Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Кадры
16.02.2018 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №13 (2117) от 16.02.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Декрет № 8: — без «джентльменских соглашений» не обойтись

Декретом Президента от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» резидентам Парка высоких технологий (ПВТ) в рамках проведения правового эксперимента предоставлено право заключать между собой и (или) с третьими лицами некие непоименованные соглашения для борьбы с переманиванием сотрудников. Предусмотрен и ряд льгот в работе с персоналом.

Проблема переманивания специалистов в сфере высоких технологий сегодня весьма актуальна. Как правило, уходит не только ценный для компании работник, с ним «уходят» опыт, методики, информация, клиенты. Фирмы буквально соревнуются в том, кто предложит более выгодные условия: повыше зарплату, расширенный социальный пакет, дополнительное медицинское страхование, более высокую должность и лучшие перспективы роста.

Отметим, что организация, заполучившая специалиста, одновременно может приобрести и немало проблем. Например, человека переманивают для получения ценных сведений о фирме-­конкуренте, но новичок оказывается «засланным казачком», который «сливает» конфиденциальную информацию бывшему работодателю.

Не стоит забывать и о репутационных издержках. Информация о компании, которая «ворует» персонал у конкурентов, а также о специалистах-перебежчиках быстро распространяется на рынке. Поэтому и на постсоветском пространстве получает распространение практика заключения так называемых соглашений о кадровом нейтралитете, о непереманивании (non-solicitation agree­ment), еще их называют «договорами о ненападении».

В погоне за высококвалифицированными специалистами компании, как правило, действуют не напрямую, а через посредников – рекрутинговые агентства, предлагающие клиенту услугу так называемого хедхантинга (от англ. headhunting – охота за головами). Включение в число сторон соглашения хедхантеров целесообразно ввиду того, что они гарантируют «неприкосновенность» их участникам. В т.ч. и по этой причине в п. 5.5 Декрета № 8 упоминается возможность заключения соглашения с третьими лицами. Документ не регулирует эти соглашения, а лишь допускает установление норм ответственности за несоблюдение договоренностей в виде неустойки или убытков и неустойки. Вероятно, в соответствии с п. 5.7 Декрета № 8 неустойка может устанавливаться в любом размере и не может быть уменьшена судом.

В БЕЛОРУССКОМ законодательстве переманивание персонала рассматривается как вариант недобросовестной конкуренции. В ранее действовавшей редакции Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» к недобросовестной конкуренции отнесено в т.ч. предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.

В новом антимонопольном Законе от 08.01.2018 № 98-З этой нормы нет, но перечень неконкурентных действий остался открытым, а следовательно, случаи переманивания персонала могут стать предметом расследования антимонопольного органа.

Практика заключения подобных договоров на постсоветском пространстве есть. Так, в ноябре 2012 г. в СМИ прошла информация о том, что компании «Яндекс», Parallels, «Лаборатория Касперского» и Acronis заключили соглашение о непереманивании. Они обязались не присылать чужим сотрудникам предложений о работе на почту, в профили в социальных сетях и т.д. При этом некоторые источники сообщают также о запрете рассматривать кандидатов, которые самостоятельно обратились в одну из компаний «сговора». Договоренности направлены в т.ч. на ограничение «гонки зарплат» и распространяются на разработчиков, которые находятся в России. Ранее в РФ соглашения подобного рода были достигнуты меж­ду компаниями «Яндекс» и Mail.ru, а также между Ostrovok.ru и Wikimarket.

В Беларуси тоже предпринимались попытки документально оформить аналогичные обязательства: в апреле 2005 г. организации сферы информационных технологий заключили так называемую Декларацию в отношении найма специалистов. По сути это «джентльменское соглашение», не предусматривающее каких-либо санкций.

Конечно, два вида соглашений (non-compete и non-solicitation), которые имеет в виду Декрет № 8, должны действовать в одной связке, только тогда можно будет говорить об обеспечении кадровой безопасности.

Однако кадровую неприкосновенность нельзя возводить в абсолют, иначе мы получим феодальный бизнес с высококвалифицированными крепостными, привязанными к одному хозяину.

Ввиду рамочности регулирования этих соглашений очень важна нарабатываемая в рамках правового эксперимента, объявленного Декретом № 8, судебная практика.

НОВОЙ редакцией Положения о Парке высоких технологий, утв. Декретом № 8, предусмотрены два бонуса в работе с персоналом. Речь идет о найме иностранных работников и о льготах по соцстраху.

Резиденты ПВТ освобождаются от получения разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранными гражданами, не имеющими вида на жительство в РБ (экспатами). Эта преференция распространяется только на наем иностранного персонала на основе трудового договора (контракта). Резидент ПВТ лишь должен в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (продления срока его действия) письменно уведомить об этом подразделение по гражданству и миграции.

Экспатам, привлекаемым резидентами ПВТ на основе трудового договора (контракта), разрешен безвизовый порядок въезда в Беларусь и пребывание на ее территории в течение 180 дней в календарном году. Такое же право получили физические лица – собственники имущества, учредители (участники) резидентов ПВТ и работники собственников имущества, учредителей (участников) резидентов ПВТ.

Вызывает недоумение разделение по льготам на так называемый основной персонал и работников, обслуживающих и охраняющих здания. Так, работники резидентов ПВТ и резиденты ПВТ – индивидуальные предприниматели (ИП) подлежат в установленном законодательством порядке обязательному государственному социальному страхованию. При этом страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента ПВТ, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней зарплаты работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.

Работники резидентов ПВТ и резиденты ПВТ – ИП вправе не использовать эту льготу. Пока непонятно, как и кто это может сделать – отдельные сотрудники или весь коллектив. Время покажет, найдутся ли «отказники» от соцстраховских и пенсионных преференций.

Фонд оплаты труда – единственная затратная часть ИT-бизнеса, которая остается в стране. Непонятно наделение льготами отнюдь не бедных людей, ведь ФСЗН формируется на солидарной основе всеми нанимателями и работающими, включая тех же врачей и учителей, чьи зарплаты не сравнимы с «айтишными».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений