Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
14.03.2003 26 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Без лицензии не обойтись

Как получить право на торговлю табачными изделиями и алкогольными напитками, на хранение этилового спирта и пищевой спиртосодержащей продукции

Как получить право на торговлю табачными изделиями и алкогольными напитками, на хранение этилового спирта и пищевой спиртосодержащей продукции

Во исполнение Декрета Президента от 2002-12-17г. N 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий" (далее -- Декрет) Совет Министров принял постановления от 2003-02-14г. N 186 и N 188.

Постановлением N 186 утверждены два положения. Одним из них определен порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на право оптовой торговли табачными изделиями, другим -- на право розничной торговли ими и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) (далее -- хранение). Таким образом, изменен порядок выдачи лицензий на право хранения табачных изделий, оптовой и розничной торговли ими, утвержденный постановлением Совмина от 26.11.99г. N 1845.

Документом поручается лицензирующим органам организовать выдачу лицензий (начать прием заявлений на их получение) с 1.03.2003г. К слову, Декретом N 28 предусмотрено, что лицензии, выданные до 1.01.2003г., будут действовать до окончания срока их действия. Следовательно, первыми новые лицензии будут получать юрлица и ИП, у которых действие прежних закончилась после 1 января 2003г., либо те, кто только приступает к указанным видам деятельности.

Утвержденные постановлением N 186 положения определяют единый порядок подачи заявлений на получение лицензий и приложений к ним, их рассмотрения, принятия решения о выдаче либо отказе, о продлении срока действия, внесении изменений и выдаче дубликатов лицензий, аннулировании, приостановлении действия лицензий и т.д. Основные различия в положениях заключаются в установлении требований к лицензируемому виду деятельности, составу прилагаемых к заявлению документов, случаям отказа в выдаче лицензии.

В связи с этим подробно остановимся на Положении о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на право оптовой торговли табачными изделиями (далее -- Положение).

Как и все лицензии на оптовую торговлю (алкогольными напитками, этиловым спиртом, непищевой спиртосодержащей продукцией) эти лицензии выдаются облисполкомами и Минским горисполкомом (далее -- лицензирующий орган) по месту нахождения юрлица или ИП. Отметим, что соискателю по месту его нахождения выдаются как лицензии, так и приложения на территориально обособленные объекты, в которых осуществляется оптовая торговля табачными изделиями, в т.ч. их хранение.

Установленные Положением основные требования к оптовой торговле табачными изделиями не новы. Они собраны в один документ исходя из норм действующего законодательства (Декрет N 28, Указ от 2000-02-22г. N 82 и др.).

К примеру, в соответствии с Декретом N 28 оптовая продажа табачных изделий разрешается только тем, кто имеет соответствующие лицензии на оптовую или розничную торговлю ими. Покупка может осуществляться только у тех лиц, кто имеет лицензии на право их производства, оптовой торговли либо импорта.

Имеются в Положении и другие требования:

Проверка подлинности маркировки акцизных марок. Министерством торговли по согласованию с МНС в настоящее время разрабатывается порядок проведения проверки подлинности акцизных марок на табачных изделиях. Следует обратить особое внимание, что Декретом N 28 отменено требование ранее действовавшего Декрета от 3.08.99г. N 31 о наличии в каждом объекте торговли приборов для проверки подлинности акцизных марок, подтверждающих легальность ввоза в республику или производства на ее территории табачных изделий. Теперь прибор должен иметь лицензиат, как правило, на складе, где будет проверяться в установленном порядке подлинность маркировки до передачи табачных изделий во все структурные подразделения лицензиата (в оптовой торговле -- во все территориально обособленные объекты, где лицензиат хранит принадлежащие ему табачные изделия; в розничной -- в магазины и объекты общественного питания). При этом предполагается, что сведения о проведении проверки будут указываться в сопроводительных документах на перемещение табачных изделий, а ответственность за подлинность маркировки будет нести лицо, уполномоченное лицензиатом осуществлять такую проверку.

Необходимо также иметь документы и (или) маркировку, предусмотренные законодательством для подтверждения соответствия качества и безопасности табачных изделий установленным требованиям. В настоящее время Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) совместно с Минторгом, другими органами разрабатывается нормативный правовой акт, который определит, какие документы будут подтверждать соответствие качества и безопасности таким требованиям. Пока же следует руководствоваться постановлением Минторга от 2002-03-27г. N 10 "Об утверждении перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания (НРПА, 2002г., N 118, 8/8664), которое принято по согласованию с Минздравом и МНС, а также Госстандартом.

Еще одно требование -- о наличии у ИП текущего (расчетного) счета -- вызвано тем, что расчеты при оптовой торговле допускаются только через счета участников сделки.

Один из разделов Положения определяет порядок получения лицензии. Для этого ее соискатель представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прикладываются предусмотренные Положением документы. Следует обратить внимание на следующие моменты. Сведения об оснащении складских помещений, в которых предполагается хранить табачные изделия, необходимыми оборудованием и средствами измерений, а также о наличии приборов для проверки подлинности акцизных марок указываются в заявлении, то есть никаких подтверждающих документов либо заключений других организаций не требуется. В заявлении также указывается перечень территориально обособленных структурных подразделений (объектов соискателя лицензии), в которых предполагается осуществлять оптовую торговлю табачными изделиями, включая те, на которых предполагается их хранить по договорам хранения. Это вызвано тем, что соискателю выдается лицензия, а на каждый территориально обособленный объект -- приложение к ней.

Прилагаемые к заявлению документы представляются в оригинале либо в виде нотариально удостоверенных копий, кроме копии учредительных документов (устава) юрлица (за исключением учредительных документов иностранного юридического лица), свидетельства о госрегистрации юрлица или ИП, а также копии извещения налогового органа о присвоении УНН.

Впервые в Положение включено требование предъявления письменного согласия местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения территориально обособленного объекта соискателя лицензии. Это сделано для того, чтобы исполнительные комитеты на местах знали, что на их территории открывается торговый объект, который будет осуществлять определенный вид деятельности, и дали на это свое согласие.

Соискатель лицензии, который будет передавать принадлежащие ему табачные изделия на хранение другому юрлицу или ИП (хранитель), освобожден от необходимости представления документов, подтверждающих соответствие складских помещений установленным требованиям, т.к. хранитель товара уже представлял их в лицензирующий орган. В этом случае соискателю необходимо представить копию договора на хранение и копию соответствующей лицензии хранителя.

Впервые запрещено требовать от соискателя лицензии представления не предусмотренных Положением документов. Порядок представления заявления, его рассмотрения, проведения при необходимости экспертизы, принятия решения о выдаче (или отказе в ней) лицензии, требования к оформлению лицензии остались прежними.

Отказ в выдаче лицензии может быть обусловлен несоответствием соискателя требованиям, которые предъявляются к соответствующему виду деятельности.

В Положении более подробно, чем это было ранее, определены вопросы, связанные с приложением к лицензии. Перечислены реквизиты, указываемые в нем; установлено, что если приложение получается одновременно с лицензией, то платить за его выдачу не нужно. Если же приложение впоследствии будет выдаваться на объект, в котором лицензируемый вид деятельности ранее не осуществлялся, то нужно будет заплатить за него в том же размере, как и за внесение изменений или дополнений в лицензию. Определена также сама процедура получения в этом случае приложения.

Лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями выдаются на 3 года, а на право розничной торговли ими и хранение -- на 5 лет. В связи с тем, что приложение к лицензии действительно только при наличии самой лицензии, к которой оно выдано, срок действия приложения не может превышать срока действия основного документа.

Более четко, нежели ранее, в Положении установлен срок, с которого начинается действие лицензии и приложения к ней (далее -- лицензия) -- с даты принятия лицензирующим органом решения об их выдаче.

Изменения в лицензию вносятся в случае, когда у лицензиата изменилось хотя бы одно из указанных в ней сведений. В отличие от ранее установленных 20 дней, когда в лицензию можно было вносить изменения, теперь этот срок продлен до одного месяца. Обращаться необходимо в лицензирующий орган по месту своего нахождения. Необходимость установления такой нормы вызвана неоднократно поднимавшимся вопросом о том, какой орган должен вносить изменения в лицензию в случае изменения места нахождения лицензиата: тот, кто выдавал ее, или тот, где теперь находится лицензиат (следует отметить, что в этом случае торговые объекты лицензиата остаются теми же, меняется только его юридический адрес).

При внесении изменений в лицензию выписывается ее новый бланк. Учитывая, что ранее выданный бланк сдается в лицензирующий орган, в новом указываются номера и даты решений лицензирующего органа как о первоначальной выдаче лицензии, так и о внесении в нее изменений.

Лицензиат имеет право осуществлять деятельность до получения новой лицензии на основании ранее выданной только в том случае, если своевременно обратится с просьбой о внесении изменений.

