Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусских производителей нужно защищать

«Экономическая газета» предложила читателям делиться проблемами, возникающими в повседневной работе, а также мнением по различным экономическим вопросам (см. «ЭГ» № 66 от 04.09.2018). В числе первых на призыв  отозвался генеральный директор ИП ЗАО «Молодечненский трубопрокатный завод» Александр ЧЕРНЫШЕВ, наш постоянный подписчик и читатель (с первого года выпуска «ЭГ»):

– Вот уже 6 лет меня, как гендиректора завода, волнует тема закупок товаров за счет собственных средств предприятий в свете обсуждаемого проекта Указа «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных (внебюджетных) средств», который должен заменить постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (разработчиком проекта Указа является МАРТ, его общественное обсуждение проходило до 08.08.2018 г. –  Прим. ред.)

Когда в 2012 г. я ознакомился с постановлением № 229, то мысленно назвал этот документ некрологом для белорусских производителей. Мне было непонятно, почему критерием закупок в стране стала минимальная цена товара, а не логистика, качество товара, и почему с принятием документа была ликвидирована прерогатива белорусского производителя в отличие от постановления Совмина от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (данный документ давал возможность предприятиям закупать товар напрямую у производителя с регистрацией сделки на бирже. – Прим. ред.).

Для меня странно то, что огромная Россия всячески защищает свой рынок от белорусских товаров, ведя с Беларусью так называемые молочные, мясные, сахарные войны, тогда как наша маленькая страна распахнула свой рынок для российских, казахских, украинских производителей, зная, что энергоносители в той же России в разы дешевле белорусских.

Как можно соревноваться с ними в цене? Если в договоре о создании Евразийского экономического союза записано, что единый рынок по топливно-энергетическим ресурсам будет создан в 2025 году, то и приоритет до этой даты должен отдаваться отечественным производителям. А конкурсы по закупкам следует проводить только по тем товарам, которые не производятся в Беларуси.

В ходе торгов на Белорусской универсальной товарной бирже мы, производители электросварных труб, выступаем фактически как статисты, фиксируя порой только то, что в предложениях к закупкам фигурирует Молодечненский трубопрокатный завод.

А если еще учесть, сколько средств тратится на подготовку к проведению конкурсных процедур (создание комиссий, рассылка при­глашений, сбор и обработка предложений, регистрация на бирже, в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен, отвлечение специалистов предприятий для участия в торгах, получение удаленного доступа), вряд ли товар станет от этого дешевле.

И как же бывает обидно, когда при проведении торгов по закупке электросварных труб на том же ОАО «МАЗ» мы проигрываем порой всего 100 RUB, и при оплате через 60 дней МАЗ платит валютой при пересчете по курсу на день оплаты выше, чем было наше предложение в белорусских рублях. Хотя в этой организации существует своя служба безопасности, которая строго отслеживает цены при проведении конкурса, но анализирует ли она итоговую стоимость при оплате?

Пусть наша продукция чуть дороже, но ведь ее произвели белорусские рабочие, получая зарплату, они ее тратят на содержание своих семей, закупки белорусских товаров, предприятие платит налоги в Фонд социальной защиты населения, поддерживая своих пенсионеров, студентов, другие слабозащищенные слои населения. Большое значение имеет и тот фактор, что налоги перечисляются в бюджет нашей республики.

На одном из совещаний Президент страны поручил председателю КГК разобраться с работой биржи. Я надеялся, что теперь наконец-то выяснится, зачем нужен посредник между производителем и покупателем. При том, что этот посредник за проведение сделки берет плату как с продавца, так и с покупателя. При оборотах, которые проходят через биржу, это, видимо, самая богатая организация в Беларуси по сумме чистой прибыли на одного работающего.

К сожалению, результаты этой проверки не были опубликованы ни в печатном издании КГК – журнале «Государственный контроль: анализ, практика, комментарии», ни в других средствах массовой информации.

На мой вопрос бывшему министру промышленности при посещении им г. Молодечно, зачем экономические власти страны ввели конкурсную процедуру закупок, он ответил, что это сделано с целью борьбы с коррупцией. Считаю, это не аргумент, потому что в нашей республике при таком количестве контролирующих служб проверить любую сделку не составляет большого труда, да и зачем тогда в соответствии с постановлением Совмина от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» каждую организацию заставили создать отдел по борьбе с коррупцией или службы собственной безопасности.

Негативным последствием кон­курсных процедур для нашего завода стало то, что если до их введения мы производили и реализовывали 11,5 тыс. т труб в год, то после реализация упала до 5,7 тыс. т. Естественно, часть персонала завода была сокращена. За 17 лет моей работы в г. Молодечно прекратили свое существование следующие предприятия: «Спутник», заводы металлоизделий и ЖБИ, фабрика музыкальных инструментов; в стадии санации находятся ОАО «Забудова», ОАО «Молодечненский завод металлоконструкций». И это в городе с численностью менее 100 тыс. человек. Зато как грибы растут здесь торгово-развлекательные центры, хотя в советское время Молодечно славился своей развитой промышленностью и был одним из индустриальных городов Беларуси.

Я не предлагаю запретить закупки товаров предприятий ЕАЭС – пусть они присутствуют на нашем рынке. Я против запрета белорусским предприятиям производить закупки по прямым договорам у белорусских же производителей, пусть и чуть дороже. Но ведь в случае закупки некачественного товара нам проще здесь на месте решить эту проблему, чем возвращать товар, например, в Казахстан. В прямых поставках внутри республики не возникают курсовые риски. Рентабельность белорусских производителей можно ограничить десятью процентами, если вдруг кто-то захочет разбогатеть на белорусских покупателях.

Считаю, если и дальше мы будем поддерживать российских, казахских, украинских, китайских производителей, то к 2025 году, когда сформируется единый евразийский рынок, белорусских производителей просто не останется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by