Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9749
EUR:
3.4894
RUB:
3.7165
BTC:
122,963.00 $
Золото:
319.77
Серебро:
3.6
Платина:
127.78
Назад
Вопрос-ответ
24.11.2015 31 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Безопасность погрузочно-разгрузочных работ

Работаем на площадке

Какие требования предъявляются при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на участках (площадках)?

 

Работаем на площадке

Какие требования предъявляются при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на участках (площадках)?

Участки (площадки) погрузочно-разгрузочных работ и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. Зимой необходимо следить за тем, чтобы площадки, а также трапы, сходни, мостки и т.п. были в состоянии, исключающем скольжение людей и пробуксовку колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком, противоскользящими материалами.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспорта работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобилей оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспорта, наезду на работников.

Места погрузочно-разгрузочных и складских работ обеспечиваются соответствующими знаками безопасности (см. ГОСТ 12.4.026-1976 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», утв. постановлением Госкомитета стандартов Совмина СССР от 24.05.1976 № 1267):

1) предупреждающими:

2.8. Осторожно! Возможно падение груза;

2.7. Осторожно! Работает кран.

2) предписывающими:

3.1. Работать в каске!

3.2. Работать в защитных перчатках!

3.3. Работать в защитной одежде!

3.4. Работать в защитной обуви!

На площадках для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними.

Проход (подъем) на рабочие места осуществляется по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, соответствующим требованиям безопасности, установленным маршрутам служебного прохода.

На площадках для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними, не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспорта и подъемно-транспортного оборудования (п.п.17–23, 35 и 36 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 12.12.2005 № 173; далее – Межотраслевые правила)).

Места погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин.

Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков – не более 3 градусов.

Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправности.

В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны быть устроены настилы или мостки для переездов.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспорта и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог (п.п.126, 127, 129, 130 и 131 Межотраслевых правил).

Опасные грузы

Какие требования предъявляются при погрузке, разгрузке и перемещении опасных грузов?

Погрузку и выгрузку опасных грузов производят под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Для легко замерзающих веществ высокой вязкости должны предусматриваться системы быстрого разогрева без изменения их химических свойств и без выделения в атмосферу вредных паров и газов.

Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место с исключением возможности его падения, опрокидывания, сползания. Грузы должны укладываться или устанавливаться в соответствии с требованиями при складировании конкретных грузов без загромождения проходов и с выполнением требований по удобству и безопасности их строповки и расстроповки.

Загрузка опасных веществ, их слив или выдавливание из цистерн, а также промывка и пропарка цистерн должны осуществляться способами, исключающими контакт с ними работников.

Для транспортирования сыпучих материалов следует применять непрерывный транспорт с минимальным числом пересыпок (транспортеры, элеваторы и тому подобное); для порошковых материалов (цемента, извести и тому подобного) – пневмотранспорт или транспортеры с минимальным количеством пересыпок и с применением обеспыливающих устройств (п.п. 46–50 Межотраслевых правил).

Переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и другие химически активные вещества, допускается только в плетеных корзинах или деревянных обрешетках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках.

Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны производиться двумя грузчиками. Переноска бутылей с кислотой на спине или на плечах запрещается.

Перемещать баллоны со сжатыми и сжиженными газами разрешается только на специальных тележках или носилках с гнездами для баллонов (п.п. 482, 483 Межотраслевых правил).

Не допускается работа с опасными грузами при несоответствии их тары и упаковки требованиям технических нормативных правовых актов на данную продукцию, неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и знаков опасности (предупредительных надписей).

Места погрузочно-разгрузочных работ, средства их транспортирования, грузоподъемное оборудование, применяемые механизмы, инструмент и приспособления, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, подвергаются очистке, мойке и обезвреживанию.

Справочно: форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности приведена в приложении к постановлению Минтруда и соцзащиты от 3.06.2003 № 70 «Об утверждении межотраслевых общих правил по охране труда».

Запрещено правилами

Что не допускается при выполнении погрузочно-разгрузочных работ?

При погрузочно-разгрузочных работах не допускается: выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотиков, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время.

Работодатель имеет право проводить освидетельствование работающих в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Данное освидетельствование проводится на основании Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава от 2.12.2013 № 116/119.