В Положении определен порядок выдачи дубликата лицензии в случае ее утраты и порядок продления срока ее действия. Отметим, что действие лицензии не приостанавливается на срок рассмотрения заявления о выдаче дубликата лицензии. К слову, сроки подачи заявления на продление срока действия лицензии ограничены: не позднее чем за один месяц и не ранее чем за 45 дней до истечения срока ее действия. В противном случае лицензирующий орган вправе заявление не принимать и не рассматривать. По желанию лицензиата одновременно на такой же срок продлевается и действие приложений.

Положение не перечисляет случаи, когда действие лицензии может быть приостановлено и возобновлено, либо когда она аннулируется, т.к. эти случаи предусмотрены Декретом N 28 и могут также содержаться в других законодательных актах. В то же время в нем определен порядок доведения до лицензиата решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании. Для этого лицензирующий орган должен направить заказное письмо с уведомлением, с момента вручения которого лицензиату вступает в силу соответствующее решение. При невозможности установления местонахождения лицензиата или отказе в получении решения оно вступит в силу в 30-дневный срок с момента принятия.

В случае аннулирования лицензии бывшему лицензиату будет установлен срок, в течение которого он обязан продать оставшиеся у него табачные изделия в установленном порядке. При аннулировании лицензии приложения к ней или их дубликаты сдаются в лицензирующий орган в пятидневный срок.

Все сведения о субъектах хозяйствования, которым выданы, продлены, приостановлены или аннулированы лицензии, выданы дубликаты, внесены изменения, подлежат включению в Госреестр юрлиц и ИП, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими.

Контроль за деятельностью лицензиатов осуществляют государственные органы, перечисленные в Декрете N 28, лицензирующие органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции. В случае несогласия соискателя или лицензиата с решением лицензирующего органа он вправе обратиться в суд в месячный срок со дня его принятия.

Положение о порядке выдачи лицензий на право розничной торговли табачными изделиями, а также их хранения (как вида предпринимательской деятельности) имеет следующие особенности.

Постановлением предоставлено право Минторгу давать разъяснения о порядке его применения.

Постановление Совмина от 2003-02-14г. N 188 принято во исполнение Декрета от 2002-12-18г. N 30 "О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта" (далее -- Декрет N 30) и определяет порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на право:

оптовой торговли алкогольными напитками;

оптовой торговли этиловым спиртом;

оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией;

розничной торговли алкогольными напитками;

хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной продукции;

хранения (как вида предпринимательской деятельности) непищевой спиртосодержащей продукции;

хранения (как вида предпринимательской деятельности) этилового спирта.

Учитывая, что большинство требований по выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этиловым спиртом, являются такими же, как и по табачным изделиям, остановимся только на их особенностях.

Постановлением утверждены четыре положения, в которых порядок выдачи лицензий сгруппирован по выдающим их органам (облисполкомы, Минский горисполком либо городские и районные исполнительные комитеты), а также по видам товаров (алкогольная продукция либо этиловый спирт, непищевая спиртосодержащая продукция). Заменен ранее действовавший порядок выдачи лицензий на право хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, оптовой торговли ею и розничной торговли алкогольными напитками, утвержденный постановлением Совмина от 26.11.99г. N 1845. Введен новый порядок выдачи лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом (хранение, оптовая торговля) этилового спирта, которые раньше выдавались концерном "Белбиофарм" в соответствии с постановлением правительства от 1.10.99г. N 1531.

Порядок выдачи лицензий на право хранения непищевой спиртосодержащей продукции, оптовой торговли ею определен впервые. Следует обратить внимание, что не нужна лицензия на оптовую торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью до 3 литров (3 килограммов) включительно, а также на ее хранение.

Выдачу лицензий на импорт алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта будет осуществлять Министерство торговли. При этом выдача лицензий на импорт алкогольной продукции будет осуществляться в порядке, который существовал ранее (постановление Совмина от 21.02.97г. N 117), а на импорт этилового спирта, непищевой спиртосодержащей продукции -- в порядке, установленном постановлением Минторга и ГТК от 2002-05-18г. N 25/29 (НРПА, 2002г., N 63, 8/8136) и Инструкцией о порядке заполнения заявлений-лицензий на экспорт и импорт товаров и оформления лицензий, утв. постановлением Минторга от 2002-05-18г. N 26 (НРПА, 2002г., N 66, 8/8148).

Следует обратить внимание, что прежняя лицензия на оптовую торговлю алкогольной продукцией теперь называется по-другому -- "на право оптовой торговли алкогольными напитками". Поэтому рекомендуем переоформить выданные до 1.01.2003г. (т.е. до вступления в силу Декрета N 30) лицензии на этот вид деятельности. Такое переоформление (внесение изменений) должно осуществляться бесплатно, т.к. оно вызвано изменениями в законодательстве.

