$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Белорусский морской флот

07.07.2009

Правительство вновь возвращается к идее создания собственного морского торгового флота. Разговоры об этом ведутся с начала 90-х гг., однако именно современная конъюнктура открывает новые, весьма выгодные возможности для ее реализации. Снижение объемов международного фрахта в мире повышает интерес к перевозкам белорусских грузов со стороны иностранных инвесторов, а падение цен на суда делает их покупку более доступной.

Сейчас в Минтрансе рассматривается не только вариант приобретения кораблей, но и их передача инвестором в качестве взноса в уставный фонд белорусской пароходной компании. Причем выдвигается существенное условие — компания должна быть зарегистрирована в нашей республике. Это, впрочем, выгодно и инвестору, который в таком случае получает гарантированный доступ к заказам по обслуживанию отечественного экспорта. Как сообщил на недавней пресс- конференции первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Николай ВЕРХОВЕЦ, ежегодно морской перевалке подлежат около 20 млн. т белорусских грузов. В условиях мирового падения фрахта, хронического «недогруза» портовых мощностей этот объем стремятся переключить на себя сразу несколько операторов рынка морских перевозок. Именно они сейчас рассматриваются в качестве возможных партнеров в деле создания национального морского флота.

Уже проведены предварительные переговоры с российской компанией «Совкомфлот». Правда, нашу сторону пока не устраивают ее встречные условия, которая, к примеру, настаивает на том, чтобы все белорусские грузовладельцы в случае создания совместного транспортного предприятия пользовались только его услугами. «Мы не можем пойти на такие шаги, т.к. будем привязаны к одному перевозчику, который будет диктовать свои правила», — подчеркнул первый замминистра.

Высока вероятность реализации совместного проекта с клайпедским портом — это один из крупнейших партнеров республики на Балтике. Он объективно заинтересован в дальнейшем обслуживании транзитного потока наших калийных удобрений и других грузов и заявляет о своей готовность к новым формам взаимовыгодного сотрудничества.

По словам Н.Верховца, интерес к проекту проявляют судовладельцы и из других стран дальнего зарубежья, хотя детальная информация о переговорном процессе пока не разглашается.

Перспективными остаются и совместные проекты, касающиеся внутреннего речного флота республики, который остается, пожалуй, единственной отраслью национальной транспортной системы, не допустившей снижения финансовых показателей. В январе-июне объем перевозок грузов внутри республики вырос на 3% к уровню аналогичного периода 2008 г. Выручка организаций достигла 35 млрд. Br, а рентабельность — 9,8%. В целом получена прибыль в размере 1,3 млрд. Br.

Комментируя эти цифры, начальник управления морского и речного транспорта Минтранса Бронислав ГОВОРОВСКИЙ отметил, что сегодня тарифы речных перевозок выгодно отличаются от расценок железной дороги или автомобильного транспорта. В десяти белорусских портах созданы хорошие технические условия для складирования и обработки больших товарных партий минерально-строительных и лесных материалов, что также привлекает грузоотправителей. Рост внутреннего спроса, в частности, позволил РТУП «Белорусское речное пароходство» компенсировать падение выручки, вызванное сокращением перевозки калийных удобрений до украинского порта Николаев.

Правда, пока речная транспортная система не смогла воспользоваться своими преимуществами и опередить остальных в деле разгосударствления. Тревогу вызывает ситуация на судостроительно-судоремонтных заводах в Речице и Гомеле, которые включены в приватизационный план постановления Совмина от 14.07.2008 № 1021. Продажа этих предприятий приостановлена — инвесторы оказались не в состоянии предоставить необходимые ресурсы для ее завершения. Эти объекты жизненно необходимы стране для дальнейшего развития ее транспортной инфраструктуры. Пока же, не имея должного финансирования, они сами нуждаются в обновлении.

Владислав ПЛАТУН