Запрещено: пользоваться на территории складов открытым огнем; курить в местах, специально не предназначенных для курения; загромождать подступы и проходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений; применять неисправные приспособления и инструмент, использовать немаркированные, неисправные или не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза съемные грузозахватные приспособления и тару; выполнять работу без средств индивидуальной защиты, использовать средства индивидуальной защиты, не прошедшие испытания в установленные сроки. Средства индивидуальной защиты предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.09.2006 № 110, и отраслевых типовых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (утверждены постановлениями Минтруда и соцзащиты для разных отраслей экономики и сфер деятельности).

Запрещено также производить погрузочно-разгрузочные и складские работы при отсутствии достаточного освещения. На места погрузочно-разгрузочных работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам.

Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием (п.п. 31, 33 и 34 Межотраслевых правил).

Специальные сооружения

Каких размеров должна быть рампа? Какие требования безопасности необходимо соблюдать при выгрузке товаров на рампах и эстакадах?

Рампа со стороны подъезда транспортных средств должна иметь ширину не менее 1,5 м с уклоном не более 5%. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения на ней транспортных средств, должна иметь ширину не менее 3 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при работах.

Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.

При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м.

Для перехода грузчиков с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 0,02 м. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры.

Мостики и сходни изготовляются из качественного, легкого и прочного некосослойного дерева без сквозных сучков и должны быть шириной не менее 0,6 м, изготовлены из досок толщиной не менее 0,05 м и снизу скреплены планками с интервалом не более 0,5 м. Угол их установки должен быть не более 30 градусов к горизонту. При необходимости подъема более 30 градусов следует устраивать лестницы со ступенями и перилами.

Сходни оборудуются планками сечением 0,025 x 0,04 м для упора ног через каждые 0,25–0,4 м.

Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм (п.п. 38–41, 43–45 Межотраслевых правил).

С помощью механизмов

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами и другими механизмами?

При выполнении работ кранами и другими погрузочно-разгрузочными механизмами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

– работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика;

– немедленно приостанавливать работу по сигналу «Стоп» независимо от того, кем он подан;

– подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;

– перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находятся стропальщик или другие лица;

– стропить и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;

– для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;

– строповку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;

– груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

– опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладке, обеспечивающей устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.

Транспортировать груз на крюке крана над рабочими местами или при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.

Поднимать груз, больший грузоподъемности крана, запрещается.

Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в зоне работы грузоподъемных кранов.

По окончании работы оставлять груз, грейфер, магнитную шайбу в подвешенном состоянии запрещено (п.п. 51–55 Межотраслевых правил).

Ручной труд

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при транспортировании грузов вручную?

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:

– переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

– переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует только в рукавицах или перчатках;

– ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;

– не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;

– не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п.

Не допускаются погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при несоответствии тары требованиям нормативно-технической документации, неисправной тары, а также в случае отсутствия маркировки и предупредительных надписей на ней (п.п. 56 и 57 Межотраслевых правил).

Переносить лесоматериалы, обработанные антисептическими веществами, можно только в специальной одежде, исключающей попадание указанных веществ на кожу.

Бревна, трубы и т.п. длинномерные материалы следует переносить с помощью специальных захватов и приспособлений. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. нельзя.

Груз на плечах можно переносить работникам примерно одного роста, на одноименном плече и сбрасывать его по команде в одну сторону. Для переноски груза следует надевать наплечники.

При переноске грузов расстояние между работниками (или группами работников) должно быть не менее 2 м.

Перед ручной переноской деталей машин, собранных в небольшие связки, необходимо проверить прочность связки.

Тяжелые штучные грузы, оборудование в таре допускается кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений.

При перекатывании бочек, колес и т.п. необходимо следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

При транспортировании грузов следует применять исправные, устойчивые и легко управляемые грузовые тележки, имеющие платформы, соответствующие виду и массе перевозимых грузов, а также поручни для удобства их передвижения. Колеса тележек для погрузочно-разгрузочных работ должны быть на подшипниках.

Перемещение бочек производится на тележках, снабженных предохранительными скобами на концах рукояток и имеющих устройства для защиты рук в случае падения или смещения груза.

Поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза (п.п. 471–477).

Обратите внимание! Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет установлены в приложении к Межотраслевым правилам. При переноске тяжестей грузчиком (мужчины старше 18 лет) допускается максимальная нагрузка 50 кг. Груз массой более 50 кг должны поднимать и перемещать не менее двух человек (мужчин) (п. 15 Межотраслевых правил).

