Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
ВЭД
12.04.2022 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №27 (2524) от 12.04.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусским автоперевозчикам запретили транспортировать грузы в Евросоюз

Фото: freepik.com

Брюссель в связи с событиями в Украине утвердил пятый пакет санкций, который включает запрет для российских и белорусских автотранспортных компаний на перевозку грузов в пределах Евросоюза, в том числе транзитом. 9 апреля грузовые автомобили, зарегистрированные в Беларуси и России, перестали пропускать в Евросоюз.

В документе ЕС говорится, что ограничительные меры не распространяются на автомобильные грузоперевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также на доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Не касаются они и транспортировки товаров для гуманитарных целей.

Напомним, что при подготовке санкций обсуждалась возможность вообще закрыть границы с Россией. Такое решение пока принимать не стали, но запрет белорусским и российским автоперевозчикам доставлять грузы в пределах Евросоюза поддержали.

В субботу 09.04.2022 белорусские дальнобойщики не смогли пересечь границу в польских, литовских и латвийских пунктах пропуска, и фуры с белорусскими номерами вынуждены были возвращаться в места дислокаций своих предприятий.

Правда, как сообщает интернет-ресурс АвтоГродно, часть из них осталась стоять в ожидании понедельника, надеясь, что к этому времени ситуация прояснится и, возможно, те автомобили, которые загрузились в Беларуси и в России до 9 апреля, смогут попасть на территорию Евросоюза.

По данным Госпогранкомитета Беларуси (информация на сайте ведомства обновляется каждые два часа), днем на границе РБ с ЕС ожидали более 2,4 тыс. фур. Так, перед пунктом пропуска «Бенякони» (литовское направление) находилось свыше 450 грузовиков, «Григоровщина» (граница с Латвией) – свыше 400, «Берестовица» (граница с Польшей) – более 290. На 11.04.2022 количество фур, следующих в ЕС, уменьшилось в 3 раза.

Но обстановка, похоже, непростая и с польской стороны, где образовались многокилометровые очереди. По некоторым сообщениям – из-за действий протестующих активистов, которые перекрыли дорогу, требуя приостановки торговли ЕС с РФ.

Кроме того, по информации Подляской национальной налоговой администрации, 9 апреля утром на переходе в Бобровниках (сопредельный пункт пропуска «Берестовица»), смогли попасть на оформление водители грузовиков, которые простояли на границе почти 78 часов.

Польская сторона также акцентирует внимание на том, что ее госслужащим приходится тщательно проверять каждую фуру, независимо от того, в какой стране она зарегистрирована, чтобы не пропустить подсанкционные грузы.

Что касается белорусских авто, которые уехали в ЕС до 9 апреля, то они должны сдать товар заказчику, а затем вернуться в свою страну не позднее 16 апреля. То есть дальнобойщикам еще предстоит прибыть на границу и отстоять очередь. В эти же пункты пропуска рванут и те белорусские фуры, водители которых находились в странах ЕС и искали груз, чтобы не гнать машину домой порожняком. Руководители транспортных фирм беспокоятся, что в таких условиях их работники просто-напросто не успеют пересечь границу до этого срока.

На Западе не всех устраивает, что принятое 8 апреля решение дает возможность каждой стране – члену ЕС запрашивать исключения для некоторых групп товаров: для покупки, импорта или транспортировки природного газа и нефти, титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды. А еще  фармацевтических препаратов, лекарств, сельскохозяйственных и пищевых продуктов.

В странах Балтии некоторые политики вообще настаивали на том, чтобы пятый пакет санкций ЕС, касающийся ограничений по транзиту, распространить на сообщение с Калининградской областью. Однако возобладал другой подход: перевозка грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в Калининградскую область из России считается внутринациональным транзитом РФ.

Судя по информации российских грузоперевозчиков, они практически перестали ездить в Европу через западные границы РФ, передав контракты белорусам. Такой процесс начался с 2014 г. Кроме того, транспортировкой российских грузов в ЕС, а оттуда – в Россию занимаются компании стран Балтии.

Таким образом, принятые в ЕС и буквально на следующий день введенные в действие санкции ударили по белорусским субъектам хозяйствования, которые сегодня рассматривают варианты поиска своей ниши на рынках Китая и других стран Азии. Понятно, что процесс этот непростой и длительный. В первое время грузооборот неизбежно снизится, придется сокращать штат водителей. Последние надеются найти работу в европейских фирмах, прежде всего в Литве, Латвии или Эстонии. Однако сделать это сейчас проблематично – страны Балтии вводят ограничения на выдачу рабочих виз.

Буквально на прошлой неделе правительство Эстонии одобрило документ, ограничивающий возможность для граждан Беларуси и России работать или заниматься предпринимательской деятельностью в Эстонии, а также приостанавливает выдачу соответствующих виз и разрешений на жительство.

Этот шаг, по мнению официальных лиц страны, поможет избежать противоречия, когда экономика и инвестиции РФ и РБ ограничиваются международными и государственными санкциями, но в то же время их гражданам выдаются виды на жительство в Эстонии для работы и ведения бизнеса.

Отметим, что имеющиеся разрешения на жительство, а также основания для пребывания и работы в этой стране документ не отменяет. Человек сможет согласно законодательству ходатайствовать об их продлении или изменении основания для пребывания в Эстонии.

Естественно, санкции нанесут ущерб и их инициаторам. Так, депутат литовского Сейма Юстас Джюгялис после заседания рабочей группы, где обсуждалось прекращение экономических отношений с РФ и РБ, сказал, что потери, по данным Министерства экономики и инноваций, на самом деле будут довольно большими в разных секторах. Самые значительные – в импорте древесины и металлопроката. Однако парламентарий тут же подчеркнул: есть возможность заменить все это поставками из других стран. Кроме того, он напомнил, что власти уже готовят план мер для помощи и амортизации потерь бизнеса в таком случае.

По словам эстонского министра экономики и инфраструктуры Таави Ааса, 

«Некоторые из наших предпринимателей не получат заказанный ими товар, но вся деловая деятельность, так или иначе связанная с нашим восточным соседом, всегда сопряжена с риском».

Польские, литовские и другие автомобили, зарегистрированные в ЕС, продолжают пересекать границы с грузами, которые в санкционные списки не попали. Но есть большая вероятность того, что Россия и Беларусь могут в ответ принять свои санкции, связанные с этим сектором экономики.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by