$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Бензиновая стабильность©

09.02.2016

В пятницу Белнефтехим опубликовал на своем сайте объяснение, почему при снижении цен на нефть цены на автомобильное топливо в Беларуси в 2016 г. остаются на прежнем уровне. При этом все аргументы свелись к двум факторам: мировым ценам на нефть и ценникам на заправках в соседних странах.

На протяжении 2015 г. и в начале 2016 г. в Беларуси розничные цены на автомобильное топливо, установленные в белорусских рублях, не изменялись, напоминают в концерне. При этом в валютном эквиваленте цены снижались пропорционально стоимости нефти, которую белорусские НПЗ закупают в России за валюту по ценовой формуле.

В подтверждение в сообщении приводится таблица со сравнением цен нефти и нефтепродуктов:

Наименование показателя

1.07.

2015

5.02.

2016

% изменения цены

Розничная цена на автобензин АИ-92, USD/л

0,72

0,52

–27,8%

Розничная цена дизтоплива, USD/л

0,78

0,55

–29,5%

Цена 1 т нефти, поставляемой в РБ, USD/т

255,88

182,63

–28,6%

 

Из нее следует, что за период с 1.07.2015 г. по 5.02.2016 г. в долларах США с учетом курса белорусского рубля розничные цены на автомобильное топливо снизились так же, как и цена нефти, в среднем на 28,7%. При этом стоимость топлива на белорусских АЗС остается самой низкой среди соседних стран. Так, если у нас бензин АИ-95-К5 стоит 0,57 USD/л, то в Польше – 0,98 USD/л, в Литве – 1,13, в Латвии – 1,14, в Украине – 0,76. Дешевле он только в России – 0,49 USD/л.

Итак, цены на поставляемую в республику нефть снизились примерно с 35,1 до 25,1 USD/барр. Это ниже мировых цен, но разница заметно сократилась. К тому же помимо нефти и девальвации на цены на бензин влияет немало других факторов. Например, курс белорусского рубля к доллару США вырос за полгода более чем на 40%: с 15 333 USD/Br на 1 июля 2015 г. до 21 486 USD/Br на 5 февраля, т.е. на 40,1%. Действительно, получается, что понижающий эффект от падения мировых цен на нефть с лихвой нивелирован девальвацией рубля, которая могла бы стать обоснованием розничных цен на автомобильное топливо.

Но в стоимости бензина сырье – далеко не единственная составляющая. По оценкам российских специалистов, оно дает лишь около 1/3 конечной цены. Остальное заполняется расходами на производство, транспортировку, реализацию, налоги и прибыль, немалая часть которой изымается государством. При этом в пересчете на конечную стоимость топлива 10-процентное падение цены на нефть дает лишь 3% снижения цены на бензин. Кстати, в самой России в прошлом году цены на бензин поднялись на 10% (не считая кратковременного спада весной), хотя нефть на мировом рынке подешевела почти вдвое. За минувший год цены на нефть упали примерно на 50%, соответственно, и бензин должен был подешеветь как минимум на 15%. Однако дешевел он лишь на непродолжительное время весной 2015 г.

Еще один компонент цены топлива – налоги. Помимо НДС при его реализации взимается акциз. Его ставка в текущем году, как и в прошлом, не изменилась (3 515 800 Br за тонну для бензина, не соответствующего классу 5, и 2 041 100 Br – для класса 5).

Значительное место в калькуляции цены бензина занимает транспортировка нефти и нефтепродуктов. Но если тарифы на железнодорожные грузоперевозки в 2015 г. по сравнению с 2014-м, по данным Белстата, остались неизменными, то на автомобильные внутриреспубликанские выросли на 9,9%, а на трубопроводные – на 40,9%.

В Беларуси, в отличие от соседних стран, цены на заправках определяет не рынок, а государство. Поэтому конкурентные факторы у нас не работают. Впрочем, если бы розничные цены на АЗС не ориентировались на указания концерна «Белнефтехим», возможно, они двигались бы только вверх – если спрос со стороны автомобилистов позволит. Ведь если потребитель готов платить, то цены вполне можно увеличивать – в крайнем случае пошумят и успокоятся.

Итак, регулятор наглядно продемонстрировал, что парадокс «нефть дешевеет, а бензин – нет» объясняется опережающим обесценением белорусского рубля. И это касается не только топлива, но и множества других товаров и услуг, в которых присутствует импортная составляющая. Но одновременно падает покупательная способность населения. Ведь пока цены на бензин остаются стабильными и номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в рублях понемногу растет, в долларовом эквиваленте она заметно тает.

 

 

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