Белорусскую обувь вытесняют иностранные конкуренты

В Беларуси более чем в два раза сократилось производство обуви по сравнению с 2010 г. Негативная тенденция обусловлена тем, что потребители стали чаше выбирать продукцию иностранного производства.
Анализ ситуации на белорусском рынке обуви представила доцент БГЭУ, кандидат экономических наук Вера Квасникова в статье, опубликованной в последнем номере журнала «Финансы, Учет, Аудит», издаваемого Министерством финансов.
Она обратила внимание, что в 2023 г. в стране было выпущено 7 млн пар обуви, что в 2,5 раза меньше по сравнению с 2010 г.
«Негативное явление вызвано тем, что отечественные предприятия не могут выдержать конкуренцию со стороны китайских, российских, польских, турецких, немецких и других иностранных производителей», — полагает В. Квасникова.
По оценкам экспертов, отмечает она, среднее годовое потребление обуви в Беларуси составляет 2,2 — 2,4 пары на человека. Соответственно, емкость рынка оценивается в 21 — 24 млн пар в год.
При этом доля местных товаров в общем потреблении сокращается. Так, в 2010 г. на одного жителя страны приходилось 1,87 пары белорусской обуви, в 2023 г. — 0,76 пары.
«Темп уменьшения объемов выпуска обуви в стране значительно превышает скорость сокращения численности населения. В 2023 г. относительно 2010 г. первый показатель сократился на 60,7%, тогда как второй на 3,2%», — констатирует эксперт.
Основной причиной такого положения дел является снижение популярности отечественной продукции у белорусских покупателей, особенно у молодежи, считает В. Квасникова.
В феврале-мая 2024 г. в Беларуси проводился опрос в форме анкетирования, в котором приняло участие более 2,4 тыс. человек в возрасте от 15 до 35 лет.
В ходе исследования 50% молодых людей заявили, что вообще не тратят деньги на обувь отечественного производства. Основная причина в том, что она, по их мнению, не соответствует модным тенденциям и цены на нее достаточно высокие.
Следует отметить, что другая половина опрошенных все же предпочитает покупать и носить именно белорусскую обувь. Чаще всего они выбирают продукцию компаний «Марко» и «Белвест».
Результаты исследования показали, что молодые люди покупают в основном обувь черного и белого цветов, а наибольшей популярностью у них пользуется спортивная и классическая обувь. Основная часть респондентов приобретают в год от двух до четырех пар обуви, сообщила В. Квасникова о результатах исследования.