Грузим в автомобиль

Какие требования безопасности необходимо соблюдать при укладке грузов в кузов автомобиля?

При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола кузова.

Штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязывать такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с нормативной документацией). Работники, увязывающие грузы, должны находиться на погрузочно-разгрузочной площадке.

Высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и должна быть не более 4 м (от поверхности дороги до верхней точки груза).

Ящичные, бочковые и другие штучные грузы должны быть уложены плотно, чтобы при движении (при резком торможении, при трогании с места или на крутых поворотах) они не перемещались по полу кузова.

При укладке грузов в бочках в несколько рядов их следует накатывать по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом должны устанавливаться пробкой вверх. Каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок, и все крайние ряды должны подклиниваться. Применение вместо клиньев других предметов не допускается.

Стеклянную тару с жидкостями в обрешетках необходимо устанавливать стоя (укладка лежа запрещена). Не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в 2 яруса) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время перевозки.

Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове, чтобы во время движения он не мог перемещаться или опрокинуться (п. 91 Межотраслевых правил).

Перемещаем сами

Какие требования безопасности необходимо соблюдать при ручном перемещении грузов?

Специальная одежда должна быть приведена в порядок: обшлага рукавов застегнуты или обвязаны, одежда заправлена так, чтобы не было развевающихся концов, волосы подобраны под головной убор, а головной убор надет облегающе плотно. Работники в неопрятной, грязной и промасленной одежде к работе допускаться не должны.

Индивидуальные средства защиты (рукавицы, очки, респираторы и другое), инструменты и приспособления должны быть проверены и в случае их непригодности или неисправности заменены.

Справочно: средства индивидуальной защиты при погрузочно-разгрузочных работах (для профессии грузчик) определены в Типовых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.09.2006 № 110.

При выполнении работ на постоянных площадках должна быть проведена подготовка рабочих мест:

– погрузочно-разгрузочная площадка и проходы не должны быть загромождены, на площадках и проходах не должно быть ям, рытвин, посторонних предметов и скользких мест (их необходимо посыпать песком);

– в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах, люки, трапы, подъемники должны быть исправны;

– освещение мест производства работ должно быть достаточным для их безопасного выполнения;

– о выявленных недостатках, неисправностях необходимо сообщить лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При применении для разгрузки и погрузки грузоподъемных механизмов и приспособлений работники должны знать соответствующие инструкции и правила по безопасному их применению и иметь навыки обращения с ними.

Не допускаются загромождение установленных проходов и проездов, укладка грузов на неисправные стеллажи, подмости, беспорядочное складирование грузов. Места для складирования должны быть своевременно подготовлены, выровнены, а в зимнее время – очищены ото льда и снега.

В местах хранения сыпучих материалов (песка, угля, шлака и тому подобного) даже при небольшой высоте штабеля работы подкопом с оставлением нависающих козырьков запрещены.

Штучные грузы, уложенные в штабель, во избежание обрушения штабеля необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля.

При перемещении катучих грузов (бочек, рулонов и другого) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

При работе нескольких грузчиков каждому из них необходимо следить за тем, чтобы не причинить друг другу травм инструментом или обрабатываемыми грузами.

При переноске груза работник должен выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь. Нельзя ходить по уложенным грузам, нагонять и перегонять впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом.

Очищать поднятый кузов автосамосвала от остатков груза (битума, асфальта и т.п.) следует специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками, находясь на разгрузочной площадке. Очищать кузов от остатков груза, находясь на колесе, а также наносить удары по кузову для удаления остатков груза не допускается.

При погрузке и разгрузке длинномерных грузов вручную следует пользоваться покатами, и выполнять эту работу должно не менее 2 грузчиков.

При разгрузке тяжеловесных длинномерных грузов необходимо применять страховку груза канатами и соблюдать меры личной безопасности. Канаты должны быть прочными, без узлов и надрывов и соответствовать массе груза. При накатывании длинномерного груза нельзя находиться с противоположной стороны его движения, а при укладке груза в кузов нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины. Укладывать груз в кузов транспортного средства следует с применением лома или ваги.

Подкатку бревен к месту укладки в штабель или при погрузке на транспортное средство следует производить вагами или ломами, подталкивать бревно руками запрещается.

При разгрузке бревен запрещается находиться перед грузом. Запрещается сбрасывать одновременно несколько бревен.

После выполнения работ необходимо привести в порядок рабочее место, проходы и проезды должны быть свободными и установленных габаритов, погрузочно-разгрузочные средства, инструмент и приспособления должны быть очищены и сданы на хранение. Обо всех замечаниях и выявленных при работе неисправностях необходимо сообщить лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (п.п. 468–494 Межотраслевых правил).

Разгружаем вагоны

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при разгрузке вагонов?

Перед тем как открыть двери крытых вагонов, необходимо убедиться в исправности их закрепления. Неисправные двери должны открываться под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При открытии дверей крытых вагонов запрещается находиться против дверей, т.к. не исключена возможность падения двери или груза, находящегося в вагоне. Грузчики при открытии двери вагона должны находиться сбоку и открывать дверь на себя, держась за ее поручни. Запрещается, открывая дверь, упираться в кронштейн и налегать на дверь, т.к. это может привести к потере равновесия и падению.

Закрывать двери крытого вагона необходимо находясь сбоку и двигать дверь за поручни от себя.

Открывая борта железнодорожных платформ, работники должны находиться со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом.

Закрывать борта платформ следует в таком порядке: поднимается торцовый борт, при этом работники должны находиться со стороны торцов борта, и после того, как один из работников, находясь на вагоне, будет удерживать торцовый борт, остальные работники должны поднимать продольные борта. Запрещается при этих операциях находиться против борта.

Открытие и закрытие неисправных бортов платформы должны производиться под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При открытии люков хопперов и полувагонов падающий груз из люка и сам люк могут травмировать работников, поэтому находиться против люка и открывать люки из-под вагона запрещается. При открытии люков необходимо находиться сбоку от люков.

Открытие люков хоппера должно производиться двумя работниками.

При открытии люков хопперов и полувагонов не допускается нахождение работников в вагоне.

Открывая люки полувагонов и хопперов на складах, где нет эстакад, необходимо проявлять особую осторожность, т.к. падающий груз может раскатиться и травмировать работников даже в том случае, когда они находятся сбоку от люка.

При разгрузке вагонов на эстакадах запрещается открывать люки, если под эстакадой или вблизи нее находятся люди, машины, механизмы.

Открывать люки хопперов и полувагонов на эстакаде разрешается при свободных от материалов предыдущей выгрузки ходовых настилах.

Открывать двери крытых вагонов на эстакадах, не имеющих ходовых настилов, запрещается.

Закрытие люков должно производиться непосредственно на месте выгрузки с применением специальных ломиков двумя работниками, женщинам запрещается открывать и закрывать люки полувагонов на эстакадах, где нет ходовых настилов.

При закрытии бортов платформ вся увязочная проволока должна быть снята с вагона.

При разгрузке вагонов со смерзшимся грузом с применением кирок, клиньев, отбойных молотков и т.п. необходимо, чтобы работники в вагоне располагались так, чтобы исключалась опасность травмирования работающего рядом, травмирования от обрушения висящих смерзшихся глыб, разлетающихся при этом кусков груза. Откатывать крупные глыбы смерзшегося груза необходимо ломами (руками запрещается). Разгружать вагоны со смерзшимся грузом следует равномерно по всей ширине вагона. Выгрузка смерзшихся грузов производится под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При разгрузке обледенелых досок, а также покрытых снегом или инеем, при укладке их в штабель запрещается ходить по этим доскам, становиться на них. Такие доски должны быть убраны с пути движения грузчиков и отдельно штабелированы.

Разгрузка рулонов, бочек и т.п. производится с использованием слег. Скатывать такой груз по слегам без поддержки веревками, находиться между слегами или сбоку слег при разгрузке запрещено.

Разгрузка кирпича вручную производится на заранее подготовленные ровные площадки, очищенные от снега и льда в зимнее время. Штабеля выкладываются вертикально, высотой до 1,8 м. Для разгрузки в вагон должен быть подан и закреплен крючьями трап (сходни) шириной не менее 600 мм и толщиной досок не менее 50 мм. Для исключения прогиба под трап (сходни) при длине более 3 м должны быть установлены козлы.

При разгрузке пылящих грузов работники обязаны пользоваться очками, респираторами или противогазами, каждый час работы им предоставляется 10-минутный отдых (со снятием респиратора или противогаза) с включением этих перерывов в норму выработки (п.п. 495–523 Межотраслевых правил).

Федор СТЕПАНОВ, экономист

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by