Размеры платы за выдачу лицензий значительно изменены, за исключением оптовой торговли алкогольными напитками, которая осталась в размере 300 базовых величин. Теперь такую же сумму придется платить и коммерческим организациям, которые начинают оптовую торговлю этиловым спиртом (ранее плата была установлена в размере 15 базовых величин). Новая лицензия на право оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией будет стоить 100 базовых величин.

Декретом N 30 предусмотрено, что лицензии, выданные до 1.01.2003г., будут действовать до окончания срока их действия. Следовательно, новые лицензии первыми будут получать юрлица и ИП, у которых действие прежних закончилось после 1.01.2003г., либо те, кто только собрался начать указанные виды деятельности, а также лица, осуществляющие либо собравшиеся осуществлять оптовую торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией и ее хранение.

Основные требования к лицензированию оптовой торговли алкогольными напитками определены исходя из норм действующего законодательства (Закон "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции", Декрет N 30, Указ N 82 и др.).

Многие из требований к оптовой торговле алкогольными напитками такие же, как и к оптовой торговле табачными изделиями. В соответствии с указанным Законом оптовая продажа алкогольных напитков разрешается только лицам, имеющим лицензии на оптовую или розничную торговлю алкогольными напитками. Исключение составляют те покупатели, которые используют эти напитки при изготовлении собственной пищевой продукции (например, в кондитерском производстве). В то же время лицензиат не имеет право продавать алкогольные напитки лицам, которые собираются использовать их для производства других алкогольных напитков, но не имеют лицензии на их производство.

Лицензии на оптовую торговлю этиловым спиртом, его хранение имеют право получать только коммерческие организации, а также некоммерческие организации Белкоопсоюза.

Есть отдельные особенности в порядке выдачи лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками. Так, не выдаются лицензии, если розничную торговлю предполагается осуществлять в местах или с использованием средств (устройств), запрещенных Законом "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции" и Декретом N 30.

В лицензии указываются группы допускаемых к продаже алкогольных напитков, время их продажи, разрешение на продажу в розлив. Поэтому в заявлении на получение лицензии соискатель должен указать перечень объектов торговли и общественного питания с указанием предполагаемых к розничной продаже в каждом объекте групп алкогольных напитков, времени их продажи, намерения о продаже алкогольных напитков в розлив.

Все сведения о юрлицах и ИП, которым выданы, продлены, приостановлены или аннулированы лицензии, внесены в них изменения, выданы дубликаты, подлежат включению в Госреестр юрлиц и ИП, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, ведение которого возложено на МНС.

Контроль за деятельностью лицензиатов осуществляют государственные органы, перечисленные в Декрете N 30, лицензирующие органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

Этим постановлением также предоставлено право Минторгу давать разъяснения о порядке его применения.

Размеры платы за выдачу лицензий на право оптовой торговли табачными изделиями остались теми же. Значительно повышена плата за лицензию на право розничной торговли такими изделиями и алкогольными напитками. Если раньше юридические лица вносили 15 базовых величин, а индивидуальные предприниматели (ИП) -- 2, то теперь все будут платить 50 базовых величин.

Введена отдельная плата за выдачу дубликата приложения к лицензии, лицензий на право оптовой торговли табачными изделиями (3 базовые величины), в т.ч. приложения на вновь открываемый территориально обособленный объект (5 величин), а также за внесение изменений в лицензию. Если же внесение изменения или дополнения в лицензию либо в приложение к ней обусловлены внесением изменений в законодательство, то плата не взимается.

Лицензирующие органы не вправе освобождать от платы, уменьшать или увеличивать ее размеры по сравнению с установленными постановлением.

Лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями и их хранение, а также на на оптовую торговлю алкогольными напитками выдаются на 3 года облисполкомами и Минским горисполкомом, а на розничную торговлю табаком и алкоголем, хранение алкогольных напитков, этилового спирта и непищевой спиртосодержащей продукции -- на 5 лет -- Минским городским, районными и городскими исполнительными комитетами (в городах с районным делением -- горисполкомами).

Лицензия выдается при наличии у соискателя в каждом объекте торговли или общественного питания КСА или специальных компьютерных систем. Исключение составляют магазины в сельской местности с численностью продавцов 1--2 человека, а при торговле табачными изделиями -- еще и киоски предприятий "Белсоюзпечать", РО "Белпочта" и объекты развозной торговли. Лицензии не выдаются, если торговлю предполагается осуществлять в местах или с использованием средств (устройств), запрещенных Декретом от N 28.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений