем 40% рынка CRM от вендоров – у продукта «Битрикс24». О таком ПО знают 31% опрошенных. На первый взгляд кажется, что показатель не слишком высокий, но 67% компаний, которые внедрили CRM, сделали это в течение последних трех лет. Таким образом, даже на примере своей работы мы наблюдаем, как развивается рынок цифровизации, повышается конкуренция на нем, а вместе с этим – и качество услуг.

– 10% организаций Беларуси, которые работают с CRM, – это немного. Как компании приходят к необходимости установки систем взаимодействия с клиентами?

– Напомню: 2/3 компаний внед­рили CRM за последние три года. Это показательная динамика. Скорость внедрения СRM-систем зависит от многих факторов: отрасли, в которой работает сама компания, ее внут­ренних процессов и корпоративного менталитета; от того, насколько была осознана необходимость внедрения и насколько готовы к изменениям сами сотрудники. Многие бизнесы начинают с бесплатных версий ПО, тестируют стартовый набор функций. Когда видят, что система полезна, покупают платные лицензии и внедряют. Если компания работает с нашим партнером-интегратором, то часто заказывает у него постоянное обслуживание, дорабатывает систему, настраивает новые модули.

– Кто в основном использует ваши разработки и какие из них наиболее востребованы: площадки электронной коммерции для частных клиентов, корпоративные порталы, мобильные приложения, CRM, маркетинговые инструменты?

– Продукт «Битрикс24» предлагает комплекс инструментов для автоматизации работы: ведение задач и проектов, CRM, контакт-центр, сайты и магазины, корпоративный чат. Как я уже отметила, по результатам исследования рынка в 2019 году наша CRM занимает первое место в Беларуси как самая узнаваемая и используемая система.

В целом, в этом онлайн-сервисе зарегистрировано уже 8 млн компаний по всему миру.

Пользователи «Битрикс24» в Беларуси – мобильные операторы, автодилеры, IT-компании, учреждения образования, производственные предприятия, службы такси и сети общепита. Например, такие, как А1, «Белоруснефть», «Атлант-М», MarkFormell, «Штутгарт Центр», ООО «Надежные программы» (бренд hoster.by), сервис bePaid.

Наш второй продукт CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» предназначен для создания и управления сайтами (интернет-магазинами, корпоративными сайтами, порталами и т.д.). CMS позволяет просто управлять контентом на сайтах-визитках и делать крупные порталы для интернет-торговли в зависимости от нужд бизнеса. Есть редакции для корпоративных сайтов, есть чис­тый e-commerce. На этой платформе работают сайты МАЗ, БЕЛАЗ, некоторых министерств, новый сайт Парка высоких технологий.

Для крупных онлайн-проектов мы предлагаем редакцию «1С-Битрикс: Enterprise». Она позволяет создавать высоконагруженные порталы с не­огра­ниченным количеством страниц.

В мире с нашим продуктом работают такие структуры, как Парламент Греции, метрополитен Стамбула, армия Нигерии и аббатство в Германии.

– Пандемия COVID-19 сильно изменила бизнес-процессы в большинстве корпораций мира. В частности, существенно выросло количество дистанционной работы. Есть ли у вас собственные исследования, посвященные работе компаний в Беларуси в этот период?

– Да, мы провели уже два опроса среди своих компаний-пользователей – в мае и ноябре 2020 г. Новая реальность изменила отношение многих руководителей и сотрудников к удаленному формату работы: почти треть компаний планирует сохранить его после пандемии. Сервисы автоматизации помогают быстрее адаптироваться к новым условиям. Предприниматели получают больше возможностей бесперебойно вести свой бизнес – из любой точки города, страны, мира. И чем активнее предприятия будут переходить на цифровые платформы, тем более гибкой и устойчивой станет наша экономика.

