Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес-этика: от декларации к защите бизнеса

Михаил Черников

О новом тренде корпоративного управления – кодексе бизнес-этики – рассказал Михаил Черников, председатель Правления Экспертного совета Ассоциации безопасности бизнеса и комплаенса, сообщества в области корпоративной безопасности и управления рисками.  

– Не скажу, что это новый тренд. В разных вариантах сегодня подобные документы действуют практически у всех современных предприятий.  Это и Кодекс этичного поведения, и Кодекс бизнес-этики и Стандарты делового поведения (далее – Кодекс). Но суть всегда одна. Это документ, который фиксирует основные принципы ведения деловой деятельности. Как правило, такие стандарты предназначены как для внутренней (корпоративной) аудитории, так и носят публичный характер. Некоторые компании шагнули еще дальше: у них Кодекс этики и Кодекс поведения – это два разных документа. Один устанавливает общие принципы, второй – предписывает конкретные действия; хотя в целом и тот и другой направлены на формирование определенных стандартов поведения. Я не люблю сложные структуры и стараюсь всегда достигнуть практического смысла, поэтому лично мне ближе подход, при котором в одном документе объединены оба аспекта.

Сколько бы мы ни говорили об эволюции культуры деловых отношений, главное – ответить на вопрос, в какой момент декларация достаточно общеизвестных норм становиться частью бизнес-культуры и процессов, при этом обеспечивая вклад в достижение стратегических задач бизнеса.

 

– Но если в целом принципы везде одни и те же: следование требованиям закона, недопустимость мошенничества и взяточничества, не означает ли это, что кодексы везде одинаковые? И какой тогда в них смысл?

– Вы будете удивлены, но, несмотря на общность принципов, подходы у разных компаний отличаются. Я изучил достаточно много примеров этого документа в различных компаниях. Например, понятие конфликта интересов почти везде имеет свой уникальный оттенок. И в этом огромный практический смысл. За каждым положением находится либо позиция непосредственно самого  собственника или его команды управления, либо те или иные формулировки отражают стратегическое видение ключевых менеджеров по тем или иным аспектам бизнеса. Можно даже предсказать, исходя из такого документа,  на чем делается не только фокус во внутренних и внешних коммуникациях, но и в бизнес-процессах.

 

– То есть Кодекс задает тон дальнейшему развитию процессам и процедурам?

– Хотелось бы сказать, что да и продолжать убеждать вас в том, что  наш мир идеальный. А если серьезно, то, безусловно, не стоит утрировать и утверждать, что без Кодекса невозможно обеспечить отстройку корпоративных процессов и управлять бизнесом. Тем не менее, если подходить к вопросу не формально (для галочки), а с должным уровнем профессионализма – связь очевидна, не говоря уже о том, что и сами индустрии бизнеса накладывают свою специфику на такой документ.

Например, культура в области охраны труда. Очевидно, что для крупного производственного предприятия это будет одна концепция, а для разработчика ПО – другая. В огромной компании, например, сотрудник отдела продаж, не всегда представляет, с какими рисками и проблемами в области охраны труда могут сталкиваться его коллеги на производственной площадке. Более того, сотрудники, увы, не всегда изучают такие узкопрофессиональные документы, даже если «по-умолчанию» они обязаны их «знать» и «соблюдать». Кодекс позволяет выравнивать в  корпорации общее видение и культуру в той или иной области, создать повсеместное представление о важных рисках и способах принятия решений. Именно этого, компании хотят добиться. Современные компании стремятся к тому, чтобы сотрудники были способны выходить за пределы видения своих узких функций, думать глобально, принимать во внимание не только детали, но и картину в целом.

Я намеренно привел пример с охраной труда, т.к. общее представление таково, что бизнес-этика ограничивается только вопросами коррупции. Это не так. Бизнес-этика – это ответственное поведение в широком смысле, это и  противодействие корпоративному мошенничеству, концепции конфликта интересов, обеспечение прозрачности принятия решений, культура труда и социальной ответственности и т.п.

 

Как внедренные процессы и вовлеченные профессионалы обеспечивают такие элементы бизнес-этики как прозрачность принятия решений, доверие и надежность, ответственный выбор верного образа действий и следование принципам? Неужели Кодекс действительно способен обеспечить новый тип мышления? Рядовой работник становится частью компании и ее выгоду блюдет, как свою? Честно говоря, не верится.

– Не секрет, что многие компании заявляют о добросовестной и этичной культуре и, тем не менее, продолжают действовать в рамках стандартных типовых процессов, в целом не прилагая особых усилий по развитию бизнес-этики. В такой ситуации бизнес-этика носит больше декларативный характер, нежели чем обеспечивает устойчивость и безопасность бизнеса. И в этом опасность. Когда сотрудники видят несоответствие между декларируемыми ценностями и действительным положением дел это может привести к самым тяжелым последствиям для бизнеса. От потери лояльности до токсичной среды тотального корпоративного мошенничества. Для меня, Кодекс этики – это важный инструмент управления ключевыми рисками, который должен обеспечивать баланс корпоративных процессов и практик, а также добросовестный и ответственный подход к ведению бизнеса. Это значит, что Кодекс может и должен постоянно пересматриваться, проходить адаптацию и регулярно оцениваться на предмет своей эффективности. Если мы хотим придать Кодексу осязаемую практичность, его положения должны сформироваться в результате проведенной оценки рисков. Причем в зависимости от компании это могут быть совершенно разные подходы и методы. Попробую привести ряд примеров.

Коррупция и корпоративное мошенничество. Это безусловное зло. На первый взгляд, антикоррупционные положения должны строго соответствовать закону и найти отражение в Кодексе. Однако не все так просто.

 

Справочно: речь идет о Законе от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

Как правило, соответствующие положения действительно включены в этот документ. Тем не менее, акценты могут быть расставлены совершенно по-разному – шире закона, детальнее.

Так, если компания оперирует, например, на рынках США и Великобритании, то во внимание будут приняты U.S. Foreigen Corrupt Practices Act (FCPA) и UK Bribery Act (UKBA), документы, которые позволяют привлечь к ответственности компанию, если даже в соответствующих обвинениях замешаны ее аффилированные структуры на совершенно других территориях. Уже сам акцент на этом в кодексе начинает обеспечивать восприятие этого риска сотрудниками корпорации совершенно по-другому, нежели чем обычная криминальная история в отдельно взятой стране.

Более того, одна компания оценит риск коррупции только с точки зрения прямых потерь в виде штрафов, в то время как сам бизнес без особых последствий вполне справиться с репутационным ущербом. Другие компании (в силу их структуры, бизнес-модели, продукта и т.п.) примут во внимание второй риск в большей степени, чем прямые потери в виде санкций и расходов на адвокатов. Спектр оценки может быть очень широкий.

В целом это всегда очень дискуссионный вопрос, какой аспект риска начинает доминировать. Каждая компания на него может отвечать по-разному. Вообще упражнение по оценке рисков, само по себе, – это тоже достаточно прикладной элемент корпоративного управления и культуры. Отлично, если внедрение Кодекса позволит компании взглянуть на риски под другим углом.

И вопрос не в том, что данные аспекты общеизвестны. Дело в другом – если в Кодекс попадают положения без предварительной оценки рисков (т.е. с декларативной целью), которые не обеспечены инструментами контроля – я не вижу особого смысла указывать их в Кодексе каким-либо особым способом. И даже заниматься релизом Кодекса. В противном случае может начаться дисбаланс функций – когда одно подразделение упорно стремится внедрять особые стандарты работы, а другие – сопротивляются этому самым отчаянным способом. Безусловно, это не только подорвет доверие к Кодексу, но и снизит мотивацию сотрудников, создаст то, что называют complexity, т.е. сложные и громоздкие процессы, которые будут не решать бизнес-задачи, а наоборот – служить им препятствием.

 

Что является ключом к успеху при внедрении кодекса?

– Одним из важных вопросов в корпоративном мире будет всегда вопрос.

– Крайне важно выбрать правильный способ коммуникации кодекса как во внешнюю среду, так и внутри корпорации. И тут неоценимую (на мой взгляд ключевую) помощь оказывают коллеги из HR и корпоративных коммуникаций. Как бы вы хорошо не выстроили процессы, красиво сформулировали положения Кодекса, именно указанные эксперты помогут добить максимальной эффективности в продвижении культуры бизнес-этики.

 

Многие советуют вводить у себя анонимную обратную связь или еще ее называют «горячая линия».

– Это очень сложный вопрос. Не смотря на кажущуюся заманчивость такого инструмента (на английском языке это часто называется «speak up», т.е. выскажись) я бы посоветовал несколько раз подумать над его внедрением. Во-первых, компания должна ответить себе на вопрос – что мы будем предпринимать получая сообщения о нарушениях, как будем выстраивать обратную связь с лицами, направившими сообщения. Не всегда компании готовы даже отвечать на такие сообщения, что, по моему мнению, крайне подрывает доверие к этому инструменту. Надо быть готовыми к тому, что будут и голословные обвинения, будут и оговоры, будут подозрения без доказательств Но при комплексном подходе, правильном расследовании и едином понимании принятых ценностей со временем выработаются необходимые инструменты, позволяющие отсекать абсолютно очевидную ложь и достигать коммерческой эффективности. Вообще возможность сообщить без вреда для себя важную информацию стимулирует работников не бояться высказывать свое недовольство, снимает напряженность в коллективе, работает как некоторый внутренний рычаг поддержания баланса интересов руководителей и подчиненных. .

 

 

Спасибо за интересную беседу и для наших читателей еще раз выделим ключевые тезисы в заключении.

– Итак, Кодекс бизнес-этики формирует культуру поведения на отдельно взятом предприятии (в бизнесе), является основным инструментом управления ключевыми рисками работы компании, способствует развитию бизнеса. И, тем не менее, Кодекс – это только начало пути.

Правильные коммуникации с сотрудниками и внешней средой, коррекция процессов и контроль – вот важные шаги от декларации бизнес-этики к ее практическому внедрению.

И третье. Только на личном примере приверженности руководящего состава (топ менеджмента) компании заявленным принципам можно построить бизнес-этику и дать веру работникам в ее незыблемость.

Если в двух предшествующих тезисах возможны искажения, ошибки или несоответствия, которые возможно оперативно исправить, то отсутствие поддержки со стороны руководства снижает ценность декларируемых подходов, а то и полностью девальвируют саму идею.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений