Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Транспорт
07.12.2019 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусский автотранспорт: от Польши до Китая

Фото: autogps.by

Международные грузоперевозки автотранспортом занимают второе место в Беларуси в экспорте услуг, уступая лишь услугам в секторе IT. 

По информации начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергея Дубины, за январь-сентябрь текущего года экспорт услуг автомобильного транспорта вырос на 104,8% по отношению к соответствующему периоду прошлого года и составил почти 1.1 млрд USD.

Международные грузоперевозки автотранспортом занимают второе место в экспорте услуг, уступая лишь услугам в секторе IT.

По словам заместителя генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Натальи Высоцкой, грузоперевозчики обеспечивают 98% валютных поступлений в объеме экспорта услуг автомобильного транспорта.

Главные направления в международных грузоперевозках для белорусов — регулирование перегрузки на польском направлении и работа на перспективном китайском.

Минтранс делает все возможное для улучшения бизнес-среды в отношении белорусских грузоперевозчиков. В частности, активно участвует в различных мероприятиях с целью получения для них большего числа разрешений. В идеале здесь стремятся к достижению безразрешительного принципа работы для перевозчиков. К примеру, было проведено 15 двухсторонних встреч, в результате которых Республика Беларусь получила более 40 тыс. дополнительных разрешений.  

В нынешнем году было подписано 3 соглашения в области международного автомобильного транспорта (о введении безразрешительной системы на международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров) — с Молдовой, КНР и Великобританией. Главными «внешними» трендами для белорусских перевозчиков стали Китай и Польша.

 

Польша

Сегодня Беларусь связана обязательствами обмениваться разрешениями почти с полусотней государств (46).

«Причем, – как отметила замдиректора БАМАП Н.Высоцкая, – по 32 странам, исходя из потребностей наших перевозчиков, мы наблюдаем нехватку разрешений. Это касается в большей мере перевозок, формируемых в двустороннем формате или транзитом по территории государств, которые выдают разрешения. В списке стран, создающих белорусам дефицит разрешений, — Австрия, Азербайджан, Бельгия, Грузия, Испания, Монголия, Нидерланды, Словакия, Турция, Туркменистан, Эстония и некоторые другие. Но главные проблемы в этом году мы испытываем из-за значительной нехватки разрешений в Польше. Для нас это первоочередная проблема двухсторонних и транзитных разрешений. Дело в том, что Польша определяет принцип обмена разрешениями на условиях паритета. И в настоящее время польской стороне этих самых разрешений нужно меньше, чем мы даем, они просто не реализуют их все. Из-за этого на польском направлении создался дефицит разрешений».

Почему акцент сделан именно на Польше, если аналогичные проблемы создают еще три десятка государств? Польша для белорусских перевозчиков занимает первоочередное место в объеме двусторонних грузоперевозок (30% от всех международных грузоперевозок в двухстороннем сообщении). Именно поэтому позиция поляков, связанная с ограничениями в выдаче разрешений, для белорусов оказалась самой болезненной. Проблема неоднократно обсуждалась с польской стороной — на белорусско-польском транспортном форуме, с представителями посольств. Сегодня удалось договориться о возможности использования части квоты 2020 г. (10 тыс. разрешений) с конца 2019 г.

 

Китай

Китайский рынок автомобильных грузоперевозок — самый неизвестный для республики. Как сказал представитель Минтранса Сергей Дубина, мы ждем соответствующего решения китайской стороны о завершении внутригосударственных процедур (в Беларуси они уже завершены), чтобы начать проработку первых перевозок в далеком восточном направлении. Тем не менее с учетом ограничений белорусам на других рынках с китайским направлением связываются определенные надежды (и в двухстороннем формате, и в транзитном).

Насколько китайское направление окажется для белорусов удобным, покажет время. Но изначально обе стороны (и Беларусь, и КНР) понимают, что более выигрышной ситуация выглядит именно для белорусов, которые могут ехать почти 10 тыс. км до Китая по «русскоязычной» территории (Россия, Казахстан). Китайским же водителям придется столкнуться с полным непониманием буквально сразу, едва они пересекут границу. Кроме того, чтобы осуществлять грузоперевозки в Китай, белорусам потребуется разрешение только одной страны — непосредственно КНР; для проезда по России и Казахстану разрешения белорусам не требуется. Китайской же стороне потребуются разрешения всех трех стран. Почему Китай пошел на такие условия, остается только догадываться. Видимо, не особо беспокоясь, что белорусы решатся ехать на столь далекие расстояния, попутно конкурируя с железнодорожными перевозками. Китай, похоже, основную ставку делает на «железнодорожный шелковый путь» через Казахстан и Россию, убеждая попутно Российскую Федерацию предоставить возможность пользоваться Транссибом. Это позволит КНР сократить доставку грузов до белорусского Бреста практически до одной недели (1100–1500 км/сутки).

Смогут ли белорусские автомобильные перевозчики конкурировать с БелЖД, доставляющей морской контейнер в Китай за две недели и уже создающей в конечных пунктах собственные автотранспортные филиалы с целью развоза грузов по территории страны? Как пояснил Сергей Дубина, Минтранс не осуществляет перевозки, а создает условия. Эффективность транспортных перевозок будут считать автотранспортные предприятия. И если они их устроят, грузы автомобильным транспортом в Китай пойдут. Тем более что соглашение с китайской стороной позволяет белорусам вести машину не только до границы (как правило,  ближайший логистический центр располагается в 60-километровой зоне от границы), но и вглубь страны. Такой возможностью в китайском направлении обладают пока только три страны (в т.ч. Беларусь).

Во всяком случае, когда такое же соглашение подписывалось с Монголией, опасения, что разрешения не будут использованы в полном объеме, были такими же. Но спустя пару лет (с началом санкционной войны между РФ и ЕС) количество разрешений выросло до 600. Сегодня их не хватает.

 

Внутри страны — комфортно

По данным БАМАП, всего в Беларуси зарегистрировано более 19 тыс. транспортных средств, способных осуществлять международные грузоперевозки (около 3 тыс. субъектов хозяйствования).

Предполагается, что в следующем году, как и в нынешнем, международные автоперевозчики будут освобождены от НДС и утилизационного сбора при покупке новых автотранспортных средств (соответствующий проект документа находится пока на согласовании).

В прошлом году удалось снизить стажевой ценз для водителей-международников. Раньше водитель (с категорией Е) не мог выезжать за границу, пока у него не будет пары лет практики вождения внутри своей страны.

В этом году с целью недопущения оттока белорусских специалистов за рубеж удалось серьезно улучшить ситуацию для водителей с командировочными, сумма которых стала практически такой же, что и в сопредельных с Беларусью странах.

Ежегодно, по словам представителя БАМАП, белорусским перевозчикам выдается около 700 тыс. разрешений. К ним следует добавить двусторонние и транзитные перевозки без разрешительной системы в рамках Евразийского экономического союза. Здесь цифры тоже исчисляются сотнями тысяч.

Справочно: Ассоциация «БАМАП» создана в 1992 г. по инициативе 24 автотранспортных предприятий республики. В настоящее время она объединяет в своих рядах порядка 1000 автомобильных перевозчиков –членов БАМАП, пользователей книжек международных дорожных перевозок. С 1992 г. Ассоциация входит в состав Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ, Швейцария) на правах действительного члена и в соответствии с постановлением Совмина от 29.12.1998 № 1996 выполняет функции гарантийного объединения на территории Республики Беларусь с предоставлением права выдачи книжек МДП.

 

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений