Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусские производители сталкиваются с дискриминацией в торговле

Фото: freepik.com

Белорусский производитель товаров медицинского и гигиенического назначения провел исследование представленности товаров отечественного производства в крупных торговых и аптечных сетях. Результаты показывают, что белорусские непродовольственные товары слабо представлены в розничной торговле и занимают худшие места.

Потребительские промтовары теряют позиции быстрее

Результатами исследования представитель компании-организатора, ООО «Медватфарм», поделился на недавно прошедшем Форуме деловых кругов. Как отметил спикер, складывается парадоксальная ситуация: за 20 лет реализации политики импортозамещения доля белорусских товаров в розничной торговле снизилась. Если в 2005 г. доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте составляла 80,4%, в т.ч. в продовольственном сегменте – 86,9%, непродовольственном – 70,8%, то каждую последующую пятилетку эти значения становились ниже. По итогам января-сентября 2024 г. доля непродовольственных товаров составила 38,2%, продуктов питания, напитков и сигарет – 76,9%. При этом в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утв. Указом от 29.07.2021 № 292, в разделе «Потребительский рынок» ставилась задача увеличить долю отечественных товаров в общем объеме розничного товарооборота до 63%, из них продовольственных – до 85%. Если до конца 2025 г. не будут приняты действенные меры, этот показатель вряд ли будет достигнут с учетом сложившейся тенденции.

Напомним, что ранее схожими наблюдениями делился и журналист «ЭГ», изучивший официальные данные Белстата.

По мнению организатора нынешнего исследования, главной причиной снижения доли отечественных потребительских товаров является отсутствие эффективных мер защиты национальных производителей, несовершенство действующего законодательства, а также проявление дискриминации в торговых сетях – в отличие от практики, сложившейся как в странах ЕС, так и в России. Анализ торговых полок в объектах розничных сетей и аптеках (более 30 объектов в Минске и областных городах) показал, что отечественные товары часто занимают менее 10% площади (по количеству ценников) и расположены на нижних полках. В абсолютном большинстве объектов импортные товары преобладают и занимают лучшие места с точки зрения привлечения внимания покупателя.

Между тем в других странах, где работают законодательные нормы в пользу равной конкуренции, оте­чественные товары, наоборот, расположены лучше (в большем объеме и на более заметных местах), чем импортные. По данным, приводимым в исследовании, в магазине сети «Ашан» в Москве (РФ) представлены преимущественно отечественные товары, российского производства. В объекте той же сети (Auchan) в Белостоке (Польша) польские товары занимают 90–95%. В сети Edeka в Кельне (ФРГ) на товары производства Германии приходится 80% ассортимента, на импортные – около 20%.

Доля товаров белорусского производства в розничном товарообороте, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Непродовольственные товары

51,1

45,8

44,2

43,6

43,0

40,9

40,5

42,9

40,4

38,3

Пищевые продукты, напитки и табачные изделия

82,2

81,6

80,8

79,6

77,5

77,1

76,6

76,9

77,5

77,1

Для защиты производителей «зарегулировать» торговлю?

По итогам исследования его организатор предложил бизнес-союзам и госорганам рассмотреть ряд предложений, направленных на защиту интересов национальных производителей и ограничение дискриминационных проявлений в ретейле.

Во-первых, речь в них идет о нормативном закреплении равного подхода к размещению (выкладке) отечественных и импортных товаров одной группы в магазинах. Во-вторых, в рамках одного субъекта торговли или торгового объекта предлагается применять единый уровень торговой надбавки на однородные товары отечественных и импортных производителей в разрезе наименований классификационных группировок товаров. В-третьих, не исключается целесообразность утверждения единого типового договора поставки, который могли бы заключать поставщики однородных товаров (отечественных и импортных) и представители белорусского ретейла, где были бы прописаны равные условия оплаты, поставки и ответственности.

Организатор исследования полагает, что защитить национальных производителей также могли бы нормы, направленные на запрет обмана потребителей путем проведения различных акций, использующих злоупотребление доверием покупателя и недостоверные сведения. По мнению авторов предложений, акции должны проводиться только на товары, у которых истекает срок годности (осталось менее 80% периода, заявленного производителем), на которые заканчивается сезонный спрос (мода), которые долгое время (свыше 90 дней) остаются непроданными.

Предлагается также обязать субъекты торговли обеспечивать долю отечественных товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере не менее 20% в общем годовом объеме реализации аналогичных товаров.

Среди других озвученных инициатив – с учетом тренда на экологизацию повысить долю «зеленых» товаров в рознице, для начала – не менее чем до 5% в годовом объеме реализации товаров тех же групп, с последующим увеличением данного объема на 10% ежегодно.

Обязанность субъектов торговли обеспечивать «равноправие на полке» предлагается подкрепить введением оборотного штрафа за ее несоблюдение – на уровне не менее 4% от оборота аналогичной продукции за прошлый год. По мнению авторов инициатив, высокие штрафы заставят участников рынка добровольно соблюдать нормы законодательства и существенно снизят нагрузку на контролирующие органы.

***

По большому счету мы наблюдаем призыв к протекционизму в отношении белорусских производителей, что, конечно, может привести к сокращению товарного ассортимента и повлечь за собой иные негативные последствия. В то же время не только исследование, проведенное компанией, но и официальная статистика показывает, что проблема с представленностью отечественных товаров в торговле, во всяком случае в непродовольственном сегменте, действительно есть, и переломить тренд на уменьшение их доли в розничном обороте без решений регулятора вряд ли удастся. Государство со своей стороны пока идет не по пути «понуждения к покупке» белорусских промтоваров, а по пути стимулирования покупателя к их приобретению с помощью льготных потребительских кредитов.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by