По результатам опроса, проведенного в ноябре, 58,5% организаций не готовились ко второй волне пандемии, а 52,5% не предусмотрели финансовую подушку безопасности для своего бизнеса на этот случай. 34,8% респондентов ответили, что денежный запас их компании рассчитан на 1–3 месяца. 19% опрошенных считают, что финансового резерва их фирме хватит менее чем на месяц. Более половины участников опроса (50,6%) отметили, что сокращают бюджеты на маркетинг в период второй волны пандемии. 45,8% фирм стали нанимать меньше новых сотрудников.

К счастью, многие компании используют и более эффективные методы, чтобы преодолеть экономический спад, вызванный COVID-19. Согласно нашему опросу, 52,2% организаций полностью или частично переходят на «удаленку». Большинство активно внедряет онлайн-форматы и инструменты в маркетинге, рекрутинге, продажах. 64,4% компаний планируют усиливать направление онлайн-продаж в связи со второй волной коронавируса. 73,5% респондентов ответили, что их организации собеседуют новых сотрудников онлайн либо используют и офлайн, и онлайн-форматы. 57,7% опрошенных фирм переводят свои маркетинговые активности в онлайн в связи с пандемией.

Возможно, в ближайшее время нас ждет глубокая цифровая трансформация общества, которая позволит стать более устойчивыми к новым мировым вызовам.

– Какие цифровые инструменты в маркетинге и продажах позволят бизнесу быстро оценить эффективность диджитализации?

– Я бы назвала следующие главные инструменты: сквозная аналитика в маркетинге, роботы и триггеры в продажах.

Сквозная аналитика помогает отследить путь клиента от первого увиденного им рекламного объявления до совершения покупки. Она показывает, через какой именно канал пришел покупатель. Так вы сможете понять, какой источник клиентов работает лучше всего, контролировать расходы рекламного бюджета, останавливать неэффективные кампании, уменьшать стоимость привлечения новых лидов. Причем подключить к сквозной аналитике можно практически любой канал: сайт, телефон, e-mail, мессенджер или чат.

Что касается продаж, то значительно упрощают рутинные задачи менеджеров (рассылка писем, ответы на них, планирование встреч, постановка задач) сценарии-роботы и триггеры.

– Как это работает?

– Робот – это заранее спланированный алгоритм обработки лидов и сделок, который запускается, когда элемент перешел в нужный статус. К примеру, робот может поставить задачу при поступлении нового лида, запланировать встречу, отправить письмо или даже сообщить начальству о задержке в работе с заказчиком.

Однако не всегда клиент движется по воронке продаж по одинаковому сценарию. Существуют сделки, где можно пропустить несколько этапов и ускорить процесс. Для этого существует такой инструмент, как триггер. Он создает гибкую логику обработки лидов и сделок. Его можно задать, ориентируясь на конкретные действия пользователя. Как только система отследила определенный триггер, она переводит клиента на заданную стадию сделки. Все эти инструменты автоматизируют рутинную работу и высвобождают менеджерам много времени, которое они могут потратить более продуктивно.

Вы работаете в нескольких странах. Есть ли какие-то интересные особенности в части востребованности различных продуктов?

– По уровню диджитализации Беларусь опережает Украину и находится ближе к уровню России. Это показывают результаты исследования цифровизации бизнеса за 2019 год в этих странах. Для сравнения: в Украине 32% компаний знают о CRM, а около 6% ими пользуются. В России 36% предприятий слышали о программах для автоматизации деятельности, а 14% их уже внедрили.

В 2020 году согласно новому исследованию в России уже 17% предприятий установили такой софт. В Украине, по данным текущего года, специализированными CRM-системами пользуются уже 8,4% опрошенных компаний.

Справка «ЭГ»

«1С-Битрикс» – российская технологическая компания, основана в 1998 году, штаб-квартира расположена в Калининграде. С 2017 года входит в топ-20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes. Партнерская сеть насчитывает более 25 тыс. компаний.

В Беларуси «1С-Битрикс» активно работает с 2016 года, предоставляет продукты и сервисы для управления бизнесом. Компания присоединилась к ПВТ в декаб­ре 2018